Казахстанские бренды на миллион

20.06.2019 • 11:37 4814

Казахстанские бренды на миллион

Как бренд нефтепродуктов Rompetrol стал одним из самых дорогих в Европе

Консалтинговая компания Brand Finance, оценивающая стоимость брендов по всему миру, представила ежегодный рейтинг самых дорогих брендов Румынии. В него вошли 50 топовых брендов, чья суммарная стоимость равна 5 млрд евро. Rompetrol - бренд группы KMG International, международного актива казахстанской национальной компании «КазМунайГаз», впервые попал в топ-10 рейтинга. Аналитики оценили его в 111 млн евро.

Надо отдать должное – в список «самых дорогих брендов» Румынии, а это основной рынок присутствия компании, Rompetrol попадает не впервые. В 2018 году бренд занимал 11-ю строчку в этом рейтинге, но подорожал за год на 34 млн евро, прибавив 44% к стоимости, благодаря чему попал в топ. Рейтинг бренда – АА+.

Как оценить бренд?

«Цена бренда», если говорить о методологии, определяется как возможная цена торговой марки с фокусом на инвестиционную привлекательность. Важны и такие параметры как доходность, маркетинговые инвестиции, корпоративная репутация, прогнозы аналитиков. Этот подход предполагает оценку вероятных будущих продаж и расчет ставки роялти, которая могла бы взиматься за использование бренда.

«Какова цель сильного бренда: привлечь клиентов, укрепить лояльность, мотивировать персонал? Все верно, но для коммерческого бренда основной ответ на такой вопрос - зарабатывать деньги», - заявил Дэвид Хэй, генеральный директор Brand Finance.

Зарабатывать деньги Rompetrol умеет. Каждый водитель в Румынии знает автозаправочные станции этого бренда.

«Я являюсь клиентом Rompetrol около 10 лет. Выбираю эти АЗС потому, что у них качественное топливо, отличное обслуживание и много дополнительных услуг. Например, мытье стекол, подкачка шин, автомойка, магазин, кафе. Пока мы с женой пьем кофе, дети играют на детской площадке, это очень удобно», - говорит посетитель заправки Rompetrol в Бухаресте Василе Ион.

1491516ffa1446a6d59c80e5711.jpg

Мойка машин на АЗС Rompetrol

Как следует из производственных отчетов KMGI, наиболее маржинальные каналы сбыта у компании – собственные АЗС, на развитие которых сделал ставку казахстанский менеджмент компании.

KMG International заработала за 2018 год 86 млн долларов чистой прибыли и наиболее активно, в среднем на 10-15% в год, растет именно в сегменте розничной продажи по своим собственным каналам.

Производственная цепочка выглядит следующим образом: топливо выпускается на двух нефтеперерабатывающих заводах - Petromidia и Vega. Оба НПЗ обеспечивают более 40% от текущих перерабатывающих мощностей Румынии.

2dbabca76db4a65f2f601f8c86b.jpg

НПЗ Petromidia в Румынии

Сеть продаж охватывает всю страну. Сейчас в Румынии работает свыше 922 розничных точек продаж, включая собственные АЗС, заправочные станции Rompetrol Partner и мобильные станции Express под торговой маркой Rompetrol, на которых ежемесячно обслуживается свыше миллиона водителей.

За последние три года компании удалось увеличить прибыльность сети АЗС в Румынии на треть, а также выйти на первое место по розничным продажам топлива в Молдове.

- Румыния – самый большой, взрослый и конкурентный рынок нашего присутствия, где мы занимаем около 15-16% в ретейле. Кроме нас присутствуют еще как минимум три серьезных игрока, - говорит главный директор KMGI по ретейлу Владислав Руснак.

Немного истории: как развивался бренд Rompetrol

Как отмечают аналитики Brand Finance, в румынском рейтинге до 60% успешных компаний – это бренды «с историей», которые присутствуют на рынке свыше тридцати лет. История бренда Rompetrol также уходит корнями в 70-е годы, когда была образована компания Rompetrol S.A. - оператор румынской нефтяной промышленности. В начале 90-х ее приватизировали.

В июне 2009 года КазМунайГаз завершил сделку по приобретению пакета акций компании Rompetrol Group N.V. В 2014 году название компании The Rompetrol Group изменилось на KMG International. Но Rompetrol - бренд с сорокалетней историей – оставили основной торговой маркой. С приходом казахстанского менеджмента бренд Rompetrol расширил географию и укрепил позиции, продолжая оставаться визитной карточкой компании для работы на розничном рынке. Сейчас под брендом Rompetrol продается топливо и нефтепродукты на четырёх европейских рынках – в Румынии, Молдове, Болгарии и Грузии.

«Наши преимущества – имидж, все знают завод, который производит высококачественное топливо. Второе – высокий уровень сервиса, над которым мы постоянно работаем. Третий фактор – маркетинговая деятельность по узнаваемости бренда», - обозначил Владислав Руснак.

Сервис на заправках Rompetrol - это быстроходные раздаточные колонки для заправки грузового автотранспорта бензином и дизельным топливом, топливные колонки с системами идентификации, услуги подачи воды и воздуха, мойки машин, быстрых денежных переводов и оплаты коммунальных услуг. На АЗС Rompetrol продают высококачественное топливо четырех видов под брендом Efix: бензин Efix и Efix S с повышенным октановым числом, дизель Efix и Efix S с повышенным цетановым числом (55). Специально для многофункциональных автозаправочных станций компания разработала концепцию магазинов и ресторанов под еще одним зонтичным брендом «hei».

Казахстанские бренды на миллион

Если взглянуть на самые дорогие бренды мира, такие, как Amazon или Apple, видно, что у них есть масса последователей. Люди следят за скидками, новостями, рекомендуют компанию знакомым. Бренд – это лояльность потребителей, доверие и уверенность в качестве.

036e8ef5ec17f9573719cf4c291.jpg

Интересно, что в самом Казахстане компании редко оценивают нематериальные активы. Как правило, продается бизнес целиком, а не торговая марка или символ. Хотя внутри страны тоже есть бренды с миллионной стоимостью в долларовом эквиваленте. Так, в 2018 году независимую оценку стоимости казахстанских брендов проводило украинское агентство MPP Consulting. Первое место эксперты отдали кондитерскому бренду «Рахат», с оценкой в 96 млн долларов. Но все топовые казахстанские бренды присутствуют либо на локальном рынке, либо на рынках СНГ. Пожалуй, на сегодня Rompetrol - единственный узнаваемый бренд, которому удалось достичь успеха на развитом европейском рынке.

Эта бизнес-история интересна еще и тем, что к этому успеху румынский актив привел казахстанский менеджмент, и в довольно короткий по бизнес-меркам срок – за одну отчетную пятилетку.

Как считают эксперты Kapital.kz, дальнейшее укрепление и расширение географии казахстанско-румынского бренда Rompetrol зависит в первую очередь от того, продолжит ли компания делать ставку на инновации в сервисе, удобство клиентов и качество продукции.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

АЗС Rompetrol

20.06.2019 • 11:37 4814

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Казахстанские бренды на миллион
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика