На прошлой неделе «Кселл» опубликовал отчетность за 2018 год. Его ключевые показатели и динамику стоит проанализировать детально. Но прежде напомним, что «Кселл» – не просто лидирующий по выручке мобильный оператор Казахстана, компания входит в топ-50 крупнейших налогоплательщиков страны. При этом оператор отличается прозрачной и прогнозируемой дивидендной политикой, направляя не менее 70% чистой прибыли на выплаты своим акционерам. Эту практику, несмотря на смену главного акционера, а в конце декабря им стал Казахтелеком после выхода скандинавской группы Telia из Евразийского региона, сохранили – на прошлой неделе совет директоров компании принял решение направить на дивиденды 70% от чистого дохода за отчетный период.
Обнадеживающие итоги
Период, который сопровождался поиском потенциальных покупателей пакета «Кселл», согласованием условий сделки, ожиданием решения регулятора (КРЕМ) оказался для компании, да и для всей отрасли не самым простым. Напомним, что со второго полугодия 2018 года темпы роста телекома начали резко замедляться, а к концу года почти вдвое отстали от роста экономики.
Впрочем, несмотря на негативный фон, прогресс у «Кселл» по итогам года заметен. Прежде всего речь идет о выручке – она выросла на 1,5 процента, или на 2,2 млрд тенге. 2018-й, кстати, второй год, который «Кселл» закрывает ростом: с 2014 года выручка оператора находилась на «красной» территории. Интересно, что этот рост состоялся на фоне смены стратегии «Кселл» («От объема – к ценности») в части абонентской базы – оператор сосредоточился на ее качестве. Нуркен Халыкберген, независимый эксперт телекоммуникационного рынка, комментируя эти усилия, замечает: «Это значит, что менеджмент «Кселл» идет по пути оздоровления компании, в том числе, приняв решение не поддерживать размер абонентской базы дотациями в виде SIM-карт с предоплаченным балансом, сосредоточившись на работе с реальными абонентами, приносящими компании доход и прибыль, создавая для них ценность в виде новых удобных тарифов, услуг и сервисов, которые улучшают их жизнь. Меряться размером абонентской базы – мне лично кажется, что этот подход уже давно устарел, он не отражает конкурентоспособность оператора. Посмотрим, поддержат ли эту инициативу другие игроки рынка – поскольку важнее удовлетворенность абонентов и их лояльность, чем раздутые показатели с сомнительной методикой подсчета».
В компании называют еще один драйвер, который оказал значимое влияние на рост выручки – контрактные телефоны. «Кселл» начал активно развивать это направление еще в 2014 году, подписав соглашение с Apple на дистрибуцию смартфонов iPhone в Казахстане. Сегодня «Кселл» – это единственный мобильный оператор Казахстана, у которого есть прямой подобный контракт. В 2015 году компания стала активно развивать свою собственную сеть: за 2 года магазины формата Kcell Store появились практически во всех крупных городах Казахстана – сейчас их более тридцати. 2018 год стал очень хорошим для компании в этом бизнесе – доход от реализации мобильных устройств вырос сразу на 52,6%, до 18,4 млрд тенге. Кстати, на конференции, посвященной итогам ушедшего года, топ-менеджеры «Кселл» подтвердили намерения и далее развивать это «контрактное» направление.
Сильные показатели в B2B
По мнению Каспарса Кукелиса, главного исполнительного директора АО «Кселл», рост выручки был в значительной степени обусловлен еще и ростом доходов от продаж бизнес-решений в корпоративном сегменте. B2B в «Кселл» стабильно растет уже нескольких лет: по итогам 2017 года рост составил 45%, а по итогам IV квартала 2018-го – более 30%. На конец года в портфолио бизнес-решений «Кселл» было уже 16 услуг, включая IoT-решения, услуги на основе Big Data, мобильные финансы, облачные решения, которые подходят как для крупных компаний, так и для малого и среднего бизнеса. Собственно, уже почти 20 лет «Кселл» остается признанным лидером в В2В. «Наша философия в работе с бизнес-клиентами основана на том, чтобы помогать казахстанским компаниям быть еще более мобильными и удобными для их собственных клиентов, лояльность которых неизбежно преобразуется в рост прибыли. Мы планируем расширять портфель решений. Задача простая – быть максимально точными в понимании потребностей наших В2В клиентов и еще более эффективно решать их задачи», - детализирует Каспарс Кукелис.
Активный рост в 4G
Разумеется, говоря о «Кселл» и итогах 2018 года невозможно не отметить динамику развития сети 4G. Здесь у «Кселл» в ушедшем году констатируется очень сильный прогресс – компания инвестировала в развитие сети более 19 млрд тенге. По итогам года сеть четвертого поколения «Кселл» обеспечивала покрытием уже почти 62% населения Казахстана. И этот результат достигнут всего за 2,5 года с момента коммерческого запуска 4G. Напомним, что «Кселл» получил лицензию на развертывание сетей LTE только в январе 2016-го, то есть на 4 года позже, чем Altel. По состоянию на конец 2018 года сеть 4G «Кселл» практически догнала Altel (73% населения Казахстана). Кстати, эксперты замечают, что с учетом синергии с Казахтелекомом абонентам компании стоит ожидать в ближайшем будущем существенного прорыва и в качестве, и в скорости в сетях 4G. И это определенно станет основополагающим фактором для роста уровня удовлетворенности абонентов. Кстати, трафик в сети «Кселл» в 2018 году удвоился, а количество 4G устройств в сети оператора на конец IV квартала прошлого года превысило 50%. 67% абонентов компании – это пользователи смартфонов, что неудивительно – «Кселл» обеспечивает мобильным интернетом почти 80% казахстанцев.
Эффект синергии от объединения ресурсов
Как заметил на встрече с инвесторами Каспарс Кукелис, «Кселл» нацелен максимально использовать эффект синергии, получив доступ к технологическим ресурсам и инфраструктуре АО «Казахтелеком». «Мы с оптимизмом воспринимаем потенциальные возможности и расширение масштаба деятельности в связи с приобретением контрольного пакета акций крупнейшим телекоммуникационным оператором в Казахстане», - отметил он в своем выступлении.
Директор департамента аналитики ИК «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов также видит в приходе Казахтелекома хороший потенциал для нового витка развития «Кселл». «Операционная синергия от сделки может стать основным драйвером роста финансовых показателей «Кселл». Казахтелеком обладает всей необходимой инфраструктурой и технической экспертизой и, по сути, является одним из первых игроков рынка мобильной связи Казахстана, что даст возможность «Кселл» значительно оптимизировать операционную рентабельность, - отмечает Ерлан Абдикаримов. - Кроме того, предстоящая покупка Казахтелекомом остальной доли в СП «Алтел-Теле2» консолидирует рынок мобильной связи и нивелирует фактор жесткой конкуренции, которая имела место быть на нашем рынке и не позволяла операторам улучшать свои финансовые показатели, а где-то даже требовала дублирования капитальных затрат и прочих операционных расходов. Поэтому ближайшие пару лет, скорее всего, мы увидим значительный синергетический эффект от сделки. К тому же рыночная система, где есть крупный игрок, владеющий около двумя третями мобильного рынка, имеет место быть в мировой практике (Испания, Мексика, Китай) и является вполне естественным результатом рынка, который постоянно требует у игроков высоких капитальных затрат для поддержания и развития качества услуг. Поэтому при подобной консолидации рынка операторы, находящиеся под крылом Казахтелекома, будут иметь больше гибкости для капитальных затрат, например, по тому же внедрению 5G, которое потребует огромных ресурсов».