USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.29$
+0.050
BTC
64615.50$
+1079.600

Могут ли школьники зарабатывать на своих мобильных приложениях

Это направление в Казахстане стали активно выбирать юные разработчицы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Могут ли школьники зарабатывать на своих мобильных приложениях- Kapital.kz

Несмотря на то, что список популярных программных обеспечений возглавляют софты в сфере развлечений и e-commerce, молодые программисты все чаще смотрят в сторону социальных мобильных приложений. Эту нишу в Казахстане стали активно занимать юные разработчицы. Социальные софты дают им возможность заручиться поддержкой государства или международных организаций и без жесткой конкуренции монетизировать свой проект. Но может ли подросток получать доход от собственных разработок? На этот и другие вопросы деловому еженедельнику «Капитал.kz» ответил технический директор TechGarden Андрей Тюрюшкин.

IT-девочки осваивают рынок приложений

Юные разработчицы приложений из Казахстана стали финалистками конкурса Youth Mobile. Школьницы и студентки прошли отбор из 30 претендентов стран Центральной Азии, который проводил ЮНЕСКО. Приложения должны быть полезными для общества и соответствовать глобальным целям устойчивого развития ООН.

«Мы идем в сторону улучшения здравоохранения, качества образования, а также к снижению гендерного неравенства, чтобы у девочек был доступ к технологиям, у разных социальных групп – к публичным, общественным и государственным сервисам. И в этом нам нужна помощь молодых разработчиков», – рассказал глава отдела коммуникации и информации Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Сергей Карпов.

В шорт-лист вошли приложения для обучения детей правописанию Alippe, конвертер казахского языка с кириллицы на латиницу и софт ZVOOK для распознавания предупреждающих сигналов для людей с ограничениями по слуху. Первое место организаторы Youth Mobile присудили команде Любови Дудченко и их приложению AIR, или Advance In-Robotics, которое учит детей программированию. Разработкой занимались выпускницы Назарбаев Интеллектуальной школы.

e2d9d6d9293dc344f142313262a.JPG

«Я хочу основать свой стартап в сфере IT-технологий. У меня много разных разработок приложений. Приложение AIR мы сделали с командой, также есть софт Oqypkor (с каз.: «прочитай», – ред.), предназначенное для незрячих людей. С ними я победила в международном конкурсе в Китае. Незрячий человек может сфотографировать текст, после чего он распознается и отправляется на устройство, которое переводит его на шрифт Брайля, и текст можно почувствовать. Сейчас мы его тестируем», – делится своими достижениями Любовь Дудченко.

Мнение экспертов

16-летняя Люба признается, что планирует превратить свое хобби в бизнес и начать зарабатывать. Но что мешает подростку монетизировать приложения уже сейчас и как этот процесс регулируется законом? Об этом мы побеседовали с техническим директором TechGarden Андреем Тюрюшкиным.

– Могут ли несовершеннолетние дети зарабатывать на своих мобильных приложениях?

– Да, конечно, могут, и в мире есть примеры этому. Роберт Нэй, 14-летний школьник, разработал с нуля приложение Bubble ball, которое за первые же недели получило миллионные скачивания. Но нужно понимать, что не все способы монетизации (например, размещение рекламы в приложении) возможны без оформления ИП и уплаты соответствующих налогов, что в ряде стран возможно только с 16 или 18 лет.

– Возможно, кто-то из наших подростков уже зарабатывает?

– Я еще не слышал о наших казахстанских ребятах, кто системно зарабатывает именно на разработке мобильных приложений, зато много примеров других заработков: в Instagram, в играх, на комментариях или просмотрах роликов и их распространении в социальных сетях, а также на информации о победах в тех или иных конкурсах мирового уровня. Помню, была статья на habr.com о школьниках, правда российских, которые начали разработку приложения и за два года довели его до прибыльной Android-игры со стабильным доходом не менее 100 тыс. рублей в месяц (около 580 тыс. тенге, – ред).

– Есть ли закон, который регулирует подобные случаи?

– К сожалению, про казахстанскую законодательную базу не готов ответить достоверно. Но была подробная статья в российских СМИ «О правомерности работы физического лица с магазином AppStore в РФ». Поясняется, что пока физлицо продает лицензии, а продажа приложения в AppStore или Google Рlay является возмездной передачей пользователю неисключительного права на использование приложения, оно не занимается предпринимательской деятельностью, может просто выплачивать налог с дохода и этого достаточно. Но как только оно начинает использовать свое приложение для показа рекламы, то может попасть под трактовку «занятие предпринимательской деятельностью» со всеми вытекающими обстоятельствами. В том числе с необходимостью оформления ИП/ТОО, а это возможно, насколько я знаю, лишь с 16 лет и то в случае «допиливания» формальных вопросов. Также неоднозначно могут трактоваться продажи внутри приложения.

– В целом каковы тренды на рынке мобильных приложений?

– Вообще, постоянно растущее число пользователей смартфонов и экосистем AppStore или Google Play делает мобильную разработку как направление бизнеса одним из самых конкурентных. Умение попасть на гребень и, что еще более сложно, удержаться на нем, становится самым важным. Если говорить о направлениях, то, конечно, сейчас актуальны технологии искусственного интеллекта. Согласно исследованиям Gartner, 200 самых крупных компаний в мире активно внедряют и полагаются на данные машинного обучения. А мобильные приложения – это прямой доступ к персональным данным, например, к поведению пользователя, геолокации, фотографиям, сообщениям и связи, которые позволяют бизнесу предоставлять персонализированные услуги пользователю. Плюс сама информация, пусть и в деперсонифицированном виде, начинает все больше и больше цениться на фоне внедрения ботов, которые не интересны рекламодателям.

Совершенно ясно, что те приложения, которые будут использовать неординарные способы монетизации деперсонифицированных данных о своих пользователях, попадут в список высокодоходных. Однако исследование Salesforce показывает, что хотя 65% пользователей считают, что персонализация повышает их лояльность к компании, при этом все пользователи ценят конфиденциальность данных. Также нужно не забывать, что и приложений появляется много, и поток информации увеличивается, поэтому их создателям необходимо помнить о том, что дизайн успешного приложения должен быть максимально упрощен и восприниматься пользователем интуитивно.

Заглянем в Трудовой кодекс

«Ребенок до 14 лет может зарабатывать деньги, только снимаясь в кино или участвуя в театральных постановках, рекламе. С 14 до 16 лет у него ограниченная дееспособность – только в свободное от учебы время, например, он может работать на каникулах. С 16 лет появляется уже полная дееспособность – зарабатывать и распоряжаться деньгами. Предположу, что до 16 лет во всех этих операциях на Google Play или AppStore они должны действовать только через своих родителей или опекунов», – поясняет юрист GVA Борис Коннов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.