Работать Бакыт Алимбекова начала на Алма-Атинской фабрике головных уборов, будучи молодым специалистом. А в 1997 году вместе с несколькими мастерами женщина решила создать собственное производство по пошиву женских, мужских, детских и национальных головных уборов. Несмотря на все сложности, возникшие в процессе организации бизнеса, Бакыт смогла основать предприятие полного цикла по созданию головных уборов, начиная с разработки дизайна и конструкции и заканчивая пошивом и последующей реализацией своего товара. Корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» основательница салона эксклюзивных шляп Elegant Бакыт Алимбекова объяснила, сколько в год можно заработать на шляпах и почему производству сложно существовать без господдержки.
Собственное дело
Чтобы начать собственное дело, мне требовался стартовый капитал, на который я купила швейное оборудование и сырье. Первое помещение в 300 квадратов, в котором мы работали, располагалось в верхней части Алматы, но позже оно попало под снос и нам пришлось искать новую локацию. Это был сложный период, потому что цены на недвижимость сильно подскочили. Но, в конце концов, удалось найти то, что нужно. Позже, в 2016 году, когда объемы производства начали расти, удалось достроить цех. Чтобы не только уверенно стоять на ногах, но и развиваться, мы стали участвовать в тендерах.
В 2016 году мы инвестировали в модернизацию производства и покупку сырья 30 млн тенге, деньги получили по программе «Дорожная карта бизнеса-2020». Местному производству без господдержки не обойтись, ведь нужно постоянно вкладываться. Всю полученную прибыль мы инвестируем в развитие цеха.
Сырье для производства шляп мы покупаем в Чехии. Некоторое время сотрудничали с китайской компанией, которая делала очень хорошие велюровые и шерстяные колпаки. Сейчас еще закупаем в России шерстяные колпаки для расширения цветовой гаммы нашей коллекции, фурнитуру привозим из Италии. Конечно, это влияет на стоимость изделий, например, одна лента на шляпе в зависимости от ее ширины, цвета и других характеристик обходится в 1,5-2 тыс. тенге.
На сегодняшний день в нашем каталоге содержится более 100 разновидностей моделей, все мы производим сами. Стоимость фетровых шляп варьируется от 10 до 30 тыс. тенге, моделей, изготовленных из ткани, – от 6,5 до 10 тыс. тенге в зависимости от отделки и наполнения. Для каждого изделия прибыль закладывается в размере 15-20%, у нас есть заказчики в Израиле, Германии, Японии. Но помимо того, что продукция реализовывается, для нас также важна узнаваемость бренда. и в этом помогает реклама через социальные сети.
Специфика производства
Все шляпы изготавливаются вручную с помощью деревянных колодок. Сначала колпак распаривается с помощью пара, затем его проклеивают и набивают на колодку. Если модель шляпы предполагает отрезные поля, то над ними мастер работает отдельно, а над головкой тоже отдельно. После того как шляпу набили на колодку, ее отправляют сушиться в печь. В день можно изготавливать около 30 шляп в зависимости от дизайна, на индивидуальный пошив обычно уходит 2-3 дня.
Раньше мы сами выходили в розницу, но это было накладно и не всегда оправдывало себя. Благодаря тому, что в Алматы и Нур-султане стали открываться магазины по продвижению отечественных товаропроизводителей, мы стали выставляться в Fashion Park, скоро будем продаваться в Шымкенте, а также магазине УниверMAG.kz, где представлены все отечественные товаропроизводители. Кроме того, мы участвуем во всевозможных выставках, чтобы презентовать и продвигать свою продукцию. На осень готовим коллекцию шляп, чтобы представить ее в Миланском шоу-руме.
В процессе поиска точки розничной продажи шляп приходилось сталкиваться с разными трудностями. Бывали убыточные времена, ведь было необходимо платить за аренду магазина, выдавать зарплату продавцам, а производство не всегда окупалось.
Вообще, делать головные уборы может не каждый, тут необходимо творческое начало в человеке, он должен обладать видением и воображением. Соответственно, нам приходилось сталкиваться с нехваткой кадров и самим взращивать мастеров. На сегодняшний день в штате работают 30 человек, но в период больших нагрузок мы привлекаем дополнительных рабочих. Пик заказов приходится на летний период, и работой мы загружены до ноября.
Без рисков в бизнесе не обойтись, а когда речь идет о производстве, то оно требует больших инвестиций, опытных, ответственных работников, и, конечно, наличия спроса на продукцию. Чтобы снизить процент рисков и сделать производство окупаемым, мы стараемся идти в ногу со временем, отрабатываем новые модели, исследуя потребности сегодняшнего рынка и модные тенденции. Хорошо бы работать по долгосрочным договорам с нашими государственными огганами и силовыми структурами – так спокойнее и надежнее.