Кулинарный бум: сколько стоят мастер-классы с шеф-поварами?
АВТОР

14.11.2018 • 09:00 2245

Кулинарный бум: сколько стоят мастер-классы с шеф-поварами?

Основатель кулинарной студии Акежан Турсынгалиев о трендах в индустрии

Последние 2−3 года гастрономия стала выходить на новый уровень. На телевидении и в соцсетях появляется все больше профи и любителей кулинарии. Они за 20−30 минут могут сотворить из простых продуктов шедевр. Впрочем, уже несколько лет некую конкуренцию соцсетям стали составлять кулинарные мастер-классы. «Капитал.kz» поговорил с основателем кулинарной студии Dandy Акежаном Турсынгалиевым и узнал о трендах и о том, сколько инвестиций нужно для запуска бизнеса и какие гонорары у шеф-поваров.

Галстук в сторону

«Всю жизнь мечтал работать в МИДе и поэтому поступил на факультет международных отношений. Одновременно на втором курсе, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги, я решил выпекать торты и кексы дома. Можно сказать, что идею подглядел в Instagram. Там девушка выпекала на дому торты, которые пользовались бешеной популярностью. На тот момент, в 2013 году, мало кто пек на дому и продавал через Instagram. В общем, мы с мамой решили попробовать. Мы учились печь по YouTube, привлекали заказы через Instagram. Дело имело довольно большой успех», — рассказывает Акежан.

Со временем заказов становилось все больше и учиться в вузе становилось все сложнее. При этом качество изделий начинало страдать. «Выпекали на дому два года, и уже на четвертом курсе нужно было принимать решение: открывать цех либо бросать это дело. Пришло время преддипломной практики, я прошел отбор в МИД. После месяца стажировки пришло понимание, что мне не хочется быть дипломатом. В итоге все-таки было принято решение продолжить развиваться в кондитерском деле», — уточняет он.

Акежан, обучаясь выпекать торты на дому, восхищался рецептами фуд-блогера из Хабаровска Андрея Рудькова. Он давно хотел попасть на его мастер-классы, но они не проводились в Алматы. В итоге Акежан связался с фуд-блогером и предложил ему приехать в Алматы с мастер-классом. «И тут я понял, что открыть кондитерский цех смогу всегда, а стать организатором какого-то курса даже интереснее», — считает он.

На тот момент у Акежана не было еще своего помещения для мастер-класса, он арендовал студию. «Для того чтобы Андрей Рудьков приехал, мне нужно было отправить ему 100% гонорара на его счет. Но этого человека я знал только через его страницу в Instagram и у меня был страх, что мой платеж уйдет в никуда. Также переживал, а вдруг группа для мастер-класса не наберется. Но я все-таки рискнул. В итоге мастер-класс прошел успешно. Это был март 2016 года», — делится основатель кулинарной студии.

66caadc255c41bf2c85e09befb1.jpg

Вложения окупились на второй год

В октябре 2016 года кулинарная студия была запущена. «Объем инвестиций — около $50−70 тыс. Для меня было очень важно не искать инвесторов и не открывать студию в партнерстве с кем-либо. Потому что хотелось независимости. Кстати, вложения в студию окупились уже на второй год работы. Найти помещение для аренды было несложно. Между тем рекомендую находить локацию с удобным расположением», — отмечает он.

Для открытия студии потребовалась специальная кухонная техника. «Итальянская конвекционная печь нам обошлась в 1 млн тенге. Эта была наша самая большая инвестиция. Также покупали холодильное оборудование, планетарные миксеры. Помню, как на первый мастер-класс у нас не хватило бюджета на столовые приборы, и мы брали вилки и ложки дома и у друзей», — вспоминает Акежан.

Оказалось, что при проектировании кулинарной студии все элементы мебели нужно продумывать до мелочей. «Дело в том, что конвекционная печь весит более 100 кг. И в первые месяцы наша печь была установлена на стандартную столешницу. Через неделю эта столешница прогнулась. На самом деле для того, чтобы просчитывать все эти нюансы, есть специалисты. Но когда мы открывали студию, у нас не был предусмотрен бюджет на эти цели. В итоге, конечно, мы усилили стол», — рассказывает он.

Сложности возникли также и с центральным столом для приготовления блюд. Трудно было найти стол с шестиметровой столешницей. «Были скитания и с высотой стола. Если бы мы сделали стандартную высоту стола, то для наших посетителей он оказался бы низким. Высоту как для барной стойки — то на нем было бы сложно катать тесто. В итоге заказали стол, выбрав среднюю высоту. У нас наибольшая часть оборудования сделана на заказ. Дело в том, что на рынке очень много предложений для баров, кафе и цехов, но не для кулинарных студий», — вспоминает собеседник.

2908eb01c193e9ef34c6f745526.jpg

Сколько стоит шеф?

Кулинарная студия Акежана в основном организует мастер-классы с известными фуд-блогерами, шеф-поварами из стран СНГ. Преимущественно звезды гастрономии приезжают из России и Украины. «Гонорары шеф-поваров зависят от их стажа работы и раскрученности. Но, в среднем, их гонорар варьируется от $400 до $2 тыс. за день. К тому же студия несет расходы, связанные с перелетом, размещением и питанием шефов», — рассказывает Акежан.

Почему не привлекаются шеф-повара из Казахстана? «У нас в стране, думаю, очень много талантливых шефов. Но, к сожалению, все они сидят в своих цехах и не продвигают себя через соцсети, Instagram, не проводят мастер-классы, не гастролируют. Все-таки, мне кажется, что у нас мышление многих шеф-поваров походит на советское. В то время повара никому не давали свои рецепты, все секреты приготовления блюд держались в строжайшем секрете», — отмечает собеседник.

Не только домохозяйки

В среднем, студия Акежана вмещает до 25 человек. «Но в основном приглашаем не более 16 человек», — уточняет он. Стоимость однодневного мастер-класса колеблется от 10−50 тыс. тенге.

«У нас очень разнообразная аудитория: и мужчины, и женщины разных возрастов. Для меня стало открытием, что мастер-классы заинтересовали именно мужчин», — уточняет он.

Почему же гастрономические мастер-классы, несмотря на обилие блогов и кулинарных программ, все еще востребованы. «Мне кажется, что процесс приготовления пищи — это особая магия, даже медитация. Это способ делиться любовью, добром друг с другом. Конечно, можно учиться готовить и дома по блогам, рецептам. Но там нет общения», — считает Акежан.

fe59aa506fa7fe08e78985934de.jpg

Жесткий отбор

Очень важно, чтобы гости студии могли практиковать дома все десерты с мастер-классов. И, конечно, найти все продукты у себя в городе. «Появляется много кулинарных студий, которые приглашают звездных кондитеров. У меня был опыт посещения такого мастер-класса в Москве. Но после него ни одно из 12 блюд не смог приготовить у себя дома. Все дело в ингредиентах, которые сложно было найти. Шеф-повар с мастер-класса привез с собой свои муку, шоколад и даже сахар. Он утверждал, что подойдет только этот сахар. Он использовал стручок ванили, который стоил $100», — вспоминает собеседник.

Даже шеф-повара, уточняет он, зачастую приезжают с рецептурной картой, где прописаны марки шоколада, масла и других продуктов. «Но все эти продукты легко купить в Алматы», — утверждает собеседник.

Эхо Советского Союза

Один из трендов, который прослеживается на рынке, — мода на здоровое питание. Многие стараются не есть сахар, муку и какие-то жирные продукты. «На самом деле еще не факт, что вреднее: сахар или сахарозаменитель. Лучше съесть маленький кусочек калорийного шоколадного торта, чем торт с сахарозаменителем», — считает Акежан.

Кстати, казахстанцы предпочитают десерты, где преобладает тесто, а не муссы. «Сейчас очень много шеф-поваров, которые приезжают с тортами, в которые добавляется черный перец или какие-то экзотические приправы. Между тем такие десерты менее востребованы. Казахстанцы привыкли к тортам со сгущенкой, карамелью, орехами. Это вкусовые пристрастия еще со времен СССР», — рассказывает Акежан.

934172bf35595d6a9db98e34714.jpg

Российская специфика

Российский рынок имеет свои особенности. «Для меня было открытием узнать, что кулинарную студию в России можно открыть практически не имея никакого бюджета. Так, зачастую производители кухонной техники сотрудничают со студиями и бесплатно предоставляют им технику. Так они рекламируют себя. К сожалению, в Казахстане не развита эта модель. Дело в том, что у нас нет головных офисов вендеров, а только представительства», — отмечает Акежан.

В Dandy зачастую взвешиванием продуктов для каждого мастер-класса и мытьем посуды занимается отдельный персонал. «Между тем на одном из мастер-классов в Москве нас заставляли мыть посуду за собой. Также искренне не понимал, почему участники сами должны взвешивать все продукты перед тем, как начать готовить. То есть там вся практика сводилась к тому, что мы взвешивали ингредиенты, а потом готовили все вместе. Как мне кажется, это имитация деятельности», — считает собеседник.

Душистый хлеб будет в тренде

Каждый сезон новый тренд. «В 2017 году была какая-то мания на шоколад. Многие обучались делать шоколадные конфеты, ручной шоколад, трюфели. В этом году огромный спрос был на приготовление эклеров. Думаю, в 2019 году станут популярны мастер-классы по выпечке хлеба. Знаете, уже сейчас зарождается некое движение по выпеканию ручного хлеба: на закваске, бездрожжевого хлеба», — уверен основатель кулинарной студии.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кулинарная студия Dandy кулинарный мастер-класс

14.11.2018 • 09:00 2245

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Кулинарный бум: сколько стоят мастер-классы с шеф-поварами?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика