Как развивается книжный бизнес
АВТОР
ФОТОГРАФ

Ляззат Третьякова

10.05.2019 • 09:00 2990

Выбор редакции

Как развивается книжный бизнес

Участники рынка рассказали, как они выстраивали свое дело и что читают казахстанцы

Последние 2-3 года технологии развиваются галопирующими темпами. В этом контексте, поколение Z, которое родилось в эру бума «цифры» предпочитает поглощать информацию с различных гаджетов: смартфонов, планшетов, электронных книг. Между тем, как отмечают участники книжного рынка, этому поколению не чужды и бумажные книги. «Молодое поколение с удовольствием приобретает книги казахских авторов на казахском языке», - замечает сооснователь книжного магазина «Букинист». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, какие произведения самые востребованные, каков средний чек по книгам и как будет трансформироваться рынок.

Вадим Голенко, генеральный директор «Меломан» и MARWIN

С 1987 года в Усть-Каменогорске наш бизнес начинался с формата киосков звукозаписи, в то время мы называли их балаганами. Поэтому, если говорить о розничном бизнесе в сфере кино и музыки – мы были пионерами в этом направлении. Мы прошли все этапы развития рынка: от музыкальных микрокасет до дисков, пережили несколько девальваций. Кстати, в 80-90-е годы по сути, рынки кинопроката и звукозаписи были никак не защищены законодательно. Можно сказать, что эти рынки были пиратскими.

41057a70881bae1e74b0b059447.JPG

Книжным направлением мы стали заниматься с 2006 года, когда к нам пришло понимание, что у общества есть потребность в книгах, в интересных авторах, произведениях. В то время на рынке уже работали книжные магазины. Зайдя в один из них можно было увидеть прекрасных тетушек в тапочках, к которым мне, порой стыдно было обращаться за бульварным развлекательным чтиво. Знаете, в этот момент я всегда чувствовал какую-то неловкость. Например, когда я приходил в такие магазины и спрашивал «Литературные портреты» Андре Моруа, то продавец книжного магазина понимала, что ты из ее клана и тогда мне без чувства вины можно было спрашивать какую-то легкую литературу.

ca61a03084b143d7a763d51be6e.JPG

Формат читальных залов прижился

Уточню, в Алматы мы первые открыли книжный магазин без прилавков, с читальными зонами. Этот опыт мы переняли за рубежом, там книжные магазины отходили от формата библиотек, и мы предположили, что наша публика также должна быть готова к чтению литературы не только дома, но и в рамках магазина. И, как оказалось, мы не прогадали. Между тем, формат «читального зала» для сегодняшнего ритейла не совсем понятен.

Дело в том, что у нас рядом с книжными стеллажами размещены пуфы, на которые можно присесть и просмотреть, почитать интересующую литературу. У нас встречаются ситуации, когда наши посетители присев около книжной зоны могут зачитываться 30-40 минут. И, знаете, это вполне нормально, даже воодушевляет. Но, не так давно от некоторых наших посетителей мы стали получать просьбы о том, чтобы у нас могли продаваться книги, которые никто из читателей никогда не брал в руки. Якобы, кому-то было неприятно брать ранее частично прочитанные в нашем магазине книги. Но, проведя огромный социологический опрос в соцсетях, большинство (80%) опрошенных сообщили, что тот момент, что до них эту книгу кто-то держал в руках, читал – не имеет никакого значения.

Наш магазин работает в формате MARWIN Family, помимо книг предлагаем другую продукцию. Поэтому средний чек только по книгам сложно обозначить. В целом же, наш средний чек по всем позициям, по всем регионам: 4,5-7,5 тыс. тенге, в чеке могут быть и игрушки и конфеты и диски. И это учитывая, что 30% спроса нашей сети генерируется только за счет книг. При этом средняя стоимость книг в нашей сети составляет от 2,5 тыс. до 3 тыс. тенге.

Спрос на книги растет. Если в 2017 году нашими магазинами было продано 1,5 млн книг, в 2018 году этот показатель достиг 1,7 млн книг. В настоящее время наиболее востребована литература формата non-fiction. Она объединяет в себе множество разных направлений нехудожественной литературы: биографии, публицистику, книги по психологии, саморазвитию, научно-популярную литературу, издания об искусстве и красоте и многое другое.

Очень важно, что по структуре спроса на книги можно формировать мнение – куда движется общество, в каком состоянии оно находится, что ему интересно. Ведь мы видим также не только ту литературу, которую читает взрослое поколение, но и дети, подростки, взрослые.

В целом же, для того, чтобы продвигать книжное направление, важно в магазинах организовывать какие-то неформальные встречи, мероприятия. За счет этого книжная культура активнее вовлекается в общество – становится еще ближе. Например, в нашем магазине постоянно проходят встречи с авторами книг, где они презентуют свои произведения, рассказывают о себе, книге, проводят автограф сессии.

Если говорить о будущем книг, то у меня внутреннее ощущение, что книга не умрет. Когда появилась электронная книга было опасение, что спрос на книги резко упадет. Между тем, считаю, что электронная книга привлекла к нам в магазин, к книжным полкам новый тип покупателя. К нам пришли молодые, технически продвинутые ребята, читающие книги в электронном формате, но периодически читающие книги и в бумажном виде. Например, человек имея айфон, проходит мимо магазина Apple думает: «почему бы не заглянуть туда?». И, зайдя в магазин, покупки человек может и не совершить, но он может просто зайти посмотреть какие-то новинки на рынке гаджетов. Такая же схема работает в книжном мире. Для многих художественная литература в аудио, электронных книгах оказалась может быть одним из первых произведений, которое кто-то прочитал, к примеру, подросток. И вот, проходя мимо книжного магазина, у этого молодого человека появилось желание посмотреть новинки литературы – так и совершаются некоторые покупки книг. По моим наблюдениям, зачастую, книга – это эмоциональная, не целенаправленная покупка. Думаю, что за счет гаджетов, электронных книг мы получили дополнительный трафик людей в наши магазины. Для нас очень важно вовлекать людей в книгочтение.

Ксения Роменская-Шахворостова, сооснователь книжного магазина «Букинист»

Основателем букинистического бизнеса был мой отец. Он всегда любил читать, был буквально литературным фанатом. В 2001 году он решил открыть небольшую букинистическую лавку в подземном переходе Алматы. На тот момент площадь нашего киоска не превышала 15 кв. метра. У нас дома была огромная библиотека, которая насчитывала тысячи книг и она стала для нас платформой при открытии нашего магазина. Для того, чтобы запустить бизнес нам потребовалось около 1500 книг – все эти книги были из нашей семейной библиотеки. Литература была достаточно разнообразной: от классической до современной. Наш огромный ассортимент книг мгновенно заинтересовал покупателей и постепенно мы стали нарабатывать определенный пул своих клиентов. Со временем наша книжная библиотека пополнялась новыми изданиями. Нам приносили книги те, кому они доставались по наследству, также книги приносили и те, кто уезжал заграницу. Мы брали эту литературу, опасаясь, что она может оказаться на помойке.

84ecf41a0b5fe48f649ba86ade7.jpg

В конце 2017 года нам пришлось сменить локацию подземного перехода и переехать в подвальное помещение одного из многоквартирных домов. Теперь площадь нашей новой арендованной локации в разы больше: около 60 квадратных метров. Знаете, с нами перекочевали и наши читатели, которые остаются преданными «Букинисту». Сейчас наш ассортимент насчитывает 3 000 книг.

Цена книги зависит от ее тиража, ее уникальности, периода, когда она была издана. К примеру, дореволюционная литература оценивается ощутимо выше.

Многие задают вопрос, как складывается окончательная цена на наши книги. Уточню, мы с отцом очень профессионально разбираемся в литературе и когда берем в руки книгу уже знаем, насколько эта книга редкая, можем определить оптимальную стоимость издания.

Цены на книги варьируются от 300-2000 тенге. Современная литература стоит около 1000-1500 тенге, зарубежная классика: 700-1200 тенге. Самая дорогая литература в нашем магазине: Научные вестники по географии и истории времен Екатерины второй, они стоят 300 тыс. тенге. Эта литература до сих пор у нас, но, конечно, она хранится не в магазине. Эти вестники безумно ценные, на них должен выйти какой-то коллекционер. Также у нас есть книга Льюис Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», где были недостающая глава и иллюстрации, которых не было в тех книгах, которые мы видим на прилавках. Думаю, ее также оценят букинисты, коллекционеры.

Если говорить с позиции бизнеса, инвестиции в наш магазин окупились в течение трех лет. В основном вложения касались затрат на аренду и стеллажи. Между тем, я бы не назвала букинистическую деятельность высокоприбыльной – тут нет сверхдоходов. Знаете, для нашего бизнеса очень важно не только разбираться в литературе, иметь огромные ассортемент книг, но и грамотно вести странички в соцсетях. Год назад мы стали активно вести инстаграмм. Можно сказать, что интернет нам помогает завоевывать сердца новой публики, поколения next. Выкладывая какую-то интересную книгу в инстаграмм сразу же виден на нее отклик – обычно анонсируемая книга в тот же день находит своего покупателя. В соцсетях важно рассказывать о книгах, авторах. Читатели постов, ранее не планировавшие поход в букинистический магазин, решаются на этот шаг, потому что им рассказали о книге, заинтриговали сюжетом.

Есть книги, которые у нас купили моментально, как только вы их выложили в инстаграмм. Например, через 20-30 минут после публикации презентации, анонса повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и произведения «Жестокий век» Исая Калашникова книги мгновенно были приобретены нашими подписчиками.

Если же говорить об общих трендах, у нас востребована зарубежная классика, психологическая литература и книги по саморазвитию. Последние два года заметно растет спрос на книги по бизнес-психологии, казахскую литературу. Молодое поколение с удовольствием приобретает книги на казахском языке: «Абай жолы» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова.

Заметно падает спрос на книги после девальваций, праздников – в этот период казахстанцам не до чтения.

В целом же средний чек по книгам составляет около 1 500-2 000 тенге. Около 80% нашего спроса генерируются за счет книг, 20% - за счет продажи пластинок. Пластинки нас сильно выручают, когда проседает спрос на литературу. В среднем «винил» у нас стоит 2-3 тыс. тенге. Последние три года спрос на пластинки заметно вырос, так как тенденция на винтаж особенно заметна.

Насколько мне известно, в настоящее время в Алматы работает три букинистических магазина, за 2-3 года количество таких магазинов на рынке сократилось. Не могу сказать, что часть из них закрылись из-за недостатка клиентов: Алматы читающий город.По моей информации, существовавшая ранее крупнейшая букинистическая лавка закрылась из-за переезда ее владельца за границу.

Думаю, что в дальнейшем бумажные книги будут все также интересны обществу. Ведь читать литературу в бумажном формате намного удобнее, от нее не устают глаза, информация лучше запоминается, важны и тактильные ощущения живых станиц. Между тем, несомненно, останется категория читателей, которая предпочтет бумажному формату электронный.

В будущем планируем открыть второй магазин в городе Нур-Султан, потому что наши подписчики интересуются, когда нас можно будет увидеть в столице.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

книги литература

10.05.2019 • 09:00 2990

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как развивается книжный бизнес
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика