USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
73.75$
-0.220
BTC
98934.20$
+890.300

К чему приводят неверные управленческие решения в авиабизнесе

История одного банкротства

Share
Share
Share
Tweet
Share
К чему приводят неверные управленческие решения в авиабизнесе- Kapital.kz

Рынок авиации всегда богат на новости и события. Вот обсуждается новинка, чудо техники – снижены вес, потребление топлива, уровень шума меньше, модный кокпит и яркая ливрея клиентов из Ближнего Востока или Азии. Проходит время, и с совершенством технического гения человека начинают происходить катастрофы. Но мир циничен, аварии – события, конечно, неприятные для авиабизнеса, но не смертельные. Куда более опасны неверные управленческие решения, коррупция и неудачные сделки.

Относительно свежий и самый яркий пример – исчезновение с рынка немецкого лоукостера Air Berlin. В этой истории прекрасно все, и, как мне кажется, она должна отозваться в умах казахстанцев. Здесь есть и отсутствие четкой стратегии, квазигосударственная компания в капитале, высокий уровень долга и коррупция в роли вишенки на торте.

Air Berlin начала процедуру банкротства 15 августа 2017 года, и уже к октябрю компания прекратила свое существование. Второй по величине авиаперевозчик после Lufthansa в Германии, владелец той самой Niki Аir, основанной легендарным пилотом «Формулы-1» Ники Лауда, и банкрот! Событие для обывателя может показаться невероятным, ведь компания немецкая, да еще и с арабскими акционерами.

Я много лет фокусировался на рынке облигаций, и идею с Air Berlin мне принес знакомый, он купил их еврооблигации перед банкротством и планировал усредниться. Желание получить под 30% годовых в евро за короткий срок превысило здравый смысл. Даже поверхностное изучение отчетности эмитента и его бизнеса повергло в легкий шок. Air Berlin с момента IPO в 2006 году, за редким исключением, практически никогда не зарабатывала, накопив к моменту банкротства огромные убытки и долги. Капитал был давно отрицательный, компания практически полностью состояла из долговых обязательств, не генерировала прибыль, ликвидные средства отсутствовали.

На первый взгляд, компания уже давно предлагала практически 100% вероятность дефолта, это даже не мусорные облигации, а просто самые ужасные помои. Однако на момент выхода отчетности и некоторое время после вся линейка долговых инструментов эмитента торговалась на уровнях, вполне сопоставимых со здоровыми историями.

Так что же удерживало рынок от распродаж? Etihad владел 29,2% акций Air Berlin и долгое время выделял транши на поддержку компании. Традиционно инвесторы оценивают компании с Ближнего Востока как достаточно сильных акционеров, часто закрывая глаза на остальные показатели. Кроме того, в последнее десятилетие, в эпоху огромной свободной ликвидности, крупные институциональные инвесторы перестали фокусироваться на отдельных позициях и инвестируют уже в индексные фонды, где ценные бумаги подбираются исходя из количественных, а не качественных параметров. Ради сокращения операционных и транзакционных издержек фонды зачастую экономят на аналитиках для изучения тысяч эмитентов, управление гигантскими портфелями ценных бумаг полностью основывается на количественных показателях и макроэкономических исследованиях.

Другими словами, большей части инвесторов, а вероятней всего, неким немецким пенсионным фондам, было глубоко фиолетово до состояния эмитента и адекватности цены его долга, главное, чтобы свободные средства были размещены по максимуму, как того требуют инвестиционные декларации, а дальше – гори оно синим пламенем. До мая 2017 года всем было плевать на финансовое состояние Air Berlin, но вот в конце весны происходит сюрприз – Etihad отказывает в поддержке Alitalia, где они тоже числились стратегическим партнером. Инвесторы Air Berlin с остатками здравого смысла почуяли жареное и тут же устроили веселую арабскую ночь котировкам, обвалив рынок на 30-40%. Развязка длилась целых три месяца, затем Etihad отказывает уже Berlin Air в финансировании, и вот долг лоукостера еще сильнее проваливается, пикируя к нулевым значениям. Но как показал анализ, состояние компании было таким, что эти бумажки на самом деле ничего не стоили.

Изучение истории Air Berlin показало, что компания теряла пассажиров и терпела убытки, вероятно, из-за того, что пыталась занять нишу между традиционными авиакомпаниями и лоукостерами. Модель оказалась неудачной, так как второстепенность перевозчика сказывалась на посредственном отношении к нему аэропортов, все это вытекало в качество сервиса и самое важное для немецких пассажиров: cтабильность вылетов, расположение гейтов, аэропортов и пунктуальность. В итоге Air Berlin оказалась не настолько стабильной как Lufthansa и не настолько дешевой как лоукост Ryanair и даже своя «дочка» Niki Air. Трагедия компании заключалось в отсутствии своего большого и удобного хаба. Точнее хаб для Air Berlin был обещан властями Германии, им должен был стать аэропорт Берлин-Бранденбург в окрестностях Берлина. Вот здесь сосредоточено самое прекрасное в этой истории, проект аэропорта был утвержден еще в 1991 году, после объединения Германии. Первый «камень» в фундамент аэропорта был заложен в 2006 году, в том же году Air Berlin вышла на IPO. Все планы компании были заточены на этот аэропорт, и когда он не открылся по плану в 2012 году, положение Air Berlin начало стремительно ухудшаться.

Аэропорт Берлин-Бранденбург до сих пор не введен в эксплуатацию, стоимость проекта за все эти годы выросла с 1,7 млрддо 5,4 млрд евро. Критики считают, что главная причина проблем, сопровождающих проект, связана со скандалами вокруг бывшего технического директора и бывшего главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый был осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро, второй же, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего лишь чертежником. За последние три года сменилось четыре руководителя по реализации проекта аэропорта, среди которых был также Хартмут Медорн, экс-глава железнодорожного концерна Deutsche Bahn.

Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчете которого говорится о «коллективной утрате чувства реальности». Аэропорт Берлин-Бранденбург с каждым днем безнадежно устаревает и все чаще говорят о его сносе. Вот так вот коррупция лишила столицу Германии нового аэропорта и убила достаточно большую авиакомпанию.

Автор: Дмитрий Сочин, эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.