Новый виток в жизни «Семирамиды»
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

11.03.2019 • 09:30 1719

Новый виток в жизни «Семирамиды»

Как Наталье Ахшабаевой удалось создать собственный бренд одежды

В 1997 году, когда многие производства начали закрываться, Наталья Ахшабаева приняла важное решение и открыла с коллегами по цеху собственную швейную фирму «Семирамида». Производство работало с госзаказами, силовыми структурами и параллельно занималось пошивом верхней одежды на заказ. После более чем 20 лет работы на рынке, чтобы стать более независимыми и не продавать сшитое пальто через третьи руки, Наталья Ахшабаева регистрирует новую торговую марку Manera. На выходе получился казахстанский бренд верхней одежды, созданный совместно с европейскими специалистами. Корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» генеральный директор ТОО «Семирамида» Наталья Ахшабаева рассказала о том, почему товары с лейблом «Сделано в Казахстане» стоят не меньше импортных аналогов, с какими сложностями приходится сталкиваться производителям, когда им можно выходить на международный рынок и что поможет развитию отечественный швейной промышленности.

4bf00689c7282f1d91b19541107.JPG

Призвание

Я занимаюсь производством всю жизнь. Закончила текстильный институт в Москве по профессии «инженер-технолог». Второе образование юридическое. Для работы рассматривала и прокуратуру, но меня перетянуло направление легкой промышленности. Когда-то я работала на большой промышленной фабрике: начинала швеей, потом стала мастером, потом начальником цеха, начальником отдела, в конечном итоге – вице-президентом производства швейной фабрики имени Гагарина. Мы занимались пошивом верхней одежды. Когда в 1996-1997 годах началась перестройка и производства стали закрываться, в том числе и наше, мы с коллегами вынуждены были что-то делать. На тот момент мне было 39 лет. Подумав, мы создали свою швейную фирму – ТОО «Семирамида». В этом году будет 22 года со дня ее открытия. Начинали работать с госзаказами, силовыми структурами и параллельно шили пальто для рынка. Сами закупали ткани. В то время даже Китай покупал нашу продукцию. На тот момент были очень востребованы пальто с воротниками. Для рынка мы шили под разными брендами по заказу с учетом всей технологической цепочки. Местные барахолки были особенно заинтересованы в нас.

Бренд Manera

Многие уже диверсифицировали свой бизнес, но мы работаем все по тем же направлениям. Некоторое время работали под собственным брендом SMD, но особо его не раскручивали. Покупателями были в основном женщины, которые не могли для себя найти одежду больших размеров. И буквально два года назад мы зарегистрировали новую торговую марку Manera и начали работать над коллекциями.

Наверное, мы стали первыми участниками программы «Дорожная карта бизнеса – 2020». Взяли кредит на сумму 70 млн тенге под 3%, деньги потратили на техническое переоборудование, покупку нового оборудования, открытие магазина и дизайнерского центра. Поскольку мы используем систему автоматического проектирования одежды, то все лекала переведены в электронный формат. В раскройном цехе их распечатывают в полную величину. Для того чтобы окупить дорогостоящее германское оборудование, нам нужно наращивать мощности.

Также мы воспользовались поддержкой Европейского банка реконструкции и развития, который помог нам в поисках консультантов и дизайнера. Услуги консультантов на 30% оплачивали мы, а 70% – ЕБРР, плюс оплатил 50% стоимости разработки сайта, это очень хорошая поддержка. Нам необходимы консалтинговые услуги в той области, в которой мы слабы, – мы можем произвести, но не знаем, как продать, поэтому нам нужна помощь специалистов.

258fde10d91d37203060b46d51c.JPG

5bcde0b7b7a67d0df9ccf58f398.JPG

Акцент на обучении

Создавая бренд, мы работали с консультантами из Испании, Финляндии, Голландии, с продвижением в соцсетях помогал специалист из Италии. Но пока мы хотим освоить внутренний рынок, а потом двигаться дальше. Прошлый год мы посвятили обучению нашей команды и продвижению коллекции. Я считаю, что вкладываться в обучение – это правильно. Всю жизнь мы производили, но никогда не продавали. Нужно было определиться с идеальным клиентом, стилем, чтобы стать узнаваемыми. У нас хорошая производственная база, но мы не знаем, как правильно создавать коллекции, позиционировать и продвигать себя на рынке.

Прощупывая рынок

По бренду Manera мы пока шьем около 2,5-3 тыс. единиц в год. Коллекции лимитированные, поэтому партии маленькие – от 10-20 штук. Это 4 коллекции и порядка 130 моделей. Работаем напрямую с комбинатами, которые производят натуральные, шерстяные ткани. В этом ценность наших изделий. Если многие производители переключились на ткани более низкого качества, то мы остались в том же сегменте: покупаем ткани напрямую из Италии и Китая. Мы мелкосерийное производство с фабричной технологией.

В год мы тратим около 5 млн тенге на разработку и запуск коллекций. Недавно стали производить и летнюю коллекцию, но совсем в небольших количествах. В этот период завозят много одежды, и конкурировать сложно. Продажи падают буквально на два месяца – июнь, июль. Пока мы прощупываем рынок, поэтому и коллекции в лимитированном количестве. Так как мы сами теперь и байеры, то смотрим, что продается на рынке, а что нет. Шить и продавать самим проще. Тут не нужно ждать, когда вы получите деньги от проданных пальто. Вы получаете их сразу. Но при этом нужно обучиться новому.

Склада у нас практически нет. Нужно производить ровно столько, сколько ты можешь продать. Если мы увеличим продажи, то и увеличим количество коллекций. Можно делать 4 коллекции в год, а можно 6 или 8. То есть увеличить не тираж моделей, а выпуск новых коллекций, потому что люди любят новое. Наша мечта – чтобы, приходя к нам в магазин, человек видел новые коллекции каждый месяц. Массовые бренды в год делают больше 100 коллекций, у них обновления каждую неделю, но там и ассортимент больше. Мы можем увеличить до 10.

Пока у нас по Казахстану 9 точек (Алматы, Актобе, Астана), планируем расширяться. Уже поступают предложения с выходом за пределы Казахстана, и я думаю, что мы их рассмотрим. Еще у нас есть филиал в Шымкенте. Туда мы вынесли B2B-сектор, где будем работать на заказы.

Зарубежное сырье и конкуренция

Из-за того, что у нас в стране нет сырьевой базы, мы все материалы завозим. Сейчас решается вопрос с шерстяным кластером. Нам нужно ставить комбинат, который будет это сырье перерабатывать и выпускать ткани. Но это большой и затратный проект. Тут необходимо большие инвестиции или наличие инвесторов. Необходимо развивать собственную сырьевую базу. Иначе приходится покупать ткани в Италии или Китае. А это напрямую отражается на стоимости продукции и делает ее дорогостоящей. Для развития в стране легкой промышленности и сельского хозяйства у нас есть все условия. Именно эти сферы станут локомотивом продвижения Казахстана на международном рынке. Мы об этом постоянно говорим.

Основная конкуренция идет с Китая, России, Беларуси, Турции. Но мы все разные. Мы выбрали свою аудиторию, свою нишу. В магазинах вы не увидите такое же качество и разнообразие верхней одежды. Мы можем находиться в конкурентной среде. Но при наличии у нас собственной сырьевой базы мы могли бы стать законодателями моды, потому что смогли бы заказывать свои принты, ткани, работать вместе с дизайнерами-текстильщиками. Сейчас в этом направлении лидирует Италия, потому что там производятся ткани и фурнитура. Сырьевая база – это главный вопрос, который нужно решать в легкой промышленности.

be09b71d289bf625ffb3fe65143.JPG

2a5768b510039f348d277566122.JPG

Стадия доходности наступит нескоро

Стадия доходности еще не наступила. Поэтому мы работаем в В2В-секторе, выполняем коммерческие заказы. Там маленькая рентабельность, но мы зарабатываем за счет объемов. Чем больше будет у нас клиентов, тем больше мы сможем наращивать мощность.

Риски неизбежны

Основной риск – это инфляция, которая съедает все наши оборотные средства. Это бесконечная девальвация. Мы закупаем сырье за доллары и евро при нестабильном курсе. Поэтому изделия получаются недешевые. Нет валютной стабильности. То же самое с оборудованием. В самом начале стоимость проекта была одной, теперь же все выросло в два раза. Если мы хотим быть инновационной компанией, то должны обновлять оборудование каждые 10 лет. Поэтому тут неизвестно, когда еще говорить об окупаемости. И еще один вопрос – это кадры. Пока у нас работают местные технологи. Но, так как отрасль не самая высокооплачиваемая, молодежь теряет интерес работать здесь.

Курс на будущее

К 2020 году мы запланировали стать стабильно растущей, текстильной, высокопроизводительной, инновационной компанией с сильными позициями на внутреннем рынке. Мы хотим стать экспортно ориентированными, создавать лучшие условия для профессионального роста и развития своих сотрудников. Это наше видение, которое мы прописали вместе с нашими консультантами. Без четкого видения нельзя работать. Сегодня я активно веду переговоры с Финляндией и Германией для будущего экспорта нашей продукции. Но пока первое место, куда мы собираемся экспортировать, – это Россия. На этом рынке мы уже были. Мы подписали соглашение с одной агентской компанией в Москве. Она займется продажами нашей одежды по всей России через свой офис. Но прежде чем успешно работать на экспорт, нужно, чтобы о нас узнали в Казахстане.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

швейная промышленность бренд одежды Наталья Ахшабаева

11.03.2019 • 09:30 1719

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Новый виток в жизни «Семирамиды»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика