Чуть больше двух лет назад Жандос Самуратов начал задумываться об открытии своего дела и уволился с госслужбы. Начинающего предпринимателя заинтересовало направление соляных пещер. После досконального изучения вопроса было принято решение о приобретении российской франшизы «Соль +». О плюсах и минусах франчайзинга, окупаемости и вложенных средствах директор филиала «Соль +» в городе Алматы Жандос Самуратов рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz».
Из госслужащего в бизнесмены
«До того как открыть свой бизнес, я работал на госслужбе. Но дальнейшей перспективы на работе не видел. В то время я водил своих детей в соляную пещеру возле дома. Посмотрел, что бизнес вроде несложный. Изучил на YouTube ролики, бизнес-модель. Мне показалось, что все просто. Конкуренции в городе не было», – говорит Жандос Самуратов.
На момент открытия он насчитал восемь оздоровительных соляных пещер по городу, при этом половина из них находилась в медицинских центрах.
«Среди них не было пещер, ориентированных на детей. И я задался целью обустроить все так, чтобы, приходя к нам, дети чувствовали себя комфортно, а не так, что пришли на медицинскую процедуру. Поэтому наша комната оформлена в детской тематике», – сказал собеседник.
С пользой для общества
Соляной пещерой называют специально оборудованную комнату с полностью нанесенным внутри нее соляным покрытием. Круглый год в ней поддерживаются определенная температура и влажность. Распыление специализированных ионов соли обеззараживает воздух, лишая его бактерий, аллергенов и пыли.
«В одной комнате сосредоточено около 2,5 тонн соли, что позволяет обеспечить буферную зону. Регулярное посещение такой пещеры помогает укрепить иммунитет, при лечении аллергии, бронхиальной астмы и для профилактики ОРВИ», – говорит Жандос Самуратов.
Снаружи комната оснащена специализированным аппаратом, поддерживающим микроклимат соляных пещер – «Аэрогалитгенератор АГГ-03», благодаря которому воздух насыщается частицами соли.
«Его мы покупали в Санкт-Петербургском институте профилактической медицины. Специализированную, лабораторно очищенную соль (аэрогалит) заказываем в этом же институте. Она очень мелкая – частицы достигают размера менее 5 микрон. Включенный аппарат создает псевдокипение. Частицы заряжаются отрицательными ионами, поступают в помещение и таким образом создают микроклимат соляных пещер», – добавил предприниматель.
Искусственно созданный микроклимат позволяет проходить оздоровительные процедуры, не выезжая из города. Соль, распыляемая внутри комнаты, привезена с Илецкого месторождения соли, что в Оренбургской области. Соль добывается подземным способом камерной системы отработки на глубине порядка 300 м.
«Мы используем только пищевую каменную поваренную соль. Аэрогалит, который мы распыляем внутри пещеры, не является лекарственным средством, сделан из пищевой каменной соли высшего сорта. Пока человек находится в помещении, молекулы соли проникают в дыхательные пути, способствуют восстановлению функции бронхов и дыхания. Как известно, соль считается природным антисептиком», – говорит собеседник.
Про инвестиции
Сумма инвестиций зависит от выбора целевой аудитории, аренды помещения и способа предоставления услуги. Можно уложиться в 2,5-3 млн тенге. В эту сумму войдет покупка аэрогалитгенератора стоимостью больше 1 млн тенге, и ремонт, и оснащение помещения.
«Открывать бизнес самим дешевле, но сложнее. Я с самого начала пошел по более легкому, но затратному пути и купил франшизу «Соль +». Это российская сеть, которую мы приобрели в прошлом году. Сейчас франшиза этой сети насчитывает более 90 филиалов в странах СНГ (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Украина, Азербайджан, Грузия, Армения)», – отмечает Жандос Самуратов.
Затраты на покупку франшизы составили 950 тыс. рублей. В эту сумму вошли строительство пещеры и покупка оборудования. Остальные расходы легли на плечи предпринимателя и составили около 8 млн тенге.
«Сейчас мы расширяемся. Планируем открыть три пещеры по городу. От модели франшизы постепенно отходим и хотим развивать казахстанскую сеть», – добавляет собеседник.
Обучение в процессе
Несмотря на незапланированные траты, он отмечает, что благодаря приобретенной франшизе смог получить много опыта и буквально обучиться ведению бизнеса с нуля.
«У нас есть общий чат, где предприниматели делятся своими кейсами. Их можно применять на местном рынке. Конечно, это не везде сработает, но в процессе ты получаешь ценный опыт. Можно самому открыться за два миллиона, но не иметь возможности получить этот опыт. Пройти такой путь самостоятельно займет около двух-трех лет. Сегодня, я считаю, наша пещера является одной из лучших в городе. Полученный опыт я масштабирую в сеть», – сказал бизнесмен.
Самый ценный опыт, который он получил за это время, – обучение маркетингу. Дополнительные курсы не понадобились, и в процессе ведения бизнеса получилось обучиться продвижению instagram, google ads, «Яндекс.Директ», аналитике.
«С самого начала я думал, что этим бизнесом будет заниматься жена. Но у нас родился четвертый сын, ей пришлось остаться дома, и я все взял в свои руки. Первое время после открытия клиентов было немного, но со временем мы начали набирать обороты», – добавил собеседник.
Про окупаемость
Условия договора франшизы обещали окупаемость проекта через шесть месяцев. Но на деле оказалось по-другому.
«Мы все еще не окупились, потому что я вкладываю полученные деньги в расширение сети. Плюс, в течение года были дополнительные вложения в оборудование. На сегодняшний день бизнес окупился где-то на 70-80%», – сказал бизнесмен.
Основные затраты приходятся на аренду помещения, рекламу и зарплату персонала. Сама соль стоит недорого.
«1000 штук маленьких баночек аэрогалита, привезенных из Санкт-Петербургского института профилактической медицины, стоит 10-12 тыс. рублей. Этот объем рассчитан на 1000 сеансов. Основной расход – аренда помещения. На сегодняшний день она составляет 360 тыс. тенге за 70 квадратов. Также мы сдаем помещение нашим партнерам в субаренду. На рекламу мы бюджет не жалеем, это как минимум 100 тыс. в месяц. 80% рекламы онлайн, плюс раздаем листовки», – говорит собеседник.
Предприниматель отмечает незначительную сезонность в этом деле. Летом людей приходит примерно так же, как и зимой. На это влияет большое количество людей в городе, страдающих от аллергии. Особенно обострение происходит в период цветения всевозможных растений.
Основные моменты при организации
«Я могу выделить несколько главных моментов в организации этого бизнеса. Основное – ваше месторасположение. Важно выбрать его правильно, чтобы вас было видно. Отмечайте себя на всех картах. Также я бы отметил сервис и отношение к клиентам. На это нужно сделать упор. Сегодня у нас уже есть постоянные клиенты. Для них мы делаем скидки, дарим подарки», – говорит Жандос Самуратов.
Стоимость одного сеанса в соляной пещере составляет 1800 тенге. Абонемент на 10 сеансов – 16 200 тенге. При покупке абонемента с собой бесплатно можно взять одного ребенка до семи лет. За второго ребенка доплата составит 6000 тенге.
«Но мы намерены немного изменить систему и вводить семейные абонементы. Недавно нам исполнился год. Мы постоянно стараемся чем-то удивлять. Я считаю, что этот бизнес больше с социальной направленностью, здесь делается упор на оздоровление население. Сейчас по городу открывается очень много соляных пещер, и я рад этому. Это дает нам стимул работать еще усерднее, и мы постоянно совершенствуемся, работаем над улучшением предоставления своих услуг и товаров. Наши конкуренты тоже не спят, благодаря такой здоровой конкуренции выигрывает только потребитель», – отметил предприниматель.