USD
422.90₸ ↓
-1.750
EUR
498.90₸ ↓
-5.370
RUB
5.64₸ ↓
-0.040
BRENT
43.24$ ↑
+0.120
BTC
10900.00$ ↑
+0.004
ETH
383.12$ ↑
+0.005
LTC
48.40$ ↓
-0.001
ГлавнаяБизнесКак бизнесу экономить на курьерской доставке

Как бизнесу экономить на курьерской доставке

Постаматы и краудсорсинг помогают развивать e-commerce в Казахстане

Спрос на курьерское обслуживание в Казахстане ежегодно растет на 5-7 %. В 2018 годуобъем почтовых услуг достиг 34 млрд тенге, что на 8,5% больше, чем годом ранее. Однако сам рынок посылок ждет трансформация, когда контакт с курьером будет сведен к минимуму, а выгоду от доставки смогут получать не только поставщики.

Оптимизация «последней мили»

«Последняя миля» доставки, когда курьер и клиент должны состыковаться – слабое звено логистики в e-commerce. Поэтому бизнес всячески пытается оптимизировать данный процесс. Одним из успешных решений в этой области во всем мире являются постаматы.

«Терминальная сетьуменьшает затраты логистической компании. Средняя стоимость доставки до адресата в центре Алматы составляет 1 тыс. тенге. Курьеру в течение днянужно объехать 10-15 мест, чтобы развезти посылки или ожидать клиента. Вместо этого, он может сделать одну остановку и выгрузить сразу 24 посылки в ячейки тастамата», –рассказал руководитель направления маркетинга проекта Tastamat Чингис Оразалимов.

Компания вышла на казахстанский рынок в 2018 году и организовала терминальную сеть для доставки посылок в пешей доступности от клиента.

«53% всех расходов по доставке уходит на «последнюю милю». Это тот рубеж, когда посылку нужно довезти до дверей и клиента просят побыть дома и подождать курьера», – рассказал руководитель IT-направления Tastamat Дидар Мусаханов.

Чтобы воспользоваться постаматом, необходимо загрузить в смартфон специальное мобильное приложение.

«Продавец подходит к нужному терминалу, открывает вкладку «Вложить» в приложении «Tastamat», указывает имя и номер телефона получателя, определяет необходимый размер ячейки и нажимает кнопку «Сканировать QR-код», – пояснил Дидар Мусаханов.

С помощью QR-кода клиент открывает свою ячейку и забирает посылку. К каждому участнику доставки приходит уникальная ссылка через SMS-оповещение. Забрать посылку необходимо в течение 3 дней. По истечении срока она возвращается обратно к отправителю.

Сколько стоит трансформация рынка

Компания BeInTech Ventures инвестировала в стартап Tastamat $500 тыс. Изначально терминалы собственной сборки предназначались для жителей некоторых жилых комплексов, но сеть начала разрастаться, охватив близлежащие автозаправки и супермаркеты.

«Хотя на сегодняшний день у нас самая большая филиальная сеть, конкуренты есть. Сейчас мы нацелены на внешний рынок и ищем международных инвесторов. За границей наш продукт интересен, в первую очередь, благодаря цене. Стоимость одного терминала достигает $1 тыс., нам удалось сократить ее в несколько раз. Тастаматы мобильные, сеть можно развернуть в кратчайшие сроки», – рассказал Чингис Оразалимов.

По оптимистичным прогнозам, проект окупится в 2021 году. За это время команда планирует заключить 2 тыс. контрактов с поставщиками.

Популярные модели курьерских доставок

«Если взять мировую тенденцию, то объем рынка электронной коммерции ежегодно растет на 5% и к 2020 составит $4 трлн, аколичество посылок превысит 100 млрд штук. Это говорит о динамике перехода компаний в онлайн, тем самым они оптимизируют свои затраты. Рынок доставки будет расширяться и трансформироваться. Скоро можно будет заказывать продукты в интернете и забирать их из специальных продуктоматов», –привел пример Чингис Оразалимов.

Проблему «последней мили» также смогут решить так называемые брингеры – свободные исполнители заказов, которые доставляют посылки в качестве дополнительного заработка. Разработчики тастамата, в свою очередь, готовы предложить пункт выдачи заказов (ПВЗ).

«ПВЗ можно заменить людьми. В дальнейшем тастамат можно будет заменить людьми. Это может быть кассир в магазине или ресепшионист. То есть любой, у кого есть место для складирования и время, чтобы стать ПВЗ посредством приложения. Не покупая тастамат, он может сам им стать, и на этом разрабатывать», – заключил Дидар Мусаханов.

Краудсорсинг в сфере доставки также становится мировым трендом, причем довольно прибыльным. Его охотно используют представители как малого, так и крупного бизнеса. Некоторые краудсорсинговые службы объединяются в самостоятельные курьерские компании, чтобы затем выйти на зарубежные рынки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: