Ижи Урбанец: Для SANTO этот год оказался одним из лучших
В течение 2-3 лет компания выпустит на рынок 50 новых препаратов
Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO, и деловой еженедельник «Капитал.kz» поговорили о том, как развивалась фармацевтическая отрасль в Казахстане в этом году. Г-н Урбанец сделал предположения, почему рынок не растет, поделился видением компании о том, как оптимально и эффективно развивать отрасль, и рассказал, почему ведущему фармпроизводителю Казахстана интересны проекты в ветеринарии.
– Ижи, каким оказался уходящий год для фармацевтической отрасли в целом и для компании SANTO в частности?
– Для SANTO этот год оказался одним из лучших. Наши показатели улучшились, и мы подтвердили свое лидерство. Мы отмечаем у себя рост в обоих каналах – и в розничном (безрецептурном и рецептурном), и в госпитальном. В целом, доля отечественных производителей в объеме рынка в настоящее время в натуральном выражении превысила 30%, в стоимостном она пока составляет около 14%. Значит, можно сказать, что мы выполняем задачу, поставленную президентом республики, – фармацевтическая отрасль развивается, доля лекарств, произведенных в Казахстане, увеличивается.
Хочу вернуться к показателям SANTO. Посмотрите, как выглядит рынок в целом за 10 месяцев этого года: в денежном выражении рост составил 0,4% по сравнению с прошлым годом. Наш рост – 8,6%. Мы на втором месте среди всех производителей, по данным ведущей международной консалтинговой компании IQVIA. В рознице мы занимаем первое место с долей рынка около 4%.
– Почему рынок не растет?
– Возможно, розница в целом по рынку растет где-то на 6%, а общий объем поддерживает свой уровень и показывает рост 0,4%, по данным IQVIA YTD10/2018/.
Вероятно, оптимизируется использование лекарств, применяется более эффективное лечение.
– Насколько сильно лекарственные средства, произведенные в Казахстане, конкурируют с импортируемыми из России?
– Я хотел бы ответить с точки зрения качества. Стандарты GMP в Казахстане на самом высоком уровне. В России тоже имеется сертификация в соответствии с надлежащей производственной практикой. Обе страны признают сертификаты GMP друг друга. Я всегда говорю о том, что казахстанские лекарства не хуже произведенных в соседней стране.
Более того, у казахстанских потребителей уже сложилось понимание: если они будут покупать продукцию отечественных производителей – не обязательно фармацевтических, а в любых других сферах – будут вносить вклад в экономику своей страны. В Казахстане уже много различных производств – от обуви и игрушек до лекарств. Покупая отечественную продукцию, мы вносим вклад в ВВП, компания-производитель платит налоги, замещает импорт. Создаются рабочие места – причем не только непосредственно на самом производстве. Например, на одно рабочее место в SANTO существует два рабочих места на сопутствующих производствах. Для того чтобы Казахстан развивался, нужно уважать своих производителей.
– С каким количеством сервисных компаний вы сейчас работаете и какие услуги и продукцию у них закупаете?
– Мы закупаем как товары (например, оборудование, спецодежду, упаковочные материалы), так и услуги (строительные, транспортные, услуги по страхованию персонала и т.д.) и соответственно работаем с различными поставщиками со всего мира. Если говорить про казахстанских поставщиков, то мы у них заказываем весь упаковочный и печатный ассортимент: коробки, пачки-пеналы, инструкции, самоклеящиеся этикетки, вкладыши, а также материалы из гофротары и прочие материалы. Все вспомогательные материалы для неосновного производства мы также массово закупаем у отечественных производителей. В настоящий момент мы работаем с тремя крупнейшими типографиями РК, например. А в целом на постоянной основе в пул наших поставщиков входят десятки местных производителей.
Главным критерием отбора является качество производимой продукции, его стабильность. Не меньшее внимание уделяется соблюдению ГОСТов, наличию сертификатов качества, соответствующих нашим внутренним требованиям, которые, в свою очередь, задаются стандартами надлежащих практик GMP/GDP.
Мы хотели бы закупать, например, ампулы, но не можем, потому что в Казахстане такого производства нет (все упирается в обеспечение надлежащего качества). Поэтому закупаем их в других странах.
Но в целом, если есть возможность, мы выбираем местных поставщиков.
Проекты, которые интересны SANTO
– В прошлом году во время нашего интервью вы говорили, что было бы неплохо, если бы отечественные производители замещали своими препаратами аналогичные импортные лекарства. Есть ли изменения в этом вопросе?
– Могу сказать о компании SANTO. У нас есть план локализации. Мы разработали более 50 новых продуктов, которые уже запущены и будут выпущены на рынок в Казахстане. В течение 2-3 лет пройдем процесс регистрации и начнем их производство. Другие отечественные компании увеличивают свою долю на рынке, исходя из этого, можно сделать предположение, что они также работают в направлении производства препаратов, аналогичных импортным.
– Наблюдается ли интерес российских компаний открывать производства в Казахстане?
– Я не слышал об этом. Скажем так: интерес российского капитала в рынке Казахстана не исключен, но он, вероятнее всего, больше относится к приобретению, нежели к строительству новых производств.
– Сейчас профессиональное сообщество и государство обсуждают новый Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Очень интересно узнать ваше мнение о механизме контрактного производства, при котором крупная мировая компания могла бы заказывать казахстанской фармкомпании выпуск, например, партии своего препарата на ее мощностях. Видите ли вы в этом угрозу для себя или, наоборот, вам было бы интересно сотрудничать в таком формате?
– У нас есть несколько проектов локализации. Мы ведем переговоры о производстве некоторых препаратов под лицензией других компаний. Интерес к контрактному производству для SANTO однозначно есть, но мы в первую очередь заинтересованы в локализации высокотехнологичных лекарственных средств, что представляло бы собой перенос инновации в Казахстан.
Перспективы видим и в производстве ветеринарных препаратов в Казахстане: на вакцинацию сельскохозяйственных животных государство также тратит немалые средства, мы хотели бы локализовать производство в этом направлении. Уже ведем переговоры с крупными компаниями-производителями ветеринарной продукции о том, чтобы сделать совместные инвестиции в производство средств для животных в Шымкенте.
– О каком объеме инвестиций идет речь?
– Пока анализируем рынок и все каналы. Инвестиции потребуются в строительство новой линии, поскольку нельзя выпускать ветеринарные препараты на той же линии, что и фармацевтические. Это большой проект, требующий инвестиций до нескольких десятков
миллионов долларов.
– Осенью прошлого года Группа Polpharma подписала меморандум с нацкомпанией Kazakh Invest о вложении средств в модернизацию лабораторий. Как продвигается реализация этого меморандума?
– Мы вложили $13,6 млн в цеха таблеток в рамках нашего инвестиционного проекта по модернизации производства в Шымкенте в прошлом году. Очередные инвестиции предусмотрены на строительство новых лабораторий. Это было нами ранее уже запланировано и в меморандуме с Kazakh Invest закреплено. Мы работаем по нашему плану. Стоимость нашего инвестиционного проекта уже превышает $108 млн.
Ценам нужен сбалансированный подход
– Если говорить в целом о новом Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения», принимает ли компания SANTO участие в дискуссиях? Какие предложения вы вносите?
– Как флагман отечественной фарминдустрии мы не можем оставаться в стороне
при изменениях регулирования. Совместно с другими крупными участниками рынка мы
обсуждаем и озвучиваем свои предложения через отраслевую ассоциацию и
Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
Мы активно выступаем за развитие и модернизацию регуляторных практик в сторону
лучших примеров в странах с передовой регуляцией, а именно региона ICH, в области экспертизы при
регистрации лекарственных средств, клинических и доклинических исследований,
фармаконадзора, надлежащих фармацевтических практик и сертификации в области
производства, дистрибуции, лабораторного тестирования, а также практики оценки
безопасности при выпуске лекарственных препаратов в обращение. Мы ратуем за то,
что внедренная и подтвержденная сертификатами надлежащая производственная практика
GMP у отечественных
казахстанских производителей должна вести к изменению регулирования внешней
процедуры выпуска на рынок в сторону того, как это работает в Европейском союзе
и других странах ICH,
когда выпуск на рынок осуществляется уполномоченным лицом производителя.
Контроль за качеством и безопасностью лекарственных препаратов со стороны
регуляторных органов осуществляется в процессе обращения на рынке с
определенной периодичностью.
– Регулирование цен на лекарства – пожалуй, самая актуальная тема сейчас. Как думаете, насколько сложно будет найти баланс в этом вопросе?
– Нурсултан Назарбаев дал поручение снизить цены на лекарства, чтобы казахстанцы не переплачивали, и чтобы компании немного зарабатывали на этом. Это правильно, и здесь возникает вопрос – как это сделать корректно для всех сторон.
Мы на 100% согласны с тем, что необходимо регулировать наценку, которая возникает в каналах дистрибуции. Во всем мире государство следит за тем, насколько продавцы увеличивают стоимость при выходе от производителя. И речь идет прежде всего о тех лекарствах, которые закупает государство. Регулировать с применением инструментов ограничения цены производителя или реферирования нужно лекарственные средства, закупаемые за деньги государства или страхового фонда. Но не свободный рынок. Иначе можно нанести вред всей отрасли: производители могут просто уйти.
Мы убеждены, что при регулировании цен в государственных закупках и на свободном рынке лекарственных средств должны быть различные подходы. Без ущемления предпринимательской свободы при регулировании цен для оптовой и розничной реализации, где пациент или потребитель является плательщиком, и производитель устанавливает такие цены, которые будут конкурентоспособны при свободной конкуренции в аптеках, рациональным является регулирование цен производителя путем фиксирования заявленной производителем цены, с прибавлением установленных наценок для оптовой и розничной реализации. Такая мера позволит предотвратить большую амплитуду цен для пациентов в аптеках по стране и поддержит дальнейшее развитие фармацевтического рынка в республике, в том числе и отечественных производителей, а также инвестиционную привлекательность отрасли.
Отдельно хочу сказать по рассматриваемому подходу установления цены на отечественные лекарственные средства на основании заявляемых затрат на производство – мы уверены, что это абсолютно неэффективный инструмент, предоставляющий преимущества неэффективным производителям, которые могут раздувать производственные расходы с целью регистрации более высокой цены. Мы также хорошо знаем примеры стран, когда такая модель показала больше минусов, чем плюсов: для того чтобы проверять реальную стоимость на предприятии, необходима соответствующая очень детальная и дорогостоящая система учета, налагающая дополнительные финансовые затраты на отечественного производителя, и при этом всегда велик риск того, что производитель исказит свои расходы для завышения себестоимости.
– Одна из проблем, которая в последнее время активно обсуждается Минздравом, – этическое продвижение фармпродукции. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Я могу гарантировать, что SANTO придерживается стратегии этичного ведения бизнеса и продвижения своих лекарственных средств. Мы являемся частью Группы Polpharma, а она входит в Международную Ассоциацию производителей генериков и биосимиляров Medicines for Europe, где приняты очень высокие стандарты. Все дочерние компании Группы – и мы в том числе – должны им соответствовать. Сейчас ждем, как этот вопрос будет решен в Казахстане на законодательном уровне. Думаем, это поможет рынку: с него могут уйти компании, деятельность которых не соответствует этическим установкам,– если таковые имеются. В любом случае единые стандарты всегда гармонизируют рынок.
– Будучи крупным участником рынка, как вы оцениваете регулирование фармрынка в Казахстане – оно жесткое?
– Жесткое или нежесткое – оно едино для всех, а это значит внедрение единых стандартов на рынке. Это правильно с точки зрения достижения определенных поставленных целей. Конечно, для местных производителей, реализующих свои инвестиционные обязательства, мера, согласно которой мы должны в течение 5 лет снижать цены на производимые лекарства по долгосрочным договорам поставки на 5% ежегодно, жесткая. Ежегодная инфляция и девальвация национальной валюты углубляют потерю прибыльности при возврате инвестиций более номинальных 5%. Но мы понимаем, что это хорошо для экономики страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.