Биометрия может быть полезна не только банкам
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

03.06.2019 • 08:16 4562

Выбор редакции

Биометрия может быть полезна не только банкам

Как пятеро друзей работали над новым решением для бизнеса

В 2017 году пятеро друзей решили сменить белые воротнички на толстовки. Один из первых проектов, над которым они стали работать, – создание биометрической системы.

«Два года назад в мире наблюдался активный всплеск стартапов в области искусственного интеллекта. На тот момент мы с друзьями работали в одной из крупных компаний, и к нам постепенно стало приходить понимание, что у нас достаточно экспертизы и опыта, для того чтобы развивать проекты, касающиеся искусственного интеллекта. Кстати, тогда в Казахстане не было еще технологичных компаний, которые бы предоставляли биометрические продукты», – отмечает один из основателей компании Verigram, выпускник международной программы акселерации Start-up Kazakhstan проводимой Автономным кластерным фондом Tech Garden под эгидой МИИР Адлет Мукашев.

Изначально команда разработала систему, которая считывала лица с фотографий документов. «Наш первый заказ был именно по распознаванию удостоверяющих личность документов, на тот момент мы уже стали задумываться о запуске проекта по распознаванию лиц», – отмечает собеседник.

e48d86500488b8d37dd4c3dcbcb.JPG

Он рассказывает, что в 2016 году биометрическая система по распознаванию лиц работала только в одном банке. И, по его словам, до сих пор ситуация не изменилась. «В 2016 году законодательства по удаленной идентификации клиентов банков не было. В СМИ даже не проходила информация о его разработке. И поэтому у банков были определенные законодательные ограничения по таким проектам. Между тем в прошлом году Нацбанк заявил о запуске биометрического проекта. Мы также связались с ответственным ведомством и предложили наши услуги по биометрии. Сейчас наш сервис тестируется этой структурой», – уточняет он.

Как это работает

Систему идентификации лиц можно использовать через специальную библиотеку, которая встраивается непосредственно в приложение банка.

cfb79caccf365fc9c41259d12fa.JPG

«Для начала при регистрации в приложении банка пользователю нужно будет сделать селфи. После наша система будет сверять селфи клиента с эталонной фотографией, которая ранее была размещена в фотобазе банка. И после система будет верифицировать человека путем сравнения селфи лица с его эталонной фотографией. Есть второй вариант: идентификация селфи пользователя с государственной фотобазой, к примеру, Нацбанка», – отмечает один из разработчиков проекта Уахат Бастимиев.

6cb783368ff7e82235569fc3d33.JPG

Разработчики поясняют, что на создание биометрической системы и закупку тестового оборудования было потрачено около $200 тыс. Кстати, в настоящее время команда завершает разработку технологии, с помощью которой может определить «живость» объекта. «Эта технология позволяет выявлять, что перед камерой не фото заемщика, а живой человек: он моргает, улыбается, обладает мимикой», – отмечает Адлет Мукашев.

Стоимость сервиса начинается с $35 тыс.

«По нашей информации, в России биометрические технологии банкам и финтех-компаниям могут обходиться в сумму от $500 тыс. до $5-7 млн. Мы встречались с участниками казахстанского финрынка – для них этот ценник оказался слишком высок. Наш сервис по распознаванию лиц стоит от $35 тыс. и выше, цена зависит от количества опций. Также мы предлагаем годовые лицензии, которые стоят еще дешевле», – рассказывает Адлет Мукашев.

cfaf1970ab0231995e764a441c9.JPG

Разработчики биометрического сервиса рассказывают, что финтех-компании по сравнению с банками более восприимчивы к новым технологиям. «В последнее время активно растет спрос на микрокредиты, их обычно предоставляют финтех-компании. С каждым годом на рынке появляется все больше таких игроков, средний чек по таким займам составляет 40-50 тыс. тенге. В этом бизнесе очень важна скорость. Финтех-платформы должны за считанные секунды принимать решение о выдаче таких займов. Если время ожидания будет выше, то компания потеряет клиента, и, скорее всего, навсегда. По нашим наблюдениям, большинство финтех-компаний идентифицирует клиента в течение 2-3 минут. С помощью нашей системы время идентификации заемщиков можно сократить до 30-35 секунд. Сейчас мы уже заключили договоры с 2-3 финтех-игроками. Кстати, российский рынок более восприимчив к технологиям, чем казахстанский. Мы это почувствовали, когда продвигали свою биометрическую систему», – делится Уахат Бастимиев.

Где можно применять биометрию

Кроме финансовой сферы, биометрию можно использовать в производственных компаниях. «В промышленных организациях зачастую биометрия нужна для обеспечения безопасности того или иного участка, ограничения доступа на определенную локацию. Особенно доступ ограничивается в локации с какими-то реагентами, каким-то сырьем. Зачастую сотрудники таких производств передают друг другу карточки с идентификационными данными, и в результате если на предприятии будет зафиксирован случай воровства какого-то сырья или утечка информации, то виновных тяжело будет найти. Мы предлагаем внедрить у входной группы каждой локации двухфакторную идентификацию личности: считывание данных с пластиковой карты пропуска и распознавание лица по живой мимике человека», – делится Адлет Мукашев.

1268495c15eb4ac57ec03e659ed.JPG

Он подробно рассказал, как работает эта система. У входной группы локации, к которой ограничен доступ, устанавливаются камера и устройство для считывания данных карты. Заходя в помещение, сотрудник компании должен будет поднести карту к считывающему устройству и посмотреть в камеру. «Информация с карты и кадр лица с камеры снимается менее чем за секунду. Эти данные сверяются и сохраняются в базе. В конце смены эта информация представляется руководству. На ее основе можно сказать, была ли подмена карт между сотрудниками: совпали ли данные владельца карты и биометрия лица человека, который посещал ту или иную локацию. Стоимость этой опции будет зависеть от масштабности базы, которую захочет сформировать компания, и объема функционала. Например, если система зафиксировала, что какой-то сотрудник совершил правонарушение, то наша система может определить, в каких локациях он также побывал. Мы наблюдаем огромный спрос на эту услугу со стороны недропользователей, добывающих компаний», – отмечает Уахат Бастимиев.

Еще одна сфера, где биометрия особенно востребована, – розница. «Торговые центры, небольшие бутики, супермаркеты всегда нацелены на маркетинговые исследования и анализ. К примеру, с помощью биометрии можно определить трафик посетителей. К тому же можно подсчитать конверсию посетителей и покупок – допустим, сколько человек приобрело товар из пришедших в магазин. Эта информация показывает уровень KPI продавца. Также мы стали прорабатывать вопрос более глубокой аналитики. Так, установив биометрическую систему на входе в магазин, можно определить долю постоянных и новых клиентов. За счет этого можно выявить, насколько эффективно срабатывают рекламные кампании. Мы хотим, чтобы наша технология была доступна даже для небольших магазинчиков, поэтому намерены довести наш ценник за технологию до 15 тыс. тенге в месяц. Кстати, фотографии лиц в базе сохраняются в виде кода, то есть все фото обезличены. Мы предусмотрели этот шаг, чтобы соблюдался «Генеральный регламент о защите персональных данных», который действует в ЕС. Пока в Казахстане не введена эта инициатива, но мы ее ожидаем», – подчеркивает Адлет Мукашев.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

банки биометрия

03.06.2019 • 08:16 4562

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Биометрия может быть полезна не только банкам
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика