USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97641.60$
-1124.400

«Кселл» входит в период стабилизации

В 2018 году выручка компании выросла на 2,2 млрд тенге

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Кселл» входит в период стабилизации - Kapital.kz

На прошлой неделе «Кселл» опубликовал отчетность за 2018 год. Его ключевые показатели и динамику стоит проанализировать детально. Но прежде напомним, что «Кселл» – не просто лидирующий по выручке мобильный оператор Казахстана, компания входит в топ-50 крупнейших налогоплательщиков страны. При этом оператор отличается прозрачной и прогнозируемой дивидендной политикой, направляя не менее 70% чистой прибыли на выплаты своим акционерам. Эту практику, несмотря на смену главного акционера, а в конце декабря им стал Казахтелеком после выхода скандинавской группы Telia из Евразийского региона, сохранили – на прошлой неделе совет директоров компании принял решение направить на дивиденды 70% от чистого дохода за отчетный период.

Обнадеживающие итоги

Период, который сопровождался поиском потенциальных покупателей пакета «Кселл», согласованием условий сделки, ожиданием решения регулятора (КРЕМ) оказался для компании, да и для всей отрасли не самым простым. Напомним, что со второго полугодия 2018 года темпы роста телекома начали резко замедляться, а к концу года почти вдвое отстали от роста экономики.

Впрочем, несмотря на негативный фон, прогресс у «Кселл» по итогам года заметен. Прежде всего речь идет о выручке – она выросла на 1,5 процента, или на 2,2 млрд тенге. 2018-й, кстати, второй год, который «Кселл» закрывает ростом: с 2014 года выручка оператора находилась на «красной» территории. Интересно, что этот рост состоялся на фоне смены стратегии «Кселл» («От объема – к ценности») в части абонентской базы – оператор сосредоточился на ее качестве. Нуркен Халыкберген, независимый эксперт телекоммуникационного рынка, комментируя эти усилия, замечает: «Это значит, что менеджмент «Кселл» идет по пути оздоровления компании, в том числе, приняв решение не поддерживать размер абонентской базы дотациями в виде SIM-карт с предоплаченным балансом, сосредоточившись на работе с реальными абонентами, приносящими компании доход и прибыль, создавая для них ценность в виде новых удобных тарифов, услуг и сервисов, которые улучшают их жизнь. Меряться размером абонентской базы – мне лично кажется, что этот подход уже давно устарел, он не отражает конкурентоспособность оператора. Посмотрим, поддержат ли эту инициативу другие игроки рынка – поскольку важнее удовлетворенность абонентов и их лояльность, чем раздутые показатели с сомнительной методикой подсчета».

В компании называют еще один драйвер, который оказал значимое влияние на рост выручки – контрактные телефоны. «Кселл» начал активно развивать это направление еще в 2014 году, подписав соглашение с Apple на дистрибуцию смартфонов iPhone в Казахстане. Сегодня «Кселл» – это единственный мобильный оператор Казахстана, у которого есть прямой подобный контракт. В 2015 году компания стала активно развивать свою собственную сеть: за 2 года магазины формата Kcell Store появились практически во всех крупных городах Казахстана – сейчас их более тридцати. 2018 год стал очень хорошим для компании в этом бизнесе – доход от реализации мобильных устройств вырос сразу на 52,6%, до 18,4 млрд тенге. Кстати, на конференции, посвященной итогам ушедшего года, топ-менеджеры «Кселл» подтвердили намерения и далее развивать это «контрактное» направление.

Сильные показатели в B2B

По мнению Каспарса Кукелиса, главного исполнительного директора АО «Кселл», рост выручки был в значительной степени обусловлен еще и ростом доходов от продаж бизнес-решений в корпоративном сегменте. B2B в «Кселл» стабильно растет уже нескольких лет: по итогам 2017 года рост составил 45%, а по итогам IV квартала 2018-го – более 30%. На конец года в портфолио бизнес-решений «Кселл» было уже 16 услуг, включая IoT-решения, услуги на основе Big Data, мобильные финансы, облачные решения, которые подходят как для крупных компаний, так и для малого и среднего бизнеса. Собственно, уже почти 20 лет «Кселл» остается признанным лидером в В2В. «Наша философия в работе с бизнес-клиентами основана на том, чтобы помогать казахстанским компаниям быть еще более мобильными и удобными для их собственных клиентов, лояльность которых неизбежно преобразуется в рост прибыли. Мы планируем расширять портфель решений. Задача простая – быть максимально точными в понимании потребностей наших В2В клиентов и еще более эффективно решать их задачи», - детализирует Каспарс Кукелис.

c68d2d74d9233c3de9b2edbb2b9.jpg

Активный рост в 4G

Разумеется, говоря о «Кселл» и итогах 2018 года невозможно не отметить динамику развития сети 4G. Здесь у «Кселл» в ушедшем году констатируется очень сильный прогресс – компания инвестировала в развитие сети более 19 млрд тенге. По итогам года сеть четвертого поколения «Кселл» обеспечивала покрытием уже почти 62% населения Казахстана. И этот результат достигнут всего за 2,5 года с момента коммерческого запуска 4G. Напомним, что «Кселл» получил лицензию на развертывание сетей LTE только в январе 2016-го, то есть на 4 года позже, чем Altel. По состоянию на конец 2018 года сеть 4G «Кселл» практически догнала Altel (73% населения Казахстана). Кстати, эксперты замечают, что с учетом синергии с Казахтелекомом абонентам компании стоит ожидать в ближайшем будущем существенного прорыва и в качестве, и в скорости в сетях 4G. И это определенно станет основополагающим фактором для роста уровня удовлетворенности абонентов. Кстати, трафик в сети «Кселл» в 2018 году удвоился, а количество 4G устройств в сети оператора на конец IV квартала прошлого года превысило 50%. 67% абонентов компании – это пользователи смартфонов, что неудивительно – «Кселл» обеспечивает мобильным интернетом почти 80% казахстанцев.

Эффект синергии от объединения ресурсов

Как заметил на встрече с инвесторами Каспарс Кукелис, «Кселл» нацелен максимально использовать эффект синергии, получив доступ к технологическим ресурсам и инфраструктуре АО «Казахтелеком». «Мы с оптимизмом воспринимаем потенциальные возможности и расширение масштаба деятельности в связи с приобретением контрольного пакета акций крупнейшим телекоммуникационным оператором в Казахстане», - отметил он в своем выступлении.

Директор департамента аналитики ИК «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов также видит в приходе Казахтелекома хороший потенциал для нового витка развития «Кселл». «Операционная синергия от сделки может стать основным драйвером роста финансовых показателей «Кселл». Казахтелеком обладает всей необходимой инфраструктурой и технической экспертизой и, по сути, является одним из первых игроков рынка мобильной связи Казахстана, что даст возможность «Кселл» значительно оптимизировать операционную рентабельность, - отмечает Ерлан Абдикаримов. - Кроме того, предстоящая покупка Казахтелекомом остальной доли в СП «Алтел-Теле2» консолидирует рынок мобильной связи и нивелирует фактор жесткой конкуренции, которая имела место быть на нашем рынке и не позволяла операторам улучшать свои финансовые показатели, а где-то даже требовала дублирования капитальных затрат и прочих операционных расходов. Поэтому ближайшие пару лет, скорее всего, мы увидим значительный синергетический эффект от сделки. К тому же рыночная система, где есть крупный игрок, владеющий около двумя третями мобильного рынка, имеет место быть в мировой практике (Испания, Мексика, Китай) и является вполне естественным результатом рынка, который постоянно требует у игроков высоких капитальных затрат для поддержания и развития качества услуг. Поэтому при подобной консолидации рынка операторы, находящиеся под крылом Казахтелекома, будут иметь больше гибкости для капитальных затрат, например, по тому же внедрению 5G, которое потребует огромных ресурсов».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.