Четыре года назад алматинский велоэнтузиаст Александр Габченко решил показать, что при помощи велосипеда можно экологично путешествовать не только по Алматы и области, но и по всему миру. Организованный в 2015 году «Клуб велосипедных приключений» сразу же привлек к себе внимание любителей активного отдыха. Тем не менее Александр отмечает, что велотуризм не имеет в Казахстане такой же значимости, как, например, в Европе, и пока еще не является полноценным направлением индустрии туризма. Сейчас немногие люди готовы платить за такой вид отдыха, предпочитая больше короткие, пешие туры выходного дня или пляжный отдых. Своим опытом организации велоклуба Александр Габченко поделился с корреспондентом «Капитал.kz».
Бизнес на энтузиазме
Я ездил на велосипеде много и долго, прежде чем мне пришла в голову идея организовать клуб. В сравнении с другими городами Казахстана, в Алматы велосипед достаточно популярное средство передвижения. Когда мы начинали, никто не рынке не предлагал сервис подобного уровня. Мы же сделали поездку максимально комфортной, включив в нее проживание, проезд, питание, услуги гида. Идея сработала. К нам потянулись люди, которые накатались на велосипеде по городу, но им хотелось большего – расширить границы. При этом они никогда не жили в палатке и не пробовали полевой кухни. Это люди, нацеленные на открытие и познание нового.
Насколько сегодня в Алматы развит велотуризм, сказать не могу, так как это очень емкое понятие. Велопутешествия, которые предлагаем мы в клубе, это всего лишь один из вариантов, а их может быть тысячи. Я бы назвал это не бизнесом, а больше занятием для энтузиастов, так как много на этом деле не заработаешь.
Составление маршрутов – это творческий процесс
На то, чтобы тщательно продумать маршрут, обычно уходит один-три дня, в зависимости от сложности и творческого вдохновения. Не каждое путешествие одинаково планируется по времени. В первую очередь мы, как организаторы, продумываем техническую часть, какие достопримечательности увидим, смотрим на рельеф местности, предугадываем трудности на пути, обдумываем, какое снаряжение необходимо с собой брать, как добраться до места и т.д. Чаще всего используем автотранспорт, но если локация далеко, то это поезд или самолет. Иногда в составлении велотуров мне помогает напарник – Володя Степанов. Он тоже опытный турист и некоторые места знает лучше, чем я. Когда все детали ясны, можно с идеей выходить к людям.
У нас в клубе существует шкала трудностей от одного до трех. Но она весьма условна, так как даже при самом высоком балле поездка все равно будет комфортной.
Экономически нам целесообразней выезжать с местными жителями в новые места, а иностранных гостей возить по хорошо известным локациям города и области. Это идеальная схема, но, к сожалению, она не работает. Не так много людей в Казахстане готовы тратиться на подобный вид отдыха. Если говорить про местных велолюбителей, большой популярностью пользуются походы выходного дня. Поскольку клиенты – это местные люди, то такие же цены, как для иностранцев, установить не получится. А иностранцы на велотуры на один-два дня просто не приедут, поэтому исходим из того, что есть. За границу пока удавалось выезжать только в Кыргызстан и Монголию, и основной состав алматинцы. Бывают гости из Нур-Султана, чуть реже из Шымкента.
Во что вкладываются организаторы
Мы инвестируем в покупку специального оборудования для перевозки велосипедов, оборудование для организации бивака (палатки, кухня), арендуем автотранспорт, плюс инвестируем время. Если опыта достаточно, как в моем случае, то не так часто приходится выезжать на разведку новых маршрутов, можно обойтись планированием в домашних условиях. Но бывают нюансы, которые нельзя спрогнозировать сидя дома, лучше выехать на местность, изучить ее более детально. Тогда маршрут получается насыщенным, но требует дополнительных затрат, как. например, время, автотранспорт, топливо.
Чтобы добраться до точки, в первую очередь понадобится микроавтобус. Стоимость нового минивэна с колесной формулой 4Х4 с пониженной передачей будет неподъемной. Подержанный обойдется в 2-4 млн тенге.Дальше багажники на велосипеды, они в среднем стоят $100, чтобы купить десять таких, понадобится тысяча долларов. Багажники считаются расходным материалом, они недолговечны и их периодически нужно менять.
Средняя стоимость нормальной палатки, которая выдержит непогоду– $150. Таких палаток нужно пять – это $750. Обязательный элемент – организация бивака, газовые горелки, стулья, столы, газ для готовки – еще около тысячи долларов. Эти вещи тоже необходимо постоянно обновлять.
Велосипеды. Мы ориентируемся на людей, которые приходят к нам со своими велосипедами. Но если вдруг оказалось, что у вас нет велосипеда, можем предоставить в аренду. Это отдельные сложности и проще отправить человека в стороннюю организацию. Но на всякий случай у нас есть несколько своих великов. Стоимость каждого из них в районе 100 тыс. тенге. Это обыкновенный горный велосипед базовой комплектации. Хорошим велосипедом нужно еще уметь пользоваться. Чем проще будет модель, тем дольше она проживет. К тому же на нем дешевле и легче менять запчасти.
Велосипедисты – не бедные люди
Велотурист тратит на путешествия денег выше среднего. К примеру, чтобы одному человеку собраться в велопутешествие, понадобится купить велосипед (от 100 тыс. до 1 млн тенге), спальный мешок (от 10 тыс. тенге и выше), коврик теплоизоляционный (около 5 тыс. тенге), при желании собственная палатка ($100-150).
При организации тура по Алматинской области все расходы включаем в наше предложение. Если место удаленное, то дополнительно оплачиваются расходы на авиаперелет и ж/д билеты. Стоимость приключений выходных дней – от 15 до 35 тыс. тенге, а длительных – в зависимости от логистики и других внешних факторов. Самое дорогое путешествие у нас получилось в Монголию – 250 тыс. тенге, не считая ж/д билетов. В сравнении с европейскими ценами это копейки. Там ценность велотуризма намного выше, и соответственно предложения, аналогичные нашим, стоят намного дороже. Экспаты, которые часто ездят с нами, понимают ценность этой работы, поэтому очень рады нашим ценам, ориентированным на местный рынок.
Не клиенты, а друзья
Наша целевая аудитория – это человек старше 25 лет, который засиделся в офисе и желает развеяться. Обычная езда на велосипеде по городу ему наскучила, поэтому он ищет нас. Иногда приходят любители азарта и приключений. Набирая команду в велотур, ориентируемся по количеству посадочных мест в автомобиле сопровождения, обычно это 14-местный автобус. Если в приключение выходного дня набирается менее шести человек, то мы просто не едем. При пяти заявках я буду вынужден отказать в поездке.
Есть люди, которые ездят с нами уже на протяжении нескольких лет. Они попробовали однажды и возвращаются вновь. Сезонность в этом деле есть, но весьма условная. На весну и осень в основном приходятся короткие туры выходного дня, а летом стараемся ездить в поездки на семь-десять дней. Зимой также можно поехать в теплые страны на велосипеде. Такое предложение мы делали. Пока люди к нему не очень готовы.
Сложности выхода на зарубежный рынок
Сейчас я вижу, что весь рынок велотуров в Алматы наш, и дальше развиваться внутри города особо не получится. Но есть перспективы в случае выхода на зарубежного клиента. Идеальная схема, как я говорил, выезжать с местными велолюбителями в новые места, а иностранцам показывать местные достопримечательности. Пока на зарубежный рынок выйти трудно. Это не пакетный тур, и чтобы о нас узнавали за границей, необходимы такие же энтузиасты, как мы, которые могли бы порекомендовать путешествия подобного рода в Казахстане. В других странах это работает именно так. Пока же Казахстан на международном рынке не очень известен и не особо интересен в плане туризма, и динамики развития в этом направлении не чувствуется. Да, государство делает шаги, пытаясь развивать Казахстан как туристически привлекательную страну, но в этой работе больше внимания уделяется пакетным турам с автобусными экскурсиями.
Кроме того. мы сталкиваемся с тем, что не все национальные парки понимают необходимость оборудования велосипедных маршрутов у себя. Из всего опыта общения хороший был только в природном парке Алтын-Эмель. Пока они не пришли к абсолютной организации велосипедных маршрутов, но адаптировали для велопередвижений те, что у них есть. Сейчас это единственный пример на весь Казахстан, который я могу привести. Остальные не понимают потребности или запроса со стороны велолюбителей и развития экологичного вида путешествий. Велосипед же оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, оставляя следов даже меньше, чем пешеходы. Тут хотелось бы больше понимания со стороны Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Казахстана.
Реклама важна
Вложения в рекламу я считаю обязательными. Ежемесячно тратим часть денег на продвижение, в зависимости от дохода, обычно от 15 до 30 тыс. тенге. Сейчас продвигаем себя через сайт и социальные сети. Первый год продавали только через Facebook и «Вконтакте», сайта не было. Теперь добавились Instagram, почтовая рассылка и сайт.Сайт дал возможность собирать фитбек, заявки и ориентироваться в календаре поездок.Важно не только наличие сайта, но и то, чтобы он хорошо ранжировался в поисковых системах, потому что ниша специфичная. Внешняя реклама себя никак не показала, оттуда пришли единицы, а деньги это приличные. Это несоизмеримые затраты.