Как заработать на гончарном ремесле?
Руководитель проекта Тахмина Джанбакиева рассказала о том, как выстроить работу творческой мастерской
Давно известно, что любая
финансовая деятельность рано или поздно приводит к эмоциональному выгоранию. Восстановиться многим помогают занятия творчеством. На это сделала ставку руководитель арт-мастерской Clay house Gallery и по совместительству психолог с десятилетним стажем Тахмина Джанбакиева. Корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz она рассказала о том, сколько вложений потребуется для запуска гончарной студии, сколько стоят расходные материалы и почему не стоит забывать о маркетинге.
Студия гончарного мастерства Clay house Gallery открылась семь лет назад. Все начиналось с керамической лепки, позже добавилось гончарное мастерство, а потом и живопись.
«Керамическая лепка и гончарное мастерство – наши основные направления. По керамике в городе работает мало галерей, сейчас более популярна живопись. Дополнительно мы проводим мастер-класс по фьюзингу (работа со стеклом), учим работать с кожей. Но самым востребованным у нас остается гончарное ремесло», - начинает свой рассказ Тахмина.
Для открытия студии потребовалось 5 тыс. долларов. По словам Тахмины, окупаемость бизнеса занимает достаточно длительное время, от 4 до 7 лет. Срок зависит и от того, есть ли в собственности нужное помещение. Сама Тахмина его арендует.
Руководитель проекта рассказала, на что были потрачены средства. К примеру, хороший гончарный круг стоит свыше 200 тыс. тенге.
Его стоимость зависит от мощности, материала, из которого он изготовлен, уровня
сборки, количества комплектующих. Также нужно быть готовым к затратам на покупку глины. Полтонны рабочего материала стоит
150 тыс. тенге. Глину необходимо заказывать раз в 5-6 месяцев из России. Сюда
же прибавляется доставка – 90 тыс. тенге. Еще одна важная составляющая – печь для
обжига готовых изделий. Она стоит от $2 тыс. до $7 тыс.
«В городе есть галереи, которые занимаются керамикой, при этом не имея печи, потому что это дорогое удовольствие. Помимо того, что она стоит недешево, печь потребляет большое количество электроэнергии. Только за свет мы ежемесячно оплачиваем 50-60 тыс. тенге. В печи периодически нужно менять спираль, где-то раз в 6-8 месяцев, в зависимости от количества обжигов. Стоимость одной спирали – 8 тыс. тенге, а их мы закупаем около четырех», - говорит собеседница.
В
последующем, когда основное оборудование и материалы закуплены, основные траты уходят
на покупку глазури и рабочих инструментов. Руководитель
арт-мастерской делится, что дополнительную прибыль студии приносят продажи фигурок
из керамики, сделанные мастерами. На продажу выставляются и картины.
«Галерея
– это уникальный организм, тут можно зарабатывать практически на всем. Мы
устраиваем платные выставки, предоставляя помещение художникам в аренду. Была такая
практика, брали $200 за две недели аренды», - вспоминает она.
Сезонность в «гончарном бизнесе» также актуальна. Лето – мертвый сезон. «Но галерея продолжает работать, летом очень популярны тимбилдинги. На них приходят большими
компаниями. Еще проводим девичники и дни рождения. Это тоже приносит прибыль. Подъем начинается в сентябре», - говорит Тахмина.
Как правило, мастер-классы не имеют возрастных ограничений. Приходят учиться и дети с 3,5 лет, и люди пенсионного возраста.
«Это не просто творчество, это еще и арт-терапия, антистресс. Помимо этого, любая работа руками – это развитие мелкой моторики, внимания, мышления, эстетического вкуса», - замечает собеседница.
Средняя стоимость занятий в мастерской составляет от 6 до 20 тыс. тенге, в зависимости от того, разовое это занятие или абонемент. Сюда входит зарплата мастеру, глина и обжиг готового изделия. Заняться живописью, при наличии собственных материалов можно за 4,5, тыс. тенге, с предоставлением материалов за 6,5 тыс. тенге. С каждого ученика галерея зарабатывает от 1-1,5 тыс. тенге. А чтобы минимизировать риски отказа от мастер-класса, студия работает по полной предоплате.
«Тогда мы понимаем, что ничего не теряем, потому что любая потеря очень существенна», - говорит руководитель проекта.
Открывая студию, нельзя забывать о таком важном моменте, как маркетинг. Если вы не сможете правильно заявить о себе, то дело дальше может и не пойти, считает Тахмина.
«Мы используем два основных канала продвижения – это сайт и Instagram. Еще сотрудничаем с организацией по продаже подарков. Оттуда к нам приходит большой поток клиентов. Люди любят дарить творческие подарки. Также принимаем участие в фестивалях, где проводим мастер-классы по гончарному кругу и живописи», - рассказывает она.
Тахмина Джанбакиева считает, что для открытия гончарной студии
необходима зрелость, потому что творчество не терпит халатного
отношения. При этом в
ближайшее время Clay
house
Gallery
расширяться не планирует, хотя много запросов поступает из Нур-Султана.
«Этот
бизнес приносит небольшой доход. Но есть в этом деле
что-то большее, компенсирующее. Это благодарность и радость наших учеников», -
замечает Тахмина.