Что такое фулфилмент, по какому принципу работает интернет-магазин и как развивается онлайн-торговля в Казахстане — об этом в беседе с директором компании KBT Group Олжасом Нуралдиновым.
— Как можно описать механизм работы вашей компании?
— К нам приходит продавец с классным товаром, а мы помогаем ему его продать. Товар публикуется на одностраничных сайтах. Мы занимаемся его раскруткой с помощью «агрессивной» рекламы. Пользователь сети кликает по рекламе, попадает на сайт товара и заказывает его. Заказ попадает в наш колл-центр. Мы связываемся с покупателем, чтобы этот заказ подтвердить. После товар уходит вфулфилмент-центр, где происходит упаковка и передача посылки Казпочте либо нашей курьерской службе. Более 400 сотрудников следят за приходом денежных средств магазинов, обзванивают их клиентов, помогают с упаковкой и доставкой товаров и организовывают рабочие пространства. Но мы и сами имеем интернет-магазин.
— Ваша работа связана с поддержкой интернет-магазинов. Как вы способствуете развитию электронной коммерции в стране?
— Мы готовим совместный проект с Казпочтой, направленный на поддержку интернет-магазинов. На днях в Алматы открылся центр, где специалисты Казпочты и KBT Group будут инструктировать желающих создать свой магазин. Ведь это непростая история — сначала необходимо зарегистрировать фирму, потом привезти товар. Мы с Казпочтой будем его упаковывать и отправлять, а затем обзванивать клиентов. Также будем давать знания по маркетингу — как настроить рекламу так, чтобы посещаемость магазина была высокой.
— А как изменилась ваша работа за 5 лет существования компании? Наверняка цифровизация упростила многие вещи?
— Раньше у меня был склад, на котором я весь день упаковывал товары. На следующий день я отвозил тысячи посылок в отделение Казпочты. Представьте, сидит одна девушка, которая должна весь этот товар обработать. А кроме меня еще десятки людей пришли отправить посылки. Машина, которая забирает посылки, приходит один раз в день. Увезти все сразу не получалось, и какое-то число посылок оставалось на следующие дни. В среднем на доставку уходило 10−12 дней. Сейчас благодаря фулфилмент-центру Казпочты сроки очень сократились. Территория склада большая, я могу хранить там весь свой товар, а при поступлении заказов сотрудники Казпочты тут же их упакуют и отправят на машине, которая приезжает по нескольку раз в день.
— Как вы думаете, почему у многих людей отсутствует доверие к интернет-магазинам?
— Представьте, к примеру, на крупнейшей площадке Alibaba более 6 миллионов продавцов предлагают свой товар. Проконтролировать каждого просто невозможно. Допустим, по запросу сотового телефона одной марки выходит тысячи вариантов по разным ценам. И как здесь понять, какой вариант лучший? Вам могут выслать что угодно. А если бы был такой единый механизм контроля интернет-магазинов, где все продавцы проверенные, тогда люди бы доверяли.
— Но ведь не везде уровень доверия низок. На кого нам стоит равняться, чтобы улучшить ситуацию в пользу онлайн-покупок?
— Возьмем американский рынок. Если ваш интернет-магазин есть в Amazon, вы охватываете 60% населения США. Вот мы, когда хотим что-то купить, заходим в поисковую систему типа Google и ищем там, а в Штатах все заходят прямиком на Amazon, потому что знают — там они смогут купить то, что им необходимо. Amazon контролирует своих продавцов. Если продавец высылает товар плохого качества, его блокируют, а клиенту возвращают деньги и оставляют ему товар.
— Возможно ли у нас сделать что-то подобное?
— Сейчас я как работаю над таким проектом.Это будет большое интернет-пространство, в котором будет много казахстанских магазинов, проверенных и зарегистрированных, а пересылка будет осуществляться Казпочтой, которая выступит гарантом. Я вижу это так: интернет-магазин регистрируется как ИП, мы загружаем его документы в систему, он попадает в базу и освобождается от налогов. Мы будем следить за прозрачностью операций, за количеством продаж и отзывами клиентов. В случае если магазин показывает себя с отрицательной стороны, мы блокируем его, а клиенту возмещаем ущерб. Это будет единый портал, где будут только проверенные магазины.
— Как открыть интернет-магазин?
— Сегодня чуть ли не у каждого человека есть аккаунт в Instagram, и, по сути, это уже можно назвать магазином. Просто загружаешь туда свой товар, меняешь название страницы, фотографию. К тому же торговля в интернете — это продажа не только товара, но и знаний или услуг. Допустим, вы знаете иностранный язык. Так создайте сайт, на котором вы будете обучать других. Интернет — это большой ресурс. Только ленивый человек не нашел способа заработать в интернете. Самое сложное — найти своего покупателя и сделать рекламу. С ростом ассортимента появляются новые нужды — аренда складов, создание колл-центра, например. Но вначале, когда количество товара небольшое, можно и своими силами продавать.
— В чем главное отличие онлайн торговли от офлайн?
— Представьте, что вы продаете машину. Вы же не поедете на авторынок? Скорее всего, вы закинете объявление на сайт и будете ждать, пока вам позвонят. Онлайн-торговля распространяется на более широкие пространства. У онлайн-магазина нет ограничений, как у магазинчика в вашем дворе. Раньше, чтобы продавать, нужно было найти место в торговом центре или на рынке, платить аренду и быть зависимым от погодных условий. А в эпоху цифровизации все зависит только от желания. Вообще, я считаю, что в скором будущем все станут покупать онлайн, потому что это быстро, выгодно и удобно.