Как построить успешный здоровый бизнес
АВТОР

15.05.2019 • 08:30 2665

Как построить успешный здоровый бизнес

Владелица фудмаркета органической продукции Асель Журденова рассказала о тонкостях своего дела

Готовы ли в Казахстане, покупая продукт в магазине, тут же пробовать его в специально открытой для этого кофейне? Что застилает глаза поклонникам экологически чистых продуктов питания и почему их легко провести? Как ведут бизнес консервативные производители органик-продукции? Об этом и других тонкостях "органического" бизнеса корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с владелицей фудмаркета BioGourmet Асель Журденовой.

- Асель, когда пять лет назад вы открывали свой магазин, увлечение здоровым образом жизни и здоровым питанием уже было популярным в Алматы?

- Нет, мы с мужем были одними из первых, кто стал прививать культуру здорового питания среди алматинцев. И, наверное, были одними из первых, кто в ассортиментной линейке делал основной упор на сертифицированное органическое питание. На тот момент в Алматы было уже несколько супермаркетов - импортеров высококачественных натуральных продуктов, в том числе и линейки органического питания. Нам же хотелось сделать органические продукты более доступными для населения, мы искали такие бренды, товары которых были бы доступными для среднестатистического жителя.

- У вас очень уютный магазин, вы с первого дня в этом помещении работаете?

- Да. Мы живем недалеко, и в 2014 году в этом районе не было ни одного магазина, тем более кофейни. Наша идея заключалась в том, чтобы открыть магазин у дома нового формата.

- На сайте вашего магазина сказано, что вы за здоровый и полезный бизнес. А бывает бесполезный?

- Когда магазин открылся, мы давали возможность молодым компаниям, фермерам начать создавать свой бренд вместе с нами. За это время на базе нашего магазина выросли два производителя молочной продукции, сотрудничество с нами стало для них хорошим стартом. С тех пор они разработали свой лейбл, наладили реализацию и успешно продаются в других торговых точках. И таких кейсов в нашей уже совместной с этими брендами истории несколько. Вот это я называю полезным бизнесом.

- Сейчас ваша ниша конкурентная?

- Конкуренция - понятие относительное. Когда каждый магазин в нашем городе будет тщательно подходить к выбору ассортимента продуктов и делать акцент на качественных и натуральных продуктах, тогда можно будет говорить о конкуренции. Потребительская корзина, так же как и доход покупателей, абсолютно разная, поэтому у каждого предпринимателя своя целевая аудитория.

В России официальную сертификацию органической продукции ввели только в этом году. Все, что продавалось с надписью «био» или «органик», в том числе в нашей стране, не было сертифицировано. Писать же можно все что угодно, вы наверняка встречали у нас такие продукты питания, где сплошная химия в составе, а написано, что это органика. Вот так вводят в заблуждение потребителей. Клиент «клюет» на крафтовую упаковку с надписью «без ГМО», перевязанную бечевкой. Даже у тех брендов, товары которых мы привозим для нашего магазина, есть продуктовая линейка, в которой сертификат «органика» присвоен только 3-4 наименованиям, а по поводу остальных продуктов мы сразу предупреждаем, что это просто натуральный продукт. У нас большой ассортимент, в том числе продукция компаний, которые продаются в обычных магазинах.

- Тогда тут стоит пояснить, чем органика отличается от натуральности.

- Маркировка «эко» означает, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) ущерб для окружающей среды минимизирован по сравнению с аналогичными товарами.

То есть в данном случае можно говорить только о том, что экопродукция наносит меньше вреда окружающей среде. К качеству самих продуктов, к их натуральности и безопасности именно для потребителя данная маркировка никакого отношения не имеет.

При производстве органической продукции минимизированы риски именно для потребителя. В этом главное отличие этих двух видов маркировки.

То есть органические овощи не обрабатывались пестицидами, почва не удобрялась химическими удобрениями, а конечная продукция не подвергалась обработке радиацией и т. д. Если мы говорим о мясе, то, например, курицу не лечили антибиотиками и гормонами.

Для некоторых производителей органической продукции важно, чтобы продукт выращивался в его естественной среде. Например, если оливки исконно выращивались в Греции, то такие компании не будут пытаться выращивать их где-то еще, а выкупают небольшие фермы именно в Греции и там их производят. Также часто используют традиционные методы производства той или иной продукции, к примеру, традиционно вяленые помидоры должны сушиться на солнце без использования специализированного оборудования, такого метода и придерживаются

- А у нас в Казахстане не производят экологически чистые продукты питания?

- Натуральные есть, но если землю перед выращиванием чем-то обеззараживали, то стоит задуматься о натуральности. Что касается органики, то у нас нет специализированной сертификации, то есть никто не проверяет продукты на экологичность, и любой может клеить ярлык «био» на упаковку.

- Это дорого для конечного покупателя – питаться органик-продуктами?

- К сожалению, да. Если взять для примера овсянку, то обычная будет в 1,5-2 раза дешевле, чем импортная органическая.

- И спрос есть.

- Да. На собственном опыте с нашими детьми я убедилась, что у органики есть свои плюсы. Когда мы только открывали магазин, у младшего ребенка была аллергичная кожа – с сухой поверхностью и зудом. Все хорошо было только на море. Когда сыну исполнился годик, я получила немецкий товар для пробы, я все им дома заменила: макароны, крупы, масло. Мы готовили дома ту же самую пищу, но только из этих продуктов. Через некоторое время у ребенка прошли все симптомы.

- Когда входишь в магазин, невозможно не почувствовать запах выпечки и кофе, который доносится из кофейни. Почему вы решили соединить два этих заведения на одной территории?

- Мы много путешествуем с семьей и этот тренд увидели в европейских странах несколько лет назад. Гость приобретал ту и иную продукцию в магазине и мог на месте в кафе ее продегустировать: попросить, чтобы из нее что-то приготовили. Мне понравилась эта идея.

- В вашей кофейне так можно делать?

- Формат магазина таким и задумывался, даже был воплощен в жизни, но пока наш клиент не совсем к нему готов, спросом такая услуга не пользовалась

- Кстати, манящие ароматы кофейни помогают увеличить поток клиентов в магазин?

- Они дополнение друг к другу. Человек пришел купить молоко, увидел в кофейне горячий хлеб, круассан, или решил деток порадовать тортом и купил. И, наоборот, кто-то пришел за свежеиспеченным хлебом в кофейню и завернул в магазин за молоком, маслом. Все клиенты, которые к нам ходят, – наши постоянные гости. Персонал магазина и кофейни знает предпочтения практически каждого из них. Наш формат, когда мы не гонимся за большим потоком людей, позволяет устанавливать такие теплые отношения с гостями. Плюс, всегда есть обратная связь с клиентами.

- Сколько денег вам пришлось вложить в ваш бизнес?

- Порядка полумиллиона долларов на первом этапе. Это и оборотный капитал, и затраты на ремонт помещения, приобретение оборудования и ассортимента продукции.

- Какие риски в вашем бизнесе?

- Валютный курс, недобросовестные партнеры.

- Какова доходность?

- По итогам прошлого года рентабельность бизнеса составила 23%.

- Это хорошо? Больше можно было?

- Да, неплохо. А расти всегда можно, продолжая прививать культуру питания нашим людям, расширяя ассортиментную линейку, чем я сейчас как раз занимаюсь. В мае мы готовимся привезти 6 новых брендов на пробу.

Часто мы делимся информацией с клиентами, рассказываем про тот или иной товар, про его пользу для организма. Тем самым открываем для них какие-то новые продукты, меняем предпочтения, помогаем формировать основу для более правильного и здорового питания.

- Хорошо, но у вас не совсем удобная локация – далеко от центра города.

- Я ведь открывала бизнес для себя, больше в качестве хобби и как раз так, чтобы он был недалеко от дома. Здесь много жилых комплексов, жители которых наши клиенты. Хотя, конечно, если бы мы были в городе, дела бы шли по-другому.

- А не хотите еще один магазин открыть?

- Нет, это очень затратно и трудоемко. Нужно все контролировать, всецело себя этому посвящать, но, как я сказала, последние три года живу в другом городе, а операционные моменты требуют полного внимания и контроля. Управление розничным бизнесом поверхностным быть не может. Ну и, я думаю, каждый предприниматель согласится, что так, как ты к своему делу относишься, никто больше не станет.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

здоровый образ жизни органическая продукция продукты питания в Казахстане

15.05.2019 • 08:30 2665

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как построить успешный здоровый бизнес
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика