В каком бизнесе будут полезны роботы
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

14.09.2019 • 10:04 2504

В каком бизнесе будут полезны роботы

Александр Ким уверен, что применение роботов поможет не только автоматизировать процессы, но и сэкономить трудозатраты

В 2018 году на базе технопарка КазНУ имени аль-Фараби был создан стартап QazBot. Команда из пяти человек занимается разработкой и созданием современных инновационных робототехнических устройств. Главный научный сотрудник кандидат технических наук Александр Ким уверен, что применение роботов в бизнесе поможет не только автоматизировать бизнес-процессы, но и прилично сэкономить трудозатраты, рабочее время и бюджет, который раньше тратился на выплату зарплаты, отпускных, различных пособий сотрудникам. Александр рассказал о планах и результатах работы научно-образовательного центра цифровых технологий и робототехники.

Роботы нового поколения

Наша команда работает под эгидой кластера инжиниринга и наукоемких технологий КазНУ имени аль-Фараби. Занимаемся научными исследованиями, опытно-конструкторской разработкой, протипированием новых типов роботов, разработкой алгоритмов и программного обеспечения систем адаптивного, интерактивного и интеллектуального управления, в том числе на основе нейросетей и искусственного интеллекта.

Для сервисных роботов разрабатываем бизнес-кейсы, адаптируем их под различные бизнес-процессы. Например, робот QazBot V.1 может работать в качестве гида или консультанта. Он слышит, видит, говорит, понимает и может отвечать на разные вопросы, распознавать, запоминать лица и голоса собеседников. Робот QazBot V.2 понимает и говорит на семи иностранных языках. Сейчас он «обучается» понимать и говорить на казахском языке. Пока не идеально, но мы над этим работаем. Один из наших роботов успел «поработать» в качестве администратора в ЦОСе (центре обслуживания студентов) «Керемет» КазНУ, рассказывая, показывая и отвечая на различные вопросы посетителей о месте расположения поликлиники, банка, магазина, кафе, кинотеатра, химчистки и о предоставляемых ими услугах.

Робота QazBot можно также использовать в качестве робота – регистратора студенческой поликлиники. Думаем, что он успешно справится с этой ролью и будет проводить первичное анкетирование новых пациентов. Задав нужные вопросы и получив на них ответы, робот переведет полученную информацию в электронный формат медицинской карты больного, также сделает фото для анкеты пациента. Другой бизнес-кейс – это робот-диагност. Дополнив медицинскую карту больного информацией об антропометрических (рост, вес, возраст) данных пациента, результаты последних показаний (частота пульса, давление, результаты сданных анализов и др.), он может отправить или записать пациента на прием к нужному доктору. Интеллектуальный робот-диагност принимает решение на основании истории болезни пациента, базы данных других больных этой и других поликлиник. Разработанная нейронная сеть робота может хранить большое количество данных. На основе анализа старой и новой информации он видит динамику состояния здоровья пациента. Все роботы могут работать 24 часа в сутки, без перерывов на перекуры и обед, без выходных, отпуска и совершенно бесплатно. Главное – вовремя их заряжать.

070b1d8879d92cc2b6441242636.JPG

Еще мы разработали первого казахстанского робота-полицейского Robocop для патрулирования территории кампуса КазНУ и мобильного робота-курьера «Батыра». Предполагается, что робот-полицейский будет курсировать, следить за происходящим событиями и за обстановкой, за соблюдением порядка на территории кампуса КазНУ. Он способен запоминать и распознавать лица людей до 10 тыс. человек, связаться при необходимости с базой преступников МВД РК, а в случае возникновения ЧП оповестить и вызвать службы охраны, спасения или быстрого реагирования.

Робот-курьер «Батыр» разработан и предназначен для перевозки и доставки почтовых посылок, корреспонденции, медикаментов, продуктов питания и напитков (пиццы, гамбургеров, фруктов, цветов и др.). Такие роботы могут быть использованы для инспектирования газопроводов и нефтепроводов, охраняемых объектов и территорий, для военных целей и прочего.

Сейчас перед нами стоит задача – поставлять казахстанских роботов в сферы образования, медицины, торговли и бизнеса, чтобы они оказывали помощь и приносили пользу студентам и преподавателям, врачам, бизнесменам в таких направлениях, как промышленная и сервисная робототехника, медицина, ретейл. Мы так же готовы сделать учебные образцы индустриальных роботов, можем обучать студентов, ведь сегодня робототехника – это целое образовательное направление.

55b7eec4570d76d8e03b00d5a66.JPG
Сколько стоит технология?

В основе разработок казахстанских роботов QazBot V.1, V.2 и других лежат российские сервисные роботы Promobot V.2 и V.4, которые на сегодняшний день являются, по моему мнению, одними из лучших в мире. Более 500 экземпляров таких роботов продано в 34 страны мира. Например, Promobot V.4 – это робот последнего поколения, он стоит около 12 млн тенге. Имеет 27 степеней подвижности, как человек, и также очень умен. Такой робот отлично подойдет для внедрения в разные бизнес-процессы. Он быстро двигается, хорошо видит, долго работает, может проводить сложные механические функции, принести что-нибудь, развернуть. Может работать консьержем, торговым агентом, промоутером.

Promobot V.2 стоит около 6 млн тенге. Его функционал проще, он больше ориентирован на образовательные учреждения – школы, институты, университеты, торговые центры. Он такой же общительный и умный, как его младший брат, но более доступный по цене.

У нас есть предварительная договоренность с заводом – изготовителем роботов Promobot о возможной локализации крупноузловой сборки этих роботов здесь в Казахстане. Мы планируем адаптировать их под казахстанский рынок и рынок СНГ, а в дальнейшем – для стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Нашими разработками уже заинтересовалась специалисты из Ирана и Южной Кореи. При условии, что мы наладим производство полного цикла, стоимость роботов может снизиться на 10-20%. Пока же от первоначальной стоимости наценка будет составлять около 1-2 млн тенге в зависимости от встроенных функций. В себестоимость также входят адаптация и интегрирование робота в бизнес-процесс и сопровождение.

Закупать роботов в России нам выгодно, так как нет таможенных пошлин и не нужно платить НДС. Зарубежные аналоги нам обошлись бы в полтора-два раза дороже. Есть вариант покупки китайских роботов, но у них меньше возможностей и в основном они ориентированы на промышленные задачи. Китайцы покупают технологии и штампуют их. Массовое производство у них ориентировано в основном на игрушки и индустриальные роботы. Спрос на всю робототехническую продукцию на сегодняшний день в КНР очень высок. Однако это не мешает им выходить на зарубежные рынки, в том числе и на рынок Казахстана. Мы им, конечно же, не конкуренты, так как не имеем своего производства, а их интеллектуальные роботы не адаптированы к нашему рынку. Себя мы видим в развитии интеллектуальных роботов, где мы можем конкурировать в плане разработки программного обеспечения под разные области.

829aa024922084ae6770f15fb49.JPG

Зачем бизнесу роботы?

Мы пока только выходим на рынок. Набрали коллектив, нашли место, создали лабораторию, готовим производственную площадку, где можем изготавливать и собирать роботов, испытывать, выводить на рынок. Для бизнеса у нас много предложений.

Организация подобного производства была бы хорошим решением и очень сильным стимулятором для развития машиностроительной отрасли РК. В ближайшей перспективе возможно наладить производство роботов полного цикла и начать производить в стране не только сервисные, но и другие типы современных роботов, например, индустриальные, в которых наша промышленность нуждается особенно сильно. Их в республике практически нет, за исключением нескольких предприятий казахстанского автопрома и оборонно-промышленного комплекса. Местный рынок робототехники, как и соседних азиатских республик, бывшего СНГ тоже абсолютно пуст, за исключением некоторых стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Также и в цифровизации первым стоит вопрос развития машинного обучения, нейросетей, искусственного интеллекта и внедрения его на предприятиях Казахстана.

Внедряя в бизнес-процессы роботов, предприниматели смогут экономить на продавцах, повысить пропускную способность, устранить очереди. Роботы могут сделать большую часть монотонной работы, то есть автоматизировать процессы. Они еще хороши тем, что позволяют работать рядом с собой – коллаборативные помощники. Роботы не заменяют работников, а расширяют бизнес, наращивают его обороты. Сотрудники в этом случае будут заниматься не физическим трудом, а умственным.

Как правило, роботы окупаются за год, даже быстрее, за счет того, что им не нужно платить зарплату, их не нужно обучать, контролировать. Сейчас технологии позволяют делать их недорогими. Мы идем по пути упрощения конструкции. Нам не нужен универсальный робот, который может все и поэтому стоит дорого. Нам нужны роботы специализированные, которые делают только необходимые операции.

Конечно, пока наши бизнесмены не совсем готовы к таким инновациям. Не все понимают, зачем нужны такие роботы. Но все-таки некоторые крупные торговые сети уж начали внедрять и пробовать инновации, передовые технологии и достижения в сфере роботизации, робототехники и искусственного интеллекта.

7e51ee8725b3eb32416d09253ae.jpg

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

автоматизация роботизация QazBot

14.09.2019 • 10:04 2504

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
В каком бизнесе будут полезны роботы
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика