Почти десять лет назад страны Европы охватила «пчелиная лихорадка». Пасеки стали устанавливать прямо в центре крупных мегаполисов. Их можно было обнаружить на крышах отелей и ресторанов, и даже соборов. Причиной бума стала печальная статистика о ежегодном вымирании пчелиных колоний, исчезновение которых угрожало бы существованию всего человечества. Вскоре стало понятно, что городские пчелы могут не только улучшать экологическую среду, но и приносить пасечникам немалый доход. Консультант по агромаркетингу Ирина Проференко знает, какие преимущества есть у городского пчеловодства.
Urban-пчелки делают вредный мед. Правда или миф?
Многие думают, что пчелы и город несовместимы. Но это ошибочное мнение, уверена Ирина Проференко. Пчеловоды Европы выяснили, что эти полезные насекомые в городских условиях живут дольше и производят больше меда.
«Почему так происходит? Как правило, у нас пасеку ставят на определенном поле, например, гречишном. Получается, пчелы кушают только одну гречиху. Более того, посевы в сельскохозяйственной местности обрабатываются и опрыскиваются, и на пчел это тоже влияет. В городе у пчел большое разнообразие. Это и скверы, и парки, аллеи или даже цветы на балконе», – сказала наша собеседница.
Дело в том, что в городе запрещено обрабатывать все городские насаждения ядохимикатами, поэтому пчелы чувствуют себя более комфортно и питание у них более разнообразное, пояснила она.
Условия мегаполиса больше подходят для разведения пчел из-за температуры, которая в городе на несколько градусов выше, чем за его пределами, считают эксперты. Интересное исследование сделали корейские ученые Института здоровья и окружающей среды. Они опровергли теорию загрязненности городского меда, не найдя в его составе тяжелых металлов. К слову, мед был произведен в центре Сеула. По словам Ирины Проференко, многие европейские государства давно объединились в увеличении колоний городских пчел и делают это оригинальным способом.
Как нанять пчел на работу и начать зарабатывать?
Париж считается одним из лидеров среди столиц мира по количеству пасек на крышах частных и муниципальных зданий. Пару лет назад их число доходило до 400. Несколько таких «офисов для пчел» расположились прямо на крыше собора Парижской богоматери, рассказывает Ирина. В одном из интервью российскому изданию служители собора рассказали, что ежегодно получают более 20-25 литров меда с одного улья. Горшки с медом разбираются на церковные подарки, а священнослужители используют пчелиный воск для производства свечей.
Медом из собственной пасеки угощают постояльцев в знаменитых отелях, где его добавляют в десерты и коктейли. Выгодное сотрудничество между пчелами и поварами ресторанов налажено в нескольких гостиницах с мировым именем. К примеру, на крыше роскошного отеля в Торонто, где останавливаются главы государств, растет виноградник, а рядом расположена небольшая пасека. По данным СМИ, баночка местного меда обходится постояльцам в $300.
«Один из отелей, который практикует собственное пчеловодство, – Fairmont в Чикаго. Здесь специально для своих пчелок выращивают на небольшой ферме медоносные растения. И еще пасеку можно найти прямо на улице в Лондоне. Пчелы могут жить не только в ульях, но и в так называемых гостевых отелях для пчел, которые ни одной пчелиной семье не принадлежат. Заботливые горожане устроили для них небольшой медоносный огород», – делится Ирины Проференко.
В столице Польши городское пчеловодство стало активно развиваться пять лет назад, когда смягчили требования к содержанию пчел в городе. Сегодня в Варшаве насчитываются сотни ульев. Но в некоторых странах, таких как Канада, удаленность пасеки от населенного пункта жестко регламентирована. Поэтому пчелиные дома постепенно переместились вверх и устанавливаются на крышах.
В Казахстане, по информации союза пчеловодов «Бал-Ара», установить пасеку на крыше гипотетически возможно, поскольку в законодательстве об этом ничего не сказано. Однако таких проектов в Алматы реализовано не было. Возможно, команда Ирины Проференко даст старт казахстанскому движению городского пчеловодства.
«Мы начнем реализацию первого пилотного проекта городской пасеки уже в этом году. Сейчас готовим ульи, на первое время установим 5 штук, а в планах всего 20. Порог входа в пчеловодство очень невысокий – стоимость одного улья вместе с пчелопакетом составляет около 50 тыс. тенге, если речь идет о классических деревянных ульях. Таким образом, можно окупиться уже за один сезон», – поделилась она планами.