Типография «Алейрон» работает на рынке Казахстана с 1994 года, и за это время отечественная печатная индустрия претерпела множество изменений. С переходом на цифровизацию значительно сократился выпуск газет, журналов и книг, но услуги типографии по-прежнему пользуются спросом. Директор «Алейрон» Куаныш Джанкуразов рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz», что ждет рынок печатной индустрии в будущем и чем сегодня зарабатывает типография.
– Расскажите, как появилась идея открыть типографию и начать зарабатывать на этом деньги?
– Мы начинали в 1992 году с изготовления печатей и штампов. На тот момент в городе их производило только одно государственное предприятие, и делало три месяца. Мы решили ускорить процесс, то есть удовлетворить запросы потенциальных клиентов, потому что печать через три месяца уже никому не нужна. Потом постепенно начали расширяться. Все это время мы придерживались лозунга любого предпринимателя «Найди потребность и удовлетвори ее».
– Какую продукцию вы печатаете сегодня?
– Мы печатаем все, начиная с этикеток и упаковки и заканчивая рекламной продукцией, визитками, буклетами, книгами, газетами.
– Какова ежегодная производственная мощность типографии?
– Сегодня рынок очень нестабилен, поэтому мы не производим продукцию на всю мощность, которая имеется. Если говорить о производственной мощности машин, то их скорость составляет 10 тыс. оттисков в час, а таких машин у нас четыре. Это 40 тыс. оттисков в час, то есть цифры получаются внушительные. В год можно производить порядка 10-15 млн единиц печатной продукции.
– Как вы оцениваете спрос на печатные услуги в настоящее время?
– Первый сильный срез рынка произошел в 2009 году, второй – в 2013 и 2015 годах. Это очень сильно коррелируется с девальвационными периодами в стране. В эти периоды произошли молниеносные снижения производства. Печатная индустрия сейчас переживает нелегкие времена, потому что интернет забрал львиную долю рекламного и информационного рынка. Для полиграфии остались упаковка, этикетка, визитки, эксклюзивная рекламная продукция и т. д. Эти вещи имеют более наглядный характер, и мы планируем акцентироваться на них. Газеты, журналы и книги постепенно уходят в прошлое, типографии должны к этому приспосабливаться, чтобы быть компаниями, которые могут что-то продавать.
– Кто ваши клиенты?
– Клиентов у нас много. Это крупные компании, банки, авиакомпании, аптеки. Много мелких, в основном малый и средний бизнес.
– Сколько средств нужно на открытие типографии?
– Чтобы открыть бюджетную типографию, достаточно купить обыкновенный принтер, желательно цветной, и компьютер. Это уже будет считаться настольной печатной типографией. Такая есть в каждом бизнес-центре. Если что-то посерьезней, то недешево. На б/у оборудование, печатные машины цены очень высокие – начиная от $18 тыс. до нескольких миллионов. Но тут зависит от того, на какой рынок ориентироваться. Если это рынок рекламной продукции, то нужны хорошие цифровые машины, если этикеточной продукции – то флексомашины, для рынка упаковки подойдет и флексо-, и офсетная печать. Пока они для рынка имеют очень низкую цену при больших тиражах. В Европе тенденция идет к тому, чтобы всю печать сделать цифровой. Тут есть минус – высокая цена продукции, которая вырастает из-за использования новейших технологий, как правило, дорогих.
– Как помогло вам в развитии участие в программе «ДКБ-2020»? На какую сумму удалось получить кредит и на каких условиях?
– Взяли 115 млн тенге на три года под лизинг, чтобы купить оборудование стоимостью порядка 150 млн тенге. Мы в основном пользуемся рефинансированием процентной ставки. Лизинговая компания дала нам 16% годовых, а фонд «Даму» компенсирует нам 7%, в итоге мы платим только 9%. Это очень удобно – экономится внушительный объем денежных средств.
На эти деньги мы купили офсетную печатную машину с полным автоматизированным комплексом. Это достаточно современное оборудование на текущий момент с высоким КПД и очень простое в управлении, что дает нам серьезное конкурентное преимущество: экономит время, повышает качество продукции. И для работы на этой машине не обязательна высокая квалификация специалиста. Аппарат полностью автоматический.
– Какое оборудование необходимо для типографии? Где вы его закупаете?
– В большинстве случаев мы берем оборудование там, где выгодно. Самое качественное делают в Европе, Германии. До капремонта его можно достаточно активно эксплуатировать лет десять. На втором месте стоят Япония и Южная Корея. Китай отстает по качеству, но там мы тоже покупаем из-за низкой цены. По соотношению цены и эксплуатационных потребностей оно нам подходит.
– Через какое время наступила стадия доходности в вашем проекте?
– По нашему бизнес-плану срок окупаемости оборудования составляет три года. Но на самом деле это порядка 5-10 лет. То оборудование, что мы взяли в лизинг, может окупить себя лет через пять или больше, если будем работать только на себя без использования дополнительных источников дохода. Для нас это оборудование закрывает только часть производства. Определенный объем мы закрываем с других видов производства. Это обеспечивает стабильность, снижает риски.
– Есть ли какие-то проблемы с сырьем? Где его закупаете?
– С сырьем проблем нет. Есть много компаний, которые бесперебойно доставляют материал. Только из-за того, что бумага закупается за рубежом, все дорого. Бумагу привозят из Финляндии, Китая, России, Швеции. Краски тоже привозные, в основном китайские, индийские, немецкие, бельгийские.
– Какие риски есть в этом бизнесе?
– Рисков много. Если брать риски финансового характера, то участие в программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» как раз-таки помогло нам снизить этот риск из-за субсидирования процентной ставки. Это большой плюс. В остальном важно, чтобы не было финансовых потрясений с девальвацией или инфляцией, которые достаточно сильно влияют на бизнес как таковой. Все, кто находится в производственной сфере, сильно реагируют на экономические потрясения. Молниеносно меняются цены на материалы, это сказывается на покупательной способности населения, и она начинает снижаться. Введение некоторых новых законов также порой негативно сказывается на малом и среднем бизнесе.
– Как обстоят дела с конкуренцией на рынке?
– Конкуренция очень сильная. И она есть везде. Я к конкуренции отношусь позитивно, так как она положительно влияет на развитие рынка.
– Как вы намерены развиваться дальше?
– Мы будем уходить в упаковку и этикетку. Они будут главным нашим приоритетом.