Что надо знать, открывая производство бумажной продукции
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

12.02.2019 • 09:25 1376

Что надо знать, открывая производство бумажной продукции

Почему не хватает сырья, нужна ли реклама и как развивается рынок

Бумажный завод «Маолин» расположен в городе Каскелене. Предприятие существует на рынке уже более 25 лет и является одним из первых, кто начал производить туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца. Завод основал бизнесмен из Китая, проживающий сейчас в Казахстане. Мощность предприятия достигает практически 12 тыс. тонн в год. О том, во что нужно вложить немало средств при открытии завода по производству бумажной продукции, сроках получения прибыли и как разница в сырье влияет на стоимость готового продукта, корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал начальник отдела маркетинга Торежан Шойбеков.

- Торежан, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась работа предприятия?

- Все начиналось с небольшого производства. В офисе, где раньше располагался завод, стояло две бумагоделательных машины (БДМ). Производство постепенно расширялось, и было решено организовать завод в Каскелене. Сейчас там установлено 4 БДМ, 9 перемоточных станков, 6 станков для производства салфеток плюс упаковочные машины. Мы производим туалетную бумагу, салфетки и бумажные полотенца. Но модельный ряд салфеток и бумажных полотенец у нас гораздо меньше, чем туалетной бумаги.

Объем производства постоянно меняется в зависимости от того, какая потребность у рынка. Ежемесячно мы можем производить до 1000 тонн продукции, но каждый раз эта цифра меняется, и чаще всего в меньшую сторону от того, что мы можем производить. Мы подстраиваемся под рынок, который сейчас нестабилен.

4d25dd64835849562266b0e9872.JPG

522631ec278a32ffbe8724cdbc0.JPG

- Куда поставляете готовую продукцию? Кто ваши покупатели?

- Мы работаем по всему Казахстану. У нас есть дилеры и дистрибьюторы во всех регионах. По мере увеличения объемов была поставлена задача выйти на весь Казахстан, а потом акцентировать внимание на Алматы. Тут мы в основном работаем с супермаркетами, крупными магазинами у дома, базарами. Сначала продукция была только экономсегмента, затем постепенно переходила в премиум, по мере обновления производственных линий на заводе. Но мы все еще делаем основной акцент на экономсегменте. Пока работаем только по Казахстану, планы на экспорт есть, но не в ближайшем будущем.

- Какое сырье используете при производстве бумаги? Что идет в качестве основы? Какие технологии применяете?

- У нас есть два вида основы – макулатурная и целлюлозная. Макулатурную мы производим сами. Это полный комплекс производства макулатуры от сырья до основы в машинных рулонах. Целлюлозу в Казахстане не производят, мы ее закупаем за границей – это Россия, Китай или Беларусь, в зависимости от наличия объемов. Но у партнеров из СНГ не всегда есть необходимое нам количество.

- Как выглядит процесс производства бумаги?

- Вкратце процесс следующий: макулатурное сырье поступает на переработку, измельчается на волокна с добавлением большого количества воды. Все это превращается в бумажную массу, которая затем фильтруется и очищается от примесей и типографской краски. Затем она подается тонким слоем на специальную сетку для обезвоживания. Сетка, которая также является транспортерной лентой, проходит через янки-цилиндр для досушивания бумажной массы, после бумажную массу срезают специальным ножом – швелером. Полученную бумагу наматывают в машинные рулоны, которые впоследствии перематываются в рулоны поменьше – логи, а они в итоге нарезаются в готовую туалетную бумагу. Есть тонкости в зависимости от того, нужно ли сделать бумагу многослойной, но общий принцип такой. Закупить, установить и наладить всю установку и следить за ней достаточно дорого и энергозатратно.

- Какое оборудование необходимо использовать?

- Раньше мы использовали оборудование, произведенное в Китае, сейчас постепенно модернизируем и часть оборудования заменили на российское, также планируем закуп с Украины. Восприятие бумаги странами СНГ сильно отличается от восприятия бумаги Китаем или Европой. У них другие требования к упаковке, плотности, длине, поэтому и оборудование другое. Мы хотим, чтобы инженеры, настраивая, понимали именно наш рынок. Потому что инженерам из Китая не всегда получается объяснить, что нам нужно, потребности нашего рынка им непонятны.

5776cf3b1b115d6f942d78e18d6.JPG

53bce69995106bc2a8552584038.JPG

- Какова стоимость и себестоимость продукции?

- Стоимость на бумагу устанавливается в зависимости от использованного сырья. Эконом – это чаще всего макулатурное сырье либо композит. Средний и премиум – это целлюлоза или композит очень высокого качества. Но целлюлоза всегда дороже макулатуры, потому что макулатура – это переработанное сырье, а закупочная цена макулатуры около 50 тенге за килограмм в среднем. И на выходе получается основа от 200 до 400 тыс. тенге. Если мы говорим о целлюлозной основе, то это может быть 600-700 тыс. тенге, а в некоторых случаях миллион за тонну целлюлозной основы.

Стоимость продукции сильно варьируется: от 20-25 тенге до 100 тенге за рулон в зависимости от качества. Говоря о себестоимости, существуют низкомаржинальные и высокомаржинальные продукты. На продукт стоимостью 20 тенге маржа очень низкая, потому что это экономсегмент и высокую цену тут не поставишь. Но мы делаем упор на количество. Рынок экономсегмента достаточно широкий, на нем больше запросов.

- Сколько нужно вложить в производство на начальном этапе и как быстро оно окупится?

- При неполном цикле, с закупом основы на среднее производство понадобится порядка $500 тыс. Это с перемоточными станками и упаковочными машинами и небольшими складами. Есть варианты дешевле, но они требуют больше трудозатрат. При полном цикле сумма варьируется от вида очистки. Тут много узлов от сырья до переработки ее в бумагу. И стоимость каждого цикла разная. Наше производство практически полностью автоматизировано.

Это не тот бизнес, когда можно быстро вложиться и быстро окупить вложения. В долгосрочной перспективе бизнес рентабельный, но при условии долгой окупаемости. Тут роль играет дорогостоящее оборудование. Например, не самая мощная автоматизированная упаковочная машина итальянского производства для минимальных потребностей стоит $250 000. Все сильно варьируется. Менее автоматизированное производство дешевле.

ebc4e71926884c797e781f2a371.JPG

7757f5237c4eeedb329848dd656.JPG

- Нужна ли реклама для успешного развития этого бизнеса?

- Да, реклама нужна. Но это палка о двух концах. Может принести прибыль, а может и ударить по голове. Если она будет слишком навязчивой и откровенной, то может вызвать отторжение у клиента. Тут нужно быть очень аккуратным. Чтобы реклама была действенной, нужно аккуратно вносить креативность. Мы рекламу на широкую аудиторию пока не запускаем, а чаще используем онлайн-продвижение для дистрибьюторов и дилеров.

- Как вы в целом оцениваете рынок?

- Я вижу два направления рынка, и оба мы хотим развивать. Первое – рынок будет развиваться в сторону целлюлозной бумаги, максимально улучшать ее. Макулатурная бумага будет постепенно отходить. Сейчас видно, что спрос на целлюлозную продукцию постепенно увеличивается. По городу это соотношение примерно 35% к 65%. Второе – производство макулатурной бумаги выйдет на такой уровень, что потребитель просто не будет видеть разницы с целлюлозной. Я бы хотел развития во втором направлении, потому что оно экологично. Мы используем одно и то же сырье, а бумагу можно перерабатывать до 7-10 раз, в зависимости от качества переработки.

cf7d664bdf6383fac22d9775c97.JPG

6c6df8b69830bb343249a120209.JPG

- Насколько велика конкуренция в этой сфере?

- Рынок уже достаточно насыщен. На него очень сложно зайти, не имея конкурентных преимуществ. А это чаще всего либо цена, либо качество. В Казахстане есть порядка трех местных компаний, которые могут обеспечить всю республику бумагой. Помимо этого, есть компании из Турции, России, Украины, Беларуси. Все близлежащие страны так или иначе заходят к нам со своим предложением. Но разницы в самой продукции практически не видно.

- С какими трудностями сталкиваетесь?

- Основные сложности на производстве – это специалисты. Сейчас найти инженера-технолога в Казахстане практически невозможно. Так как у нас не производят целлюлозу, то и соответствующие специалисты не нужны. А держать целую специальность для нескольких предприятий вузам невыгодно. Поэтому мы приглашаем людей из России или Украины. Еще одна проблема, с которой мы иногда сталкиваемся, – уменьшение количества макулатуры и отсутствие культуры сдачи вторичного сырья.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Алматы сырье туалетная бумага бумажная продукция Маолин

12.02.2019 • 09:25 1376

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Что надо знать, открывая производство бумажной продукции
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика