USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98347.10$
+265.700

В Казахстане растет популярность цифрового микрокредитования

При этом финтехкомпании присматриваются к малому бизнесу

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане растет популярность цифрового микрокредитования- Kapital.kz

Всего за год объем кредитования МФО вырос почти на 40%, а их чистая прибыль по итогам 2018 года составила 16,6 млрд тенге. Иностранные фонды, банки развития, а также квазигосударственные компании Казахстана активно фондируют микрофинансовые организации, стимулируя таким образом развитие малого предпринимательства.

Микрозаймы для «недооцененных»

Сегодня финансовые технологии прочно обосновались не только в банковской сфере, но и в торговле и страховании. Применяемые в МФО современные технологические инновации в финансовых услугах, по мнению многих зарубежных и отечественных экспертов, оказывают существенное влияние на развитие экономики, став одним из ее драйверов.

Если говорить о микрозаймах - а это один из самых популярных видов кредитования среди населения, то применяемые технологии, принятые на вооружение МФО, расширяют возможности «недооцененных» и социально уязвимых групп.

– Есть такое заблуждение, что МФО кредитует тех, кому отказывают банки, – рассказал Марат Бекжанов, генеральный директор МФО Solva. – А все дело в том, что последние недостаточно анализируют своих клиентов – смотрят доходы, кредитную историю и все. В этом отношении сектор альтернативного кредитования гибче, объяснил он, отметив, что сегодня каждый второй казахстанец более ответственно подходит к тому, чтобы взять деньги в долг у кредитной организации.

Говоря о лояльности скоринга микрокредитных организаций, Марат Бекжанов заверил, что плохая кредитная история или ее отсутствие не всегда является поводом для отказа в выдаче займа, если у клиента есть определенный доход. Чтобы избежать рисков, финансовая организация, помимо классических инструментов, активно использует все возможные параметры для анализа заемщика: fraud-скоринг, поведенческую биометрию, «цифровой след» в интернете, ведь каждый третий казахстанец присутствует в соцсетях, можно посмотреть круг общения, семью, понять, где работает, и решить, ответственный ли клиент, рассказал он.

– Применяемые технологии анализа потенциального клиента помогают расширить клиентскую базу и снизить уровень так называемых невозвратных кредитов. Приведу в пример показатели МФО Solva, – продолжил Марат Бекжанов. – Благодаря оцифрованности процессов компания присутствует на всей территории Казахстана, денежные переводы и небольшие займы стали доступны жителям из самых отдаленных районов страны. За два года компания привлекла более 380 тысяч пользователей. Только в 2018 году объем займов в компании вырос более чем в 10 раз, объем кредитов – на 10,5 млрд тенге. А уровень невозвратных кредитов составляет менее 4%, подытожил он.

По данным ranking.kz, в Казахстане объемы кредитования МФО всего за год выросли почти на 40% – данные на 1 января 2019 г. А чистая прибыль за 2018 год составила 16,6 млрд тенге, что на 69,1% больше, чем за 2017-й. Годом ранее наблюдался рост прибыли в 2,6 раза.

Не остались в стороне и иностранные инвесторы

По словам Марата Бекжанова, сегодня несколько зарубежных фондов и банков развития, Азиатский и Европейский, к примеру, активно фондируют МФО с целью поддержания программ развития МСБ на определенных условиях. Так, микрофинансовые организации, получившие такое фондирование, обязаны выполнять их целевое назначение, то есть кредитовать малый бизнес. Свои программы кредитования и сотрудничество финтехкомпаниям предлагают субъекты квазигосударственного сектора, например, фонд «Даму» или «КазАгро», отметил он.

Вполне возможно, успех самой бизнес-модели МФО заключается в том, что ее технологическая и финансовая составляющие позволяют масштабировать свой бизнес в короткие сроки, привлечь дополнительные доходы, расширив перечень услуг в дополнение к основной деятельности, создав, к примеру, маркетплейс финансовых услуг. Таким образом, создавая экосистему вокруг клиента, в которой он может получить самые разные услуги в одной точке авторизации.

По данным EY, World Bank, спрос на микрокредитование растет, в 2018 году уже 21% населения Казахстана активно использовали финтехуслуги. Для сравнения, в США – 33% населения, в России – 43%, а в Китае, лидере на рынке финтехуслуг – 69%.

Основные заемщики – миллениалы, именно это поколение, уверены финансовые аналитики, оказали серьезное влияние на развитие рынка финтехуслуг. Поведение потребителей в последние годы значительно изменилось. Освоив покупки в интернет-магазинах и онлайн-транзакции, они распространили потребительские предпочтения и на финансовый сектор.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.