26-летний шымкентский предприниматель Танирберген Есполов зарабатывает тем, что изготавливает мебель из искусственного ротанга – полимерного материала на основе капрона и целлюлозы. Всего за 8 месяцев работы молодой бизнесмен смог полностью освоить производство – от создания искусственного ротанга из полиэтиленовых гранул до готовой продукции. Небольшое предприятие на сегодняшний день освоило производство 30 видов мебели. Корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» Танирберген Есполов рассказал, как обойти китайских и турецких конкурентов, в чем преимущества агрессивного маркетинга и почему пришлось привлекать специалиста из Украины.
Еще во время учебы в строительной академии КазГАСА в Алматы Танирберген мечтал об открытии собственного бизнеса. Но после окончания учебы парень год проработал в банке в Астане, а потом еще год в другом банке в Шымкенте. Однако в течение всего этого времени мысли о создании собственного дела не покидали Танирбергена.
«Так как у меня не было первоначального капитала, я начал с того, в чем у меня была компетенция – со строительства: нанял бригаду и стал заниматься ремонтом квартир и офисов. Этим я занимался около года. Пока работал, обратил внимание на то, что люди предпочитали покупать в новый дом плетеную мебель. Меня привлекло то, что такую мебель у нас не производят в больших масштабах и можно заниматься импортозамещением. Так появилась идея создать свой бизнес по производству мебели из искусственного ротанга», –объясняет собеседник.
К этому времени Танирберген уже собрал начальный капитал. Предпринимателю помогли выигранные в конкурсе молодежных проектов 3 млн тенге. В региональной палате предпринимателей он прошел обучение по программе «Бизнес-советник» и научился менеджменту и бухгалтерскому делу.
«Суть конкурса заключалась в том, чтобы предоставить идею, аналогов которой нет в регионе. Я написал бизнес-план и стал работать. Начинал максимально экономно, покупал только то, что нужно для производства. Мне понадобилось в общем 8 млн тенге для старта. Еще я брал кредит», – говорит предприниматель.
За 8 месяцев работы Танирбергену удалось вывести предприятие в ноль. Всю прибыль он вкладывает обратно в бизнес.
«Ожидаемый мной спрос на продукцию оправдался. К тому же я стал заниматься агрессивным маркетингом и продвижением изготавливаемой продукции в соцсетях. Назад пути не было. Я проводил личные встречи и всячески продвигал мебель в интернете», – объясняет он.
Сейчас в ассортименте предприятия более 30 видов мебели: диваны, кресла, столы, стулья, журнальные кресла, шезлонги, качели, кресла-коконы. Используемый в качестве основного материала искусственный ротанг предприниматель производит самостоятельно. Он изготовляется из полиэтилена, который Танирберген покупает в России и Узбекистане.
«У нас полиэтилен не производится. Каркас мебели делаем из тонкостенного металла, который я покупаю в Шымкенте, – поясняет бизнесмен. – Полиэтилени металл недешевые материалы. При стоимости одного комплекта (4 стула, 1 стол) в 150 тыс. тенге, на сырье уходит 80 тыс. тенге. Это больше 50%».
В среднем при стоимости одного стола от 20 тыс. тенге себестоимость продукции выходит 30-40%. Ежемесячно мастерская изготавливает от 20 до 30 комплектов мебели. Это 1-2 крупных заказа (10 комплектов) для кафе или ресторана и 5-6 частных заказов. У производства есть сезонность. На весну и лето приходится основной спрос, зимой спад. Но Танирберген нашел выход из ситуации и ищет клиентов заранее, предлагая им скидки.
Так как вся мебель делается вручную, основная часть затрат в бизнесе приходится на фонд зарплаты работникам, покупку сырья, аренду помещения и комуслуги. Бизнесмен считает: чтобы мебель получалась качественной, нужно вкладываться в обучение своих работников, но при этом не забывать о развитии каналов продаж, без которых не выживет ни один бизнес.
«Мебель делается вручную. Это ювелирная работа, и каждый продукт получается уникальным. Когда начали работать, мы столкнулись с тем, что не нашли квалифицированных работников. Для того чтобы научиться плести такую мебель, мы пригласили специалиста из Украины. В Шымкенте у нас готовых кадров нет, поэтому мы их обучили. Кроме того, сталкивались с нехваткой оборотных средств, так как всю прибыль сразу вкладывали в цех, рекламу, покупку материала. Нам приходилось договариваться с клиентами, чтобы они оставляли большую предоплату. Начинали с двух работников, сейчас в компании трудится 15 человек, и мы чувствуем себя намного лучше. У нас полностью налажено производство», – продолжает Танирберген.
Сегодня мебель из плетеного ротанга пользуется спросом у коммерческих предприятий с летниками, бассейнами и открытыми площадками. Такая мебель не боится воды, солнца, снега.
«Раньше такую мебель делали из натурального ротанга, сейчас из искусственного. И это намного экологичнее. По виду пластик ничуть не уступает натуральному ротангу. Это очень практичная мебель, которая не деформируется. Помимо Шымкента мебель часто заказывают в Атырау и Актау», – говорит собеседник.
Танирберген отмечает, что в этой сфере при небольшом объеме рынка хорошая конкуренция. Основной завоз конкурентной мебели приходится на Турцию или Китай. Турецких производителей предприниматель обходит по цене, китайских, при равной стоимости, по качеству. Он считает, что здоровая конкуренция полезна для бизнеса. И чем она больше, тем больше людей узнают о мебели.
«Многие еще не знают, что есть плетеная мебель и насколько она практична. Дальше мы планируем развивать узнаваемость своего бренда, увеличивать обороты. Хотим открыть шоу-рум в Шымкенте, а потом и в других городах. Возможно, внедрим новые собственные наработки из дизайна, чтобы задать новый тренд. Мы уже много своих идей воплотили в жизнь», – заключает Танирберген Есполов.