Все больше молодых предпринимателей стремятся вывести свои стартапы на зарубежные рынки, и наибольший интерес у молодых бизнесменов вызывает рынок США. Американский техно-предприниматель Эйвери Майклсон и его партнер, казахстанский предприниматель Аблай Махмудов, рассказали корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, какими должны быть первые шаги молодых бизнесменов и почему стоит начать развитие с местного рынка.
Эйвери Майклсон - основатель экологичной платформы UCapture, которая борется с изменением климата. Предприниматель проработал 13 лет в инвестиционно-банковской сфере на Уолл-стрит. Он занимался финансовыми решениями для крупных транснациональных корпораций и привлечением капитала для инвестиционных фондов. На международной площадке Startupbootcamp Australia он познакомился с Аблаем Махмудовым, управляющим партнером компании SmartLab. Так родился партнерский проект, который позволит стартапам со всего мира начать свое развитие в Казахстане.
- Аблай, почему, по вашему мнению, многие предприниматели выбирают рынок США для развития своих проектов?
- Рынок США достаточно большой. Он открывает множество возможностей, но одновременно там высокая конкуренция. Вам придется конкурировать с такими крупными компаниями, как Facebook и Google. Будет сложнее и затратнее содержать проект и собирать команду. Положительная сторона - если проект стал успешен в США, ему открывается дорога на любой из международных рынков.
- Эйвери, почему американскому рынку интересны казахстанские IT-стартапы? Связано ли это с тем, что у нас стоимость разработки дешевле?
- Дело не только в том, что стоимость разработки в Казахстане меньше. Значительную роль тут играет качество. Как техно-предприниматель, я пробовал нанимать разработчиков из Индии, Эстонии и других стран. Их специалисты не всегда соответствуют заявленным требованиям. Также много времени и ресурсов они тратили на поиск и обучение новых сотрудников, так как нанятые люди быстро уходили. Я рад, что встретил Аблая и поработал с его командой. За это время у меня в компании произошел прогресс.
- По какому принципу выбираются проекты? Есть ли особые требования?
- Эйвери: Основной момент – это наличие product-market fit, то есть критической массы людей, которая нуждается в твоем продукте. Большинство проектов создаются беспричинно, просто потому что бизнесмен считает свою идею классной. Он не смотрит на то, действительно ли его разработка нужна рынку. Это большая ошибка стартапа. Успешный проект появляется из проблемы. Например, свой стартап я создал, потому что искал решение собственной проблемы. Позже нашлось еще 20 тыс. людей, они стали моими клиентами. Компания будет расти в геометрической прогрессии, если станет решать насущные вопросы.
Второе - любой стартапер должен понимать, как будет развивать проект и кому продаст, насколько он будет востребован на рынке? Идея должна быть интересна и воплотима. Мы часто сталкиваемся с тем, что программисты не могут реализовать задуманное.
Начинающим стартаперам очень дорого развиваться в США. Я буду работать над тем, чтобы приглашать предпринимателей в Казахстан. Дать техническую поддержку в РК намного дешевле. Я считаю Казахстан отличным местом, где можно найти ресурсы высокого качества по доступной цене. Здесь намного легче развить идею, а потом вывести на рынок США.
- Аблай: Еще одна важная часть – это менторство. Менторы нужды стартапу, чтобы помочь упаковать продукт и вывести его на глобальный рынок. Даже при наличии хорошей идеи и команды разработчиков необходимы люди, которые будут направлять в работе, и желательно вызывать их доверие.
- Эйвери, можно ли конкурировать на IT-рынке за рубежом, находясь в Казахстане?
- Начинающему стартапу из Казахстана будет очень сложно сразу выходить на другие рынки. Нужно, чтобы компании сначала попробовали себя в своей стране, а потом начали работать над расширением. Для начала нужно создать локальных чемпионов, которые смогут проверить свою идею, получить product-market fit и первых клиентов. И только после того, как идея будет протестирована, можно выходить на другие рынки. В этом случае будет огромная экономия на развитии продукта. В США любая сделанная ошибка обойдется во много раз дороже.
Также удобное географическое расположение Казахстана и наличие сильных соседей, таких как Китай и Россия, дает предпринимателям возможность выйти на рынки этих стран. После того как у стартапа будет сформирована положительная репутация, вполне реально уехать в США и конкурировать там.
- Как казахстанской IT-разработке закрепиться на американском рынке?
- Очень важно, чтобы проект поддержали большие компании. Он должен получить от них хорошие рекомендации. Венчурные фонды смотрят сначала на рекомендации, потом на локацию, затем на доходность и только потом на идею и разработку.
- Эйвери, а какие основные ошибки вы можете назвать при выводе продукта на другой рынок?
- Разработка новой технологии требует много вложений. Я сам столкнулся с тем, что тратил много денег на поиск нового, универсального решения. Главные критерии для продукта - это кадры, цена и качество. Если одна часть хромает, то, скорее всего, стартап провалится. Чаще всего инвестируют не в технологии, а в людей. Для презентации проекта венчурным фондам необходимо менторство и наличие связей. Это играет большую роль.
- Что бы вы посоветовали предпринимателям, которые только планируют выходить на рынок США или любой другой? Как им привлечь инвестиции?
- Не распыляться, а сосредоточить свое внимание на развитии одного направления, например, разработки мобильного приложения. По всему миру стартаперы стараются выживать, пытаясь сделать несколько вещей одновременно. Это основная проблема.