Бизнес с национальным колоритом
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

24.04.2019 • 08:30 1772

Бизнес с национальным колоритом

Как Галия Костаева создает современную одежду в этническом стиле

Швейному бизнесу Галии Костаевой четыре года. Предпринимательница специализируется на чапанах, национальных платьях с камзолом и создает современную одежду в этническом стиле. Несмотря на довольно высокую стоимость изделия – цена чапана начинается от 90 тыс. тенге – наша собеседница отмечает, что спрос на национальную одежду есть всегда. Интерес покупателей стал веским аргументом для Галии, когда она хотела временно «заморозить» бизнес, рассказала дизайнер корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz».

Любовь с самого детства

Страсть к шитью мне прививалась с самого детва. Я выросла в среде, где почти каждый работал в ателье, цехах или шил на дому. Перевести свое увлечение в бизнес я решила после второй беременности. В декрете шила одежду для старшей дочери, а иногда и для себя. Это занятие меня затянуло, и я решила записаться на курсы по изучению техники пэчворк (лоскутное шитье). На мастер-классах мы осваивали азы по стежке одеял, изучали лоскутный стиль. Тогда мне пришла идея применить эту технику в пошиве повседневной одежды или чапанов, и я попробовала. Для чапанов использовала художественную стежку орнаментом. Раньше утеплителем служила вата или натуральная шерсть, а я применила синтепон и альполюкс, подклад оставила из хлопка. Для конструирования моделей использовала лекала современного пальто модели оверсайз. Вместо обычной итальянской ткани применила стеганые полотна. Так и появились чапаны с современным дизайном. Модель стала пользоваться спросом, сейчас в нашем ассортименте есть куртки, жилетки, платья. Мы делаем и редизайн джинсовых курток, в результате они получаются в этническом стиле с лоскутными нашивками.

583e67904f5d3d9b6ce941de3f0.png

1872d6549b90e9b5ca2b9999693.JPG

Цех и магазин

Проработав некоторое время на дому, я решила расширить бизнес и открыла цех. В подмастерье наняла четырех швей. Но в прошлом году цех пришлось временно закрыть – из-за третьей беременности мне стало тяжело контролировать производство, поэтому швеи работают на дому.

Пока цех работал, ежемесячный объем производства составлял 100 единиц, а готовые изделия мы реализовывали в магазинах казахстанских дизайнеров, демонстрировали во время выставок. Затраты были большие, так как определенный процент от прибыли нужно было отдавать магазинам. Поэтому приходилось больше производить и больше продавать. Сейчас у нас есть маленький магазин в ТЦ «Адем» и один в Fashion Park, остальные пришлось закрыть, потому что цех не работает. К тому же, если товара много, нужны ресурсы для его продажи. Конечно, объем продаж падает, и, чтобы его повысить, нужно заниматься рекламным продвижением, проводить фотосессии. К этому режиму я планирую вернуться немного позже, когда дочь подрастет. Была мысль полностью остановить бизнес, но клиенты не дали – заказы на чапаны продолжают поступать. Сейчас производственный объем уменьшился до 10 единиц. Мы перестали шить про запас, а только по заказу.

Затраты дизайнера

Большая часть затрат приходится на аренду магазина, покупку материалов и зарплату швеям. Ежемесячно за аренду магазина в ТЦ «Адем» мы платим 100 тыс. тенге. Это не самое людное место, ну тут надо выбирать. Потому что если арендовать бутик в торговом центре с хорошей проходимостью, где-нибудь в центре города, придется работать, только чтобы заплатить за аренду помещения. Пока большая часть продаж у нас происходит через интернет, а в магазин люди приезжают, чтобы увидеть продукцию, какое у нее качество, и понять, стоит ли товар указанной цены.

Чтобы открыть небольшой цех на пять рабочих мест, понадобится около 3-4 млн тенге. На эти деньги нужно закупить швейные машины, полностью оборудовать цех, нанять персонал и закупить на первое время рулоны ткани. Всякие мелочи, вроде ножниц и иголок, требуют больших расходов. На эти деньги получится отшить 5-6 единиц продукции нескольких размеров. Но для человека, который только начинает свой бизнес в дизайнерской сфере и создает авторскую линейку одежды, где модели представлены в единственном экземпляре, не обязательно открывать цех. Можно работать с цехом на аутсорсинге, у нас таких много.

d38f7fbc0b76424b1106cd042f3.png

Стабильный спрос

Спрос есть на всю одежду, но пока мы не можем производить ее в больших объемах. Бывает так, что клиент не хочет шить на заказ, когда необходимо ждать 2 недели. Ему хочется прийти, померить и тут же купить. В то время как на пошив по индивидуальному заказу уходит в среднем 2 недели. Соответственно, необходим большой ассортимент с разнообразной цветовой гаммой, широким выбором размеров, а это затратно. Пик покупок приходится на март и октябрь.

Специфика производства чапанов заключается в том, что в основном их заказывают люди старше 50 лет, а это нестандартные размеры. Большим спросом во время оразы пользуются платья и длинные или расклешенные юбки. Как бы ни был завален рынок китайскими и турецкими вещами, люди хотят носить одежду в национальном стиле.

С продажами отлично помогает сарафанное радио, иногда я сотрудничаю с блогерами – прошу их поносить вещь и оставить честный отзыв. Предпочитаю вкладываться не в рекламу, а в качество товара, тогда люди начнут рассказывать о вас другим.

За что платит покупатель?

Что касается материала, то я работаю чаще всего с хлопком и штапельными тканями. На местном рынке штапельных платьев очень мало, в основном шьют из трикотажа и синтетики.

Раньше я закупала материал в Бишкеке, поэтому получалось дешевле, но при условии, что покупаешь рулонами. Сейчас, когда объемы продукции уменьшились, покупаю ткани метражом на наших рынках. Бархат достаточно дорогой материал, и его не всегда можно найти, что сказывается на себестоимости продукции. На 80% цена чапана формируется за счет стоимости ткани и фурнитуры.

При ценнике 90 тыс. тенге на него уходит 4-5 метров полотна, которое мы не можем купить в готовом виде, то есть один метр ткани обходится в 12-13 тыс. тенге. Сначала покупаем бархат стоимостью 6 тыс. тенге за метр, затем материал для подклада, затем стежим все это на специализированном оборудовании. Стежка одного квадратного метра обходится от 2,5 до 3 тыс. тенге в зависимости от узора. Плюс сюда добавляется стоимость фурнитуры. Одна кнопка стоит 500-1200 тенге, а для одного изделия нужно от 3 до 6 штук. В итоге получается немаленькая сумма.

Брать дешевые ткани или вместо бархата велюр с целью сэкономить 10-15 тыс. тенге, я не хочу – в результате изделие будет уже другого качества. Мы пробовали использовать недорогую фурнитуру за 100-200 тенге, но тогда одна пуговица может испортить все. Нужно держать марку и покупать все самое лучшее.

Думали над тем, как уменьшить стоимость стежки, например, купив специальное оборудование. Но оно стоит около 10 млн тенге, придется развивать целое производство, а для этого нужны инвестиции.

97265271bdb623393a1f08e9228.png

Местные дизайнеры друг другу не конкуренты

Рассматривая конкуренцию в контексте производства чапанов, могу сказать, что ее нет. Если брать в разрезе пошива одежды, то в Казахстане много дизайнеров и производителей одежды. Но они практически не составляют друг другу конкуренцию, так как у каждого есть свой стиль. Некоторые из них, чтобы снизить себестоимость, заказывают пошив в Бишкеке и таким образом выигрывают в стоимости, но в этом случае страдает качество. Если бы в наших дизайнеров больше верили, чаще покупали их одежду, то цены снизились бы в разы, ассортимент расширился, появлялись новые рабочие места.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

национальная одежда Чапаны

24.04.2019 • 08:30 1772

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Бизнес с национальным колоритом
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика