Бизнес-инкубатор: стартаперы не просят больших инвестиций
АВТОР

24.05.2019 • 10:00 2321

Бизнес-инкубатор: стартаперы не просят больших инвестиций

Желаемая сумма часто не превышает 20 тысяч долларов

Большинство молодых стартаперов готово отдать от 10 до 30% доли компании инвестору. Хотя чаще всего запрашиваемая сумма инвестиций не преодолевает порог в $20 тыс., в некоторые проекты инвесторы готовы вкладывать в разы больше. К такому выводу по итогам проведенного исследования пришли в бизнес-инкубаторе MOST.

Поиском и одновременно акселерацией проектов занимаются организации как государственного, так и частного секторов, которые запускают специальные программы примерно в одно и то же время в Нур-Султане и Алматы, предоставляя стартаперам возможность выбирать лучшие условия для своего детища.

Начало девятой программы акселерации при бизнес-инкубаторе MOST объявили в Almaty Management University. В честь Года молодежи возрастная планка для участников была снижена, и количество команд со всей страны достигло сорока.

«Многие заходят на В2С-рынок. В основном ребята повторяют то, что уже есть и отдают предпочтение магазинам электронной коммерции и маркетплейсам. Средний возраст участников – 22-23 года, но из 10-15 проектов в лучшем случае выживает 3-4. Размер инвестиций совершенно разный. С учетом того, на какой стадии находится проект, это будут предпосевные деньги от $25 тыс. и выше. Каждый стартапер просит различные суммы», – рассказал директор бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов.

Не все разработчики на раннем этапе могут адекватно оценить свой продукт, равно как и инвестор. Но однозначно востребованными сегодня являются проекты data science, все, что связано со сбором данных и аналитикой. Эти продукты нужны государству, банкам, страховым компаниям, отметил он.

«Второе – это финтех. Также мы верим в логистику. В список популярных сфер можно включить EdTech, сейчас все уходят в онлайн: университеты, школы. Все больше растет спрос на продукты в сфере агротехнологий, достаточно сложная тема, но очень перспективная», – считает Алим Хамитов.

Тем не менее пока молодые стартаперы предпочитают работать в сфере услуг. Меньшинство осваивает инновационные горизонты,возможно, причиной этому является недостаток необходимого опыта.

Стартап за пару миллионов тенге

Миллион тенге – этой суммы оказалось достаточно бывшему студенту Ердосу Дауыту и его команде для создания сервиса онлайн-бронирования услуг Time.

«Идея возникла, когда мой друг искал свободную автомойку и в итоге потратил на это 3 часа. Без предварительной записи воспользоваться услугами, к примеру, салона красоты или зубного врача проблематично. Приложение позволяет найти поблизости специалиста, который готов принять вас именно сейчас, таким образом вы экономите свой самый ценный ресурс. Мы предлагаем на выбор 5 наиболее востребованных в повседневной жизни сегментов на рынке, в том числе медицинские услуги и развлечения», – рассказал стартапер.

За пару лет ребята намерены охватить 7,2% доли восьмимиллиардного рынка. На еще один перспективный market заходит игрок Tripviator. Его создатели нацелены на внутренний туризм, создав площадку для туроператоров и их клиентов.

«Нам понадобилось 3 млн тенге личных средств. Запустимся уже в конце мая. После того как наладим сотрудничество с крупными операторами Казахстана, охватим 10% рынка. Да, здесь уже есть игроки, но сейчас они находятся на той же стадии, что и мы. Тенденция такова, что туристы больше не хотят ехать в офис, им удобнее заказать экскурсии и совершить оплату дистанционно. Мы начнем с городов Казахстана, потом будем осваивать зарубежные рынки», – поделился планами основатель Tripviator Алишер Таиров.

Для этого проекту понадобятся дополнительные финансовые вливания. А пока стартаперы проходят через MOST и оценивают свои возможности.

По ту сторону моста

Вопрос финансирования стартапов всегда стоял остро. После внесения изменений в законодательство о венчурном инвестировании лед тронулся, но не настолько, насколько хотелось бы. «Люди с деньгами» присматриваются к стартапам с интересом, но настороженно.

Наибольший интерес у инвесторов вызывает финтех, далее е-commerce, а также искусственный интеллект, healthtech и аппаратное обеспечение. Такие данные приводит MOST. Из 50 опрошенных некоторые признались, что готовы вложить в перспективный стартап до $100 тыс. Однако большинство респондентов уверенно выбрали отметку до $10 тыс. и до $50 тыс.

«Мы видим, что инвесторы готовы платить», – отмечают в бизнес-инкубаторе.

Поддержка стартапов могла бы быть намного больше, но не все, у кого есть деньги, видят себя потенциальными инвесторами, отмечает Алим Хамитов. Это обусловлено сложным с юридической точки зрения оформлением сделки. Более 44% опрошенных оценивают инвестиционный климат в Казахстане как довольно плохой. Это связано с отсутствием в законодательстве процедуры регулирования деятельности бизнес-ангелов, краудфандинговых и краудинвестинговых площадок. Поэтому поиск инвестиций для стартаперов остается проблемой.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

инвестиции бизнес-инкубатор стартапы

24.05.2019 • 10:00 2321

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Бизнес-инкубатор: стартаперы не просят больших инвестиций
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика