Автор настольной игры «Казахское ханство» Кобланды Жанабекулы рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» о трудностях работы в новой для Казахстана области рынка развлечений.
Еще недавно казалось, что настольные игры остались в далеком прошлом, но в период экономического кризиса они стали относительно бюджетным видом интеллектуального досуга для компаний друзей, коллег или родственников. В России продажи настольных игр уже достигли 11 млрд рублей (около 70 млрд тенге). В нашей стране их популярность также растет, но в специализированных магазинах и заведениях представлена в основном продукция зарубежных производителей. Ситуацию решил изменить молодой предприниматель Кобланды Жанабекулы. Он закончил КазНТУ по специальности «Стандартизация и сертификация», работал в сфере строительства и поставок оборудования, но всегда хотел начать свое дело.
«На очередных бизнес-курсах мне дали совет, что нужно заниматься тем, что тебе нравится и на что ты тратишь больше всего свободного времени. Я заметил, что играю с друзьями в настолки по 6 часов в неделю и подумал, почему бы не монетизировать это увлечение. Меня давно мучил вопрос, почему у нас нет настольных игр с казахским колоритом, отражающих нашу историю и культуру. Изучив рынок, я увидел, что попытки создать такие игры были, но не хватало качества исполнения», – рассказывает Кобланды.
Как стать ханом
В начале 2017 года Кобланды преступил к разработке правил и механики будущей игры. С помощью подручных средств – ватмана и листов бумаги – он создал ее прототип и протестировал вместе с друзьями и родственниками. Собирая отзывы от них, он дорабатывал игру в течение двух месяцев. В написании правил ему помог опыт в сфере сертификации. При разработке сюжета и концепции Кобланды вдохновлялся такими популярными настольными играми, как «Игра престолов» и «Монополия». Автор также привнес несколько уникальных элементов, таких как отсутствие кубика. Эстетика игры основывалась на популярных исторических образах.
«Я не знаток истории, но на любительском уровне изучал эту тему. Сам сюжет игры построен на обычае «хан сайлау» – выборах хана. Игрок принимает на себя роль одного из казахских султанов и его цель: объединить на игровом поле под своей властью как можно больше родов. Казахский колорит отражен через карточки действий и событий, таких как «жут», «той», «базар», «тойбастар», «барымта». Казахские рода на поле отражены через реальные родовые тамги», – поясняет Кобланды Жанабекулы.
Дорогое производство
Следующим этапом на пути к созданию игры стала разработка ее визуального оформления. Кобланды набросал на бумаге фигуры персонажей, но долго не мог найти дизайнера, способного воплотить нестандартную творческую задумку и при этом не запрашивать за свою работу астрономическую сумму. Однажды он обратил внимание на календарь, висевший над его рабочим столом, и понял, что именно в таком стиле он хочет видеть свое «Казахское ханство». Кобланды удалось найти дизайнера, работавшего над этим календарем, и заинтересовать его своим проектом.
Еще несколько месяцев ушло на поиск типографии, способной качественно отпечатать первый тираж. Из 20 рассмотренных фирм всего в двух согласились взяться за полный цикл производства различных элементов для игры. Пластиковые части игры Кобланды пришлось заказывать в отдельном цехе. Первый тираж «Казахского ханства» составил 500 экземпляров, его печать обошлась автору в 5 млн тенге. Кобланды вложил в проект все заработанные средства, а также взял деньги в долг у друзей и знакомых.
«Себестоимость первого прототипа составила около 30 тыс. тенге, но потом, конечно, удалось значительно сократить ее за счет тиража. Услуги печати в нашей стране обходятся дорого, но заказывать производство в Малайзии или Китае я не хотел. Во-первых, ты не можешь контролировать качество исполнения и ошибки при печати, а во-вторых, с учетом стоимости доставки вышло бы примерно на ту же сумму. Помимо печати были еще затраты на копирайт, перевод правил, сертификацию и много других расходов. На ту же сертификацию игры ушло около 180 тыс. тенге. К сожалению, мне не удалось найти инвесторов в мой проект. Я показывал игру различным компаниям и бизнесменам, многим она понравилась, но никто не захотел вложить средства. Многие из них хотят вернуть свои инвестиции буквально за несколько месяцев», – делится автор игры.
Рост продаж и турниры
К сентябрю 2017-го был выпущен первый тираж «Казахского ханства». Кобланды Жанабекулы энергично взялся за ее продвижение на рынке. Он обратился во все специализированные магазины, такие как «Планета игр» и Hobby Games в Алматы и Нур-Султане. Первоначально ему удалось договориться о продаже 50 наборов в магазины «Меломан», но затем компания изменила условия и взяла только 10 экземпляров под реализацию. Для повышения продаж Кобланды решил выходить в регионы. Первое время он сам привозил игры в Караганду, Костанай, Павлодар, предлагая их местным дистрибьюторам. По словам разработчика «Казахского ханства», в каждом регионе есть 2-3 магазина, занимающихся продажами игр. Сейчас у него появились постоянные торговые представители во многих городах страны.
«Средняя розничная цена одного набора – около 20 тыс. тенге, но это, конечно, зависит от конкретного представителя. Дистрибьюторы и магазины добавляют к оптовой цене порядка 35-50%. Продажи очень сложно предсказать. К примеру, в Павлодаре внезапно могут заказать 100 игр, а потом брать по несколько экземпляров в месяц. В хороший месяц в одном городе покупают по 10-15 наборов», – отмечает Кобланды.
Важной составляющей в популяризации настольной игры является проведение турниров и чемпионатов. Первый турнир по «Казахскому ханству» состоялся в декабре 2017 года в Алматы. Кобланды организовал его на собственные средства, но в качестве партнеров его поддержали продюсеры фильма «Казахское ханство», предоставившие реквизит со съемок для создания исторического антуража. Призовой фонд составил 1 млн тенге, а в турнире участвовали 86 человек. Турниры по игре проходили в рамках фестивалей гик-культуры и тематических мероприятий. Сейчас соревнования по «Казахскому ханству» проходят в различных городах, в основном между школами в Алматы и Нур-Султане.
Обучение истории и языку
Сразу после выхода «Казахского ханства» большой интерес к настольной игре проявили в различных учебных заведениях. Вначале директора школ или родительские комитеты закупали по одному экземпляру игры, чтобы проверить, насколько она интересна школьникам. Потом школы стали приобретать по несколько наборов для использования их на уроках и досуга учеников в свободное время.
«Сейчас это единственная на рынке настольная игра с правилами на казахском языке. Ее можно использовать для развития у детей логического и стратегического мышления. В игре нет прямой привязки к историческим событиям, но она возбуждает у людей интерес к этой теме. Мне рассказали, как одна школа в Нур-Султане купила игры для библиотеки. После этого библиотека не только ожила, но там значительно возрос спрос на учебники и романы по истории Казахстана. Не знаю точное количество школ, в которых есть «Казахское ханство», но в столице периодически проходят турниры, в которых участвуют ученики из десятков школ», – рассказывает создатель настольной игры.
Первые успехи и планы на будущее
Продажи и узнаваемость «Казахского ханства» постепенно растут. За год Кобланды Жанабекулы распродал весь тираж и в сентябре прошлого года выпустил еще 1000 наборов игры, из которых 300 уже реализованы. Ему пока что не удалось окупить свои вложения, так как он инвестировал заработанные средства в новую партию и улучшение качества печати. Автор «Казахского ханства» планирует выйти на окупаемость в течение полутора лет, а также начать выпуск других настольных игр.
«Я мечтаю, чтобы «Казахское ханство» знали во всех частях страны, а в казахстанских семьях в него играли бы по вечерам вместо «Монополии». Думаю, когда продажи превысят 5000 штук, можно будет подумать и о дополнениях к игре. В планах также выпуск еще 10 игр в ближайший год. У меня в голове уже созрело 6 оригинальных проектов, и я общаюсь с другими авторами, которые хотели бы наладить совместное производство. Это будут игры на фэнтезийную тематику, пати-геймы, бизнес-игры для предпринимателей. Вначале хотелось бы попробовать выпустить на рынок несколько мини-игр с карточками, потому что они дешевле в производстве и проще в реализации. Конечно, в будущем планирую открыть свой цех по производству игр, чтобы не зависеть от сторонних компаний. Для начала попробую наладить выпуск упаковки и пластиковых деталей, потому что у нас сейчас с этим есть трудности», – заключил наш собеседник.