Той-бизнес: спрос диктует артистам контент
АВТОР

17.09.2019 • 09:00 2807

Той-бизнес: спрос диктует артистам контент

Почему в отечественном шоу-бизнесе прошла мода на дорогие клипы и не востребован авторский контент

Для казахстанских исполнителей производство одной композиции под ключ – мелодия, текст, сведение, аранжировка и mastering трека – доходит до $5 тыс. Услуги имиджмейкеров и фотосессии – в пределах $2-3 тыс. Создание музыкального видеоклипа, если исполнители работают с популярными режиссерами, – от $10 000 и выше.

Мода у отечественных артистов на дорогие клипы от именитых режиссеров действительно прошла, считает Алуа Конарова, продюсер Rin’Go, Renzo, Ayanat и «Асылтас Аяп». Музыкальный видеоролик сегодня можно снять и за небольшие деньги. Главное – это креативность и концептуальность сценария, который чаще всего и предлагают молодые начинающие режиссеры. Стоимость работы в студии для начинающих групп, кстати, тоже может быть символической. Как отмечает Денис Карлос Балакирев – лидер, солист и продюсер группы Komancheros, – в Казахстане цена на одну сессию в студии может быть договорной, если группу и ее владельца связывают дружеские отношения.

«Стоимость одной сессии в студии может варьироваться в пределах $100-200 в час. Качественные инструменты каждый член команды приобретает за свой счет. Допустим, хорошая гитара может стоить от $2000, а барабанная установка –еще дороже. Но именно хорошие инструменты обеспечивают качественный звук, и это индивидуальная ответственность музыканта. Из-за того, что у гитариста дорогие струны, он играть не перестанет. Музыкант инвестирует в себя, думая о том, окупятся ли его затраты, в последнюю очередь», – говорит Денис Карлос Балакирев.

Отдельным бюджетом в статье расходов является интернет-продвижение, включающее работу SMM-специалиста со страницами в социальных сетях и таргетинговую рекламу. Сумма вложений здесь варьируется в пределах $25-30 тыс.

Бюджет на продвижение исполнителя или группы в Казахстане зависит от их собственных амбиций и возможностей. Кому-то мало и нескольких десятков тысяч долларов, а кому-то и 3-5 млн тенге достаточно. Например, если у рок-группы получилось записать авторскую композицию, снять интересный и концептуальный клип, то есть шанс, что местные телеканалы и радиостанции запустят его в ротацию бесплатно. При этом музыкальные команды чаще всего обходятся без продюсера, продвигая свое творчество в интернете.

«Если артист по-настоящему талантлив, умеет генерировать творческие идеи, и в то же время имеет правильное видение своей аудитории, обладает административно-организационными навыками, у него развита бизнес-жилка и он держит в голове хорошо продуманную стратегию развития своего продвижения, то почему бы не совмещать продюсирование и творчество? Но это очень редкое явление, когда в одном человеке сочетаются все эти качества. Например, рэперам, если они талантливы, достаточно продвижения в формате digital marketing, и здесь действительно не нужны связи и продюсер. Если ими заинтересовывается заказчик, то они имеют постоянный доход. И не только от концертов. Сейчас прибыль поступает еще и от дистрибуции песен в интернете. Подобная монетизация творчества гораздо выгоднее, чем глухое ожидание, когда наладится концертная деятельность. Некоторым особо полюбившимся рэперам или рок-музыкантам дистрибуторы выплачивают неплохие проценты за полноценный альбом. Но угадать, что сегодня интересно публике, очень сложно», – отмечает Алуа Конарова.

Скачивание треков казахстанских исполнителей стало платным не сразу. За весь период освоения продаж альбомов во Всемирной сети артисты периодически поднимали вопрос о защите авторских прав и реальных суммах с продаж песен. На сегодня процессы более-менее налажены, но привычка скачивать треки бесплатно все еще распространена. Также, пусть и пассивно, но весьма ощутимо для заработков артистов, развивается пиратство. Как призналась Алуа Конарова, некоторые треки ее подопечных продаются на базарах и пользуются спросом. При этом ни о каких отчислениях с продаж даже не идет и речи. «Радует другое: отечественный меломан теперь хочет иметь в своем плей-листе максимально качественный продукт. Все чаще казахстанцы предпочитают заплатить доллар за трек, чем скачивать бесплатно на пиратских интернет-ресурсах или покупать на дисках на барахолках», – отмечает продюсер.

6dc483b83b9f9fbdcac8fc1e426.jpg
Отечественная перспектива

Гонорары для инструментальных групп варьируются до $2-3 тыс. Но финансовая часть, как признаются музыканты, в решении собрать группу, – не самая главная. Для кого-то музыка – это хобби, и они, имея официальную работу, выступают в клубах, на фестивалях и семейных праздниках. Но для некоторых групп именно той-бизнес, который на сегодня составляет около 90% рынка, является основным заработком. Спрос на авторский контент не превышает 10%. Поэтому на особую продаваемость рок-, R&B- и андерграунд-композиций сами музыканты не рассчитывают.

«Прежде всего, артист должен определить свою аудиторию. Если его устраивает той-бизнес, он создает соответствующий контент и, как правило, знакомится с ведущими. Есть артисты, обычно альтернативных популярной музыке жанров, которым важна самореализация. Их путь роста и становления непрост и небыстр. Они не выпускают альбомы в массовом масштабе и очень тщательно собирают контент для альбома. У таких музыкантов есть чистота и преданность искусству, где их отношение к творчеству – это концептуальность, индивидуальность и интеллект выпускаемого контента. И я за такую музыку», – говорит продюсер популярных групп Rin’Go, Renzo, Ayanat и «Асылтас Аяп».

«Той-бизнес – это востребованное в нашей казахстанской entertainment-сфере направление. Публика очень сложно воспринимает новую музыку, и если речь идет, например, о рок-направлении, то продвигать его очень непросто. Рок-команда может снимать клипы, но это даст местечковую известность. Многие отечественные группы предлагают аудитории качественный, интересный и талантливый контент, но зарабатывать на своем авторском материале получается у единиц. Возможно, это удалось казахстанскому исполнителю Moldanazar. Komancheros сегодня работает над собственным альбомом, планирует снимать клип и запускать его в ротацию на музыкальных каналах, а песни – на радиостанциях. Но это будет рок-музыка. А вот кому она нужна в Казахстане – это уже другой вопрос. У нас слишком маленький рынок для продвижения композиций подобного жанра. Даже если посчитать по количеству казахстанцев – 18 млн человек, – какой процент из них по-настоящему является ценителем рока? И сколько из них готовы платить за качественный авторский контент, ориентируясь на свой музыкальный вкус?» – говорит лидер группы Komancheros.

Забугорная перспектива

Музыкантам и артистам с авторским контентом, уникальными вокальными данными и харизмой продюсеры рекомендуют выходить на зарубежные концертные площадки: в Китае, России, США и странах Европы. В Казахстане, кроме того, что сам рынок шоу-бизнеса небольшой, еще и слабо развита концертная инфраструктура. То есть если артист вкладывает собственные деньги в сольные концерты в Казахстане, то он в лучшем случае всего лишь возвращает инвестиции или выходит в ноль. Но чаще всего расходы превышают доходы. Лучше всего развиваться, если у артистов получается заинтересовать своим творчеством публику за пределами страны. У таких групп и исполнителей есть шанс, что их услышат и полюбят миллионы и, соответственно, появится возможность зарабатывать деньги.

Стоит отметить, что сегодня есть спрос на артистов с азиатской внешностью и восточным колоритом. Например, российские дистрибьюторы не скрывают своей заинтересованности в казахстанских артистах и предлагают сотрудничество. По наблюдениям Алуы Конаровой, отечественные исполнители талантливее многих российских коллег, а плотный гастрольный график у таких музыкантов, как Назима, Jah Khalib и Скриптонит, это лишний раз подтверждает.

«Мне, как продюсеру, в принципе для продвижения интересны страны Юго-Восточной Азии. Я уже год веду переговоры с телепродюсерами, но это все непросто. Их контракты на 60 страницах включают достаточно жесткие условиями для артистов. В прошлом году я была на грани подписания соглашения с зарубежной продакшн-студией, чтобы развивать группу Renzo. Но мне стало жалко своих подопечных, потому что меня испугало большое количество ограничений. Например, стало бы невозможным развитие в собственной стране, а также было поставлено условие исполнения песен на китайском языке», – говорит Алуа Конарова.

«Россия для продвижения группы с авторским контентом, как у Komancheros, открывает больше перспектив. Во-первых, и рынок больше, и концертная инфраструктура более развита. Но уехать в Россию и ждать бешеных гонораров тоже не стоит. Изначально будут одни вложения, которые не факт, что окупятся. Российский шоу-бизнес – как лотерея: либо повезло, либо нет. Если выпустить качественный и талантливый альбом, то музыкантов, в каком бы они жанре ни выступали, заметят. Например, такие новые успешные российские исполнители, как Монеточка и некоторые рэперы, раскрутились без продюсеров, с помощью интернета. Конечно, можно подписать контракт с продюсером, и это выбор каждого. Хотя на сегодня достаточно известны все пути, рычаги и механизмы раскрутки, которые можно освоить артисту самостоятельно и взять продвижение в свои руки, а интернет нам всем в помощь», – говорит лидер группы Komancheros.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

шоу-бизнес концерты в Казахстане Алуа Конарова той-бизнес

17.09.2019 • 09:00 2807

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Той-бизнес: спрос диктует артистам контент
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика