USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.27$
-0.040
BTC
95741.10$
+379.900

Яблочный бизнес: Как реализовать передовой проект

Болатбек Нажметдинулы о факторах успешного дела

Share
Share
Share
Tweet
Share
Яблочный бизнес: Как реализовать передовой проект - Kapital.kz

Хоть родиной яблок по праву и называют Алматинскую область, но и Туркестанская достаточно активно развивается в этом направлении и всегда славилась своей благодатной землей и трудолюбием жителей. Местному предпринимателю удалось усовершенствовать бизнес-процессы и создать их бесперебойную работу. Об этапах становления яблочного бизнеса корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» побеседовал с основателем компании «DALA-FRUIT.KZ» Болатбеком Нажметдинулы.

- Расскажите, с чего все начиналось, и как Вам удалось «закольцевать» все процессы в один механизм.

- Идея разбить интенсивные сады пришла в начале 2000-х. Тогда, да, впрочем, и сейчас тоже, я занимался международной логистикой. Понимал, что надо вкладывать в сельское хозяйство. Поэтому начал проводить анализ для себя. Много ездил за границу, часто бывал в Европе, где и обратил внимание на то, как у них развивается сельское хозяйство. В Европе фермеры работают системно, без заминок и все производственные проблемы решают быстро, вместе с органами власти, а это одно из важных условий для того, чтобы государство было сильным экономически.

Несколько лет я изучал эту отрасль и однажды предложил брату посадить маленький яблоневый сад, попробовать с нескольких гектаров. В это время началась реализация различных госпрограмм «Даму», ДКБ-2020, ГПФИИР по поддержке сельхозпроизводителей и субъектов МСБ, и я понял, что нельзя ими не воспользоваться. Сначала мы посадили 6 га яблоневых садов, на каждом гектаре по 2,5 тыс. саженцев. Сейчас площадь одного сада превышает 100 га. У нас пока два сада. Яблони сажаем каждый год, но еще не достигли намеченного плана. Думаю, что до 2021 года мы его выполним и выйдем на полную производственную мощность.

- Вы упомянули, что во время посадки садов началась реализация различных государственных программ. Расскажите подробнее, как это сказалось на бизнесе, как помогло.

- Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить программу «Дорожная карта бизнеса-2020», которая помогла на тот момент подвести инженерные коммуникации к яблоневым садам. Думаю, многие фермеры были рады, что вышла такая программа. Конечно, вначале не без шероховатостей, но со временем все меняется, все совершенствуется.

828b71ca0e5c2aea7cc11986567.jpg

Так вот, наряду с этой программой была введена новая мера государственной поддержки в виде инвестиционных субсидий, которая позволяла возмещать часть определенных инвестиционных затрат. Это дало нам возможность увеличить площадь садов, приобрести недостающую технику, автопоезда-рефрижераторы, построить современное фруктохранилище и поставить цех по производству сока прямого отжима и пюре. Помимо инвестиционных субсидий, государство предоставляет бизнесу субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам и лизингу. Чем мы также воспользовались.

Вообще, каждый предприниматель понимает, что для ведения бизнеса важно знать и разбираться в действующих инструментах государственной поддержки, которые значительно снижают финансовую нагрузку на бизнес.

Благодаря этому мы сегодня имеем комплекс, который включает в себя производство, хранение, сортировку, переработку и доставку до потребителя.

- Вы считаете правильным, чтобы каждое хозяйство стремилось к замкнутому циклу производства, то есть когда есть все от производства до переработки?

- Понимаете, это, конечно, очень индивидуально. Но даже при большом желании не все смогут заниматься и производством, и в то же время переработкой. Стремиться, конечно же, надок увеличению объемов продукции с добавленной стоимостью, но также надо учитывать специализацию. Если в соседнем районе фермер выращивает яблоки, персики, вишню хорошего качества, то их с удовольствием купит перерабатывающий цех. Поэтому фермер, у которого очень хорошо получается выращивать и который имеет постоянных клиентов, не всегда может и готов заняться переработкой. Это достаточно тонкая грань, которая при неправильном выборе может привести к определенным последствиям.

- Помимо сада вы построили фруктохранилище, ввели цех по производству сока, у вас есть собственный автопарк рефрижераторов. Насколько яблочный бизнес легок или труден? Может после этого появиться еще больше желающих осваивать земли под плодовые культуры?

- Для Казахстана это только плюс, если появятся новые фермеры, будут осваиваться земли, будут расти урожаи. Ведь на самом-то деле не должна отрасль расти по 2-3% в год, нужен больший рост, у нас ведь столько резервов, потенциала для развития.

Если вернуться к яблоневому бизнесу, то сказать, что это тяжело – ничего не сказать. Это очень сложный бизнес, емкий. Требует большого внимания и затрат. Сад живет 365 дней в году и за ним нужен постоянный уход. Некоторые деревья не плодоносят и это, безусловно, убыток для нас. Наш сад еще не окупился, к тому же есть годовые затраты. Но из зоны дискомфорта мы вышли и постепенно выходим в плюс. Сад будет жить 25 лет, из них активно плодородных – 17. Поэтому мы стараемся расходную часть уменьшать, в том числе за счет того, чтобы где-то самим производить некоторые виды комплектующих, к примеру, затеняющую сетку, производство которой у нас уже имеется.

В Казахстане отрицательное сальдо по выращиванию яблок, мы потребляем больше, чем сами выращиваем. К нам заходят и китайские, и польские, и другие яблоки. Я думаю, в ближайшие 5 лет у нас не будет перепроизводства. Сейчас мы стали замещать импортную продукцию не только в Казахстане, но и в России. Качество наших яблок намного лучше и по цене ниже. В нашем бизнесе необходимы два фактора: конкурентоспособность и казсодержание, и мы должны над этим работать. Шлифуем то, что имеем, и не останавливаемся.

Если честно, то наша задача изначально была довести до автономности все и создать бесперебойную работу, ведь прежде чем поставить перерабатывающий завод, необходимо создать сырьевую базу. На сегодняшний день даже того объема, который мы имеем, недостаточно для того, чтобы наш завод заработал в полную мощность. В сезон 2019-2020 годов планируем переработать больше миллиона литров. Это для нас достижение. Надеемся, что продукция DALA-FRUIT попадет на рынок Китая и в арабские страны.

47a85b8b40ca35f4192c1684004.jpg

Мощность завода по производству натурального сока прямого отжима составляет 2000 литров готовой продукции в час. Это достаточно молодое наше подразделение, которое только в конце 2018 года начало производить соки. Но у нас агрессивные планы, которые мы намерены выполнить. На экспорт соки пока еще не выходили. Получили сертификацию, готовимся к экспорту в этом году. У нас необычная упаковка. Мы должны были обратить внимание продавцов и покупателей. Эта упаковка дает жизнь соку сроком на один год. Она не пропускает воздух при открытии, позволяет сохранить сок после вскрытия клапана – не более месяца.

Наша продукция постепенно забирает долю у концентрированных и восстановленных соков. Хотя справедливости ради надо сказать, что эти виды соков и сок, производимый DALA-FRUIT, некорректно сравнивать. Ведь наш сок 100% натуральный, в его состав входят только и только яблоки.

- Есть ли секрет успеха у вашего предприятия?

- Думаю, что секрет успеха заключается в человеческом капитале. Это наше трудолюбивое население. Конечно, немаловажным фактором является также уникальность края, идеальное месторасположение яблоневого сада. В Сайрамском районе, где мы выращиваем сады, фермеры трудятся с утра до ночи на своем хозяйстве, для того чтобы получать прибыль и поднимать производство. Благодаря трудолюбию населения у нас доходная часть выросла. Мы за 2018 год произвели продукции в 4 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Наш президент поставил задачу о необходимости увеличить производительность труда и экспорт в 2,5 раза, и мы за один год этот показатель перевыполнили. Экспорт, соответственно, увеличится по сравнению с прошлым годом, потому что сейчас все склады у нас заполнены яблоками.

Мы хотим, чтобы таких хозяйств было больше, таким образом, увеличилась бы сырьевая база, а также доля продукции с добавленной стоимостью, население больше бы потребляло местной, а не «заморской» продукции. Но чтобы содержать сад, нужна земля, она должна быть подпитана инженерными сетями, нужно решать комплекс мероприятий с учетом возможностей государства через местные исполнительные органы. Мы прошли через все это. Здесь главное – большой труд и настойчивость.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.