USD
522.42₸
+1.510
EUR
543.89₸
-0.360
RUB
5.28₸
-0.010
BRENT
78.27$
+0.270
BTC
103071.00$
-846.000

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы

Об этом рассказал глава компании Александр Блэр Трехерн Поллок

16909

Профессионалы своего дела всегда в цене. А особенно — пилоты. Нехватку таких специалистов ощущают практически все авиакомпании мира, в том числе и казахстанские. По мнению экспертов авиационного рынка, главная проблема даже не столько в дефиците кадров, сколько в уровне их квалификации и профессионализме. Почему в Казахстане не хватает грамотных пилотов и как авиаперевозчики решают этот вопрос, в интервью «Капитал.kz» рассказал Александр Блэр Трехерн Поллок, председатель правления АО «QAZAQ AIR».

– М-р Поллок, насколько ощущается дефицит профессиональных пилотов на казахстанском авиационном рынке?

– Казахстан становится центром внимания международной авиации. Для сравнения, если 10 лет назад через РК ежегодно перевозилось 10 тыс. транзитных пассажиров, то в этом году этот показатель достиг отметки в 1 млн. И эта цифра будет расти. Однако здесь, впрочем, как и во всем мире, наблюдается нехватка высококлассных летчиков.

В Казахстане найти грамотных пилотов с достаточным количеством летных часов и практической школой очень сложно. То есть человек может окончить высшее авиационное учебное заведение, получить лицензию коммерческого пилота и иметь при этом всего 250 часов налета. Тогда как для работы в авиакомпаниях требуется как минимум 1000 летных часов. В результате, прежде чем прийти в гражданскую авиацию, молодые специалисты вынуждены набираться опыта в малой. Только так они могут налетать необходимое количество часов.

Например, в Англии, лежа на газоне, в небе можно увидеть множество легких самолетов, совершающих короткие полеты. В Казахстане, к сожалению, такого нет. Местным пилотам приходится очень тяжело в поисках требуемого авиакомпаниями опыта. Профессиональные же летчики с большим количеством летных часов нередко покидают Казахстан и трудоустраиваются в зарубежные авиакомпании. По крайней мере, до тех пор, пока им не надоедает колесить по миру. Это захватывающе, когда ты молодой и летишь на 3 дня, допустим, в Лондон или Гонконг. Пилоты постарше все-таки предпочитают ночевать дома с семьей. По этой причине некоторые пилоты авиакомпании «Эйр Астана» перешли к нам, так как мы летаем только по внутренним направлениям. 

"Обучение одного пилота обходится QAZAQ AIR в $30 тыс"

– Как вы решаете эту проблему?

– Мы отбираем не только высококвалифицированных и уже состоявшихся пилотов, но и молодых перспективных кандидатов. Тех, кто, помимо профессиональных знаний, обладает еще и личностными компетенциями. Пилоты, в ком мы разглядели этот потенциал, отправляются на курсы переподготовки в учебные центры Великобритании и Швеции, где получают допуск на управление самолетами Bombardier Q400 NextGen.

В среднем обучение одного пилота обходится QAZAQ AIR в $30 тыс. Авиакомпания покрывает все расходы: перелет, проживание и обучение. Пилоты со своей стороны ничего не платят, при условии, что по завершении курсов они будут работать у нас в течение 5 лет. Особо активные кандидаты готовы обучаться за свой счет только для того, чтобы достичь нужного количества летных часов и получить необходимый уровень подготовки. В дальнейшем пилоты проходят курсы переподготовки один раз в 2 года.

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы 81436 - Kapital.kz

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях процесса отбора и найма летного состава в QAZAQ AIR.

– Успех любой авиакомпании зависит, прежде всего, от профессионализма ее сотрудников. И QAZAQ AIR как молодая динамично развивающаяся авиакомпания заинтересована в привлечении высококвалифицированных пилотов гражданской авиации. Мы ищем людей с соответствующим образованием, компетенциями и мотивацией. Тех, кто влюблен в небо, готов постоянно учиться и самосовершенствоваться, но главное – способен обеспечивать безопасность пассажиров на любом этапе полета.

Когда мы начинали, не было ни одного казахстанского пилота, который мог бы летать на воздушном судне Bombardier Q400 NextGen. Именно поэтому мы пригласили на работу иностранных специалистов, хорошо знающих этот тип самолетов. Они-то и помогли нам обучить местных летчиков. Сегодня из 39 пилотов компании 50% – казахстанцы, которых мы обучили пилотированию на Bombardier Q400 NextGen.

Мы стремимся пополнять штат сотрудников местными профессиональными кадрами. Некоторых пилотов мы нашли в специализированных учебных заведениях Казахстана, других – в малой авиации и даже в армии. Мы до сих пор ведем набор летного состава, и любой пилот, имеющий необходимые знания и навыки, может стать частью нашей авиакомпании.

– М-р Поллок, какие требования предъявляются к претендентам на вакантные позиции?

– Несмотря на то, что QAZAQ AIR – небольшая казахстанская авиакомпания, мы работаем в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Комитета гражданской авиации (КГА). Таким образом, кандидат, претендующий на должность пилота в нашей авиакомпании, должен иметь высшее авиационное образование и лицензии пилота транспортной авиации (ATPL) или коммерческого пилота (CPL) с квалификацией для полетов на многодвигательных самолетах. Также в списке обязательных пунктов: общий налет не менее 1000 часов, знание английского языка не ниже 4-го уровня по шкале ICAO, наличие медицинского сертификата первого класса и инструментального рейтинга. К слову, последний свидетельствует о том, что пилот может летать в любую погоду и на любых высотах. 

"Из 19 вторых пилотов QAZAQ AIR только один иностранец, все остальные – граждане Казахстана"

– Много ли девушек-пилотов в Казахстане и в авиакомпании QAZAQ AIR в частности?

– Девушка-пилот в Казахстане – пока большая редкость. Многие думают, что эта профессия исключительно мужская, хотя это не так. Как показывает практика, представительницы прекрасного пола не раз доказывали летчикам-мужчинам, что способны летать на равных. Мы за гендерный баланс. Так, недавно штат QAZAQ AIR пополнила первая девушка-пилот. Ее зовут Екатерина Сверчкова, и ей 21 год. Несмотря на столь юный для авиации возраст, за ее плечами имеются необходимый уровень квалификации и достаточный опыт.

– Какие еще изменения ожидают действующий летный состав?

– Как я уже говорил, мы нацелены на то, чтобы постепенно уменьшать долю иностранных специалистов в летном экипаже. И мы потихоньку это делаем. Так, из 19 вторых пилотов QAZAQ AIR только один иностранец, все остальные – граждане Казахстана. Несколько иная ситуация с капитанами воздушных судов (КВС): пока преобладающее большинство (19 человек, – ред.) – все-таки экспаты, и преимущественно из тех стран, где эксплуатируют воздушное судно Bombardier Q400 NextGen. Это Великобритания, Франция, США, Канада и Испания. Но это положение вещей постепенно меняется: сегодня уже два казахстанских пилота доросли до должности КВС.

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы 81440 - Kapital.kz

– Долог ли путь от второго пилота до капитана воздушного судна в QAZAQ AIR?

– Во-первых, чтобы стать капитаном, нужно иметь как минимум 3 тыс. часов налета. Только после этого потенциального кандидата на повышение рассматривает оценочная комиссия. Во-вторых, очень многое зависит от индивидуальных характеристик конкретного человека: его навыков, амбиций, мотивации и лидерских качеств. Говоря о лидерстве, я имею в виду профессионала, достигшего высокой эффективности в работе, способного контролировать свои эмоции в любых непредвиденных ситуациях и пользующегося авторитетом среди коллег.

Я не принимаю участие в оценке пилотов. Для этого у нас есть специально сформированная команда из действующих капитанов и инструкторов. Каждый месяц они проверяют вторых пилотов, экзаменуют их, оценивают результативность и дают свои рекомендации. Все это непременно фиксируется в их досье. На этот документ в дальнейшем и опирается оценочная комиссия при принятии положительного либо отрицательного решения о переводе второго пилота в статус КВС.

– То есть в QAZAQ AIR все могут продвигаться вверх по карьерной лестнице?

– Абсолютно любой сотрудник авиакомпании, который на деле докажет свой профессионализм и эффективность, имеет все возможности для карьерного роста. Как и любая другая компания, мы заинтересованы в развитии своих специалистов, мотивируем и обучаем их. Они повышают квалификацию за рубежом и в дальнейшем могут развивать карьеру уже на международном уровне. Некоторые наши бывшие сотрудники сегодня успешно работают в крупных иностранных компаниях.

– Какую заработную плату для КВС и вторых пилотов предлагает авиакомпания? От чего зависит ее размер?

– Вопросы касательно заработной платы сотрудников QAZAQ AIR относятся к коммерческой тайне и являются конфиденциальной информацией.Единственное, что я могу сказать, – это то, что весь наш летный состав получает вполне конкурентоспособную зарплату по сравнению с другими авиалиниями в Казахстане. Что касается ее размера, то она напрямую зависит от стажа и опыта работы пилотов. Чем он больше, тем выше и оплата труда. Соответственно, второй пилот априори будет получать немного меньше капитана воздушного судна.

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы 81442 - Kapital.kz

– В России пилот может налетать не более 900 летных часов в год. Каково максимально допустимое количество летных часов в Казахстане?

– В Казахстане действуют аналогичные правила. Годовой налет пилота определен на уровне 800 часов, однако он может увеличить его до 900 часов по собственному желанию. Наша авиакомпания была создана для осуществления региональных перелетов по территории Казахстана. То есть мы ориентированы на внутренние рейсы, а это довольно короткие дистанции. Например, Алматы – Астана, Астана – Костанай, Атырау – Актобе и т.д. Налетать 800 часов в год внутри страны практически нереально, выполнить этот объем можно лишь на международных маршрутах. В среднем наши пилоты летают 60 часов в месяц, или 600 часов в год. Это с учетом двухмесячного отпуска, во время которого они не летают.

– В каком возрасте летчик гражданской авиации может уйти на пенсию?

– Согласно казахстанскому законодательству, мужчины выходят на пенсию в 63 года. Это касается и пилотов гражданской авиации. Если у летчика будет медицинский допуск, то он сможет летать и после 63 лет. Так же как в Великобритании, где пилоты уходят на пенсию в 65 лет.

– М-р Поллок, а в каких случаях пилот не может быть допущен к полету?

– Пилот не допускается к полетам в нескольких случаях. Во-первых, по состоянию здоровья, то есть из-за болезни или при плохом самочувствии. Во-вторых, если во время прохождения предполетного медицинского осмотра пилота заподозрили в употреблении алкоголя, наркотических или других запрещенных веществ. И, наконец, если у него просрочена квалификация, в том числе летное свидетельство, учебный или медицинский сертификат.

– Не могу не спросить ваше мнение относительно прошлогодней ситуации, когда пилоты-экспаты Муноз и Эспедо выставили QAZAQ AIR не в лучшем свете. Как вы думаете, почему так произошло и стоило ли их увольнять в условиях дефицита профессиональных кадров?

– В прошлом году действительно была такая неприятная ситуация. И, на мой взгляд, здесь определенную роль сыграл человеческий фактор. Безопасность полетов – главное правило в авиации, и они это прекрасно знали. Тем не менее эти пилоты проявили халатность, что вообще недопустимо. Никто не имеет права очернять репутацию компании и уж тем более подвергать опасности жизнь и здоровье наших пассажиров. Других вариантов, кроме как попрощаться с этими пилотами, мы не рассматривали.

Алкогольное опьянение – это серьезно и непростительно. Такова наша принципиальная позиция. Каждый должен нести ответственность за свои ошибки. Другое дело, что ошибка ошибке рознь. Если люди несознательно допускают небольшие оплошности, мы стараемся найти оптимальное решение в каждом конкретном случае. Вникаем в суть проблемы, почему они допустили какую-либо ошибку и как ее в дальнейшем можно предотвратить. В целом политика компании в отношении персонала достаточно гибкая.

"Мы не стремимся стать большой авиакомпанией, мы хотим вести прибыльный и стабильный бизнес"

– Существуют ли заранее определенные цели сотрудников, и как вы оцениваете их эффективность?

– У QAZAQ AIR есть стратегия развития и определенные цели, установленные нашим акционером АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», согласно которым устанавливаются ключевые показатели эффективности (KPI) всех сотрудников. У нас очень прозрачная система оценки персонала, которая не только обеспечивает бесперебойную работу подразделений, но и повышает эффективность работы служащих. Это возможно благодаря открытому общению в компании. Сотрудники знают о происходящем, указывают на проблемы и не боятся негативной реакции.

– Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между корпоративной культурой и укреплением позиций компании на рынке?

– Однозначно, есть. Я считаю, что устойчивое развитие бизнеса невозможно без корпоративной социальной ответственности. Культуру QAZAQ AIR характеризуют ее основные ценности: безопасность, эффективность, качество и доступность. Наша миссия заключается в том, чтобы связать регионы Казахстана, удовлетворять постоянно растущий спрос на авиаперевозки и предоставлять своим пассажирам безопасные услуги по международным стандартам сервиса. Ну и, конечно, достичь поставленных акционером целей. Мы не стремимся стать большой авиакомпанией, мы хотим вести прибыльный и стабильный бизнес.

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы 81446 - Kapital.kz

– М-р Поллок, как вы относитесь к критике в адрес авиакомпании?

– Большинство отзывов о деятельности авиакомпании QAZAQ AIR все-таки положительные. Казахстанцы довольны нашим уровнем сервиса и привлекательными тарифами. Что касается критики, пожалуй, каждая компания, работающая в сфере услуг, так или иначе в ней сталкивается. И мы не исключение. Хотя стараемся вести максимально прозрачную и открытую политику, готовы к диалогу и всегда приветствуем конструктивные замечания. На мой взгляд, критика – это шанс улучшить какие-либо вещи. Она дает свежий взгляд на работу, и если мы хотим расти и развиваться, то нужно адекватно воспринимать критику и относиться к ней с должным вниманием.

Негативные отзывы от пассажиров – явление не столь частое. В любом случае мы сразу же начинаем размышлять о том, что их вызвало и как поправить положение. Мы тщательно отрабатываем каждый комментарий в социальных сетях и звонки в call-центр, который работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для нас главное, чтобы пассажиры прибывали на место назначения вовремя и безопасно. Прежде чем самолет поднимется в воздух, мы проделываем огромную работу на земле. Но многие люди об этом не думают, они лучше будут критиковать за холодный чай, чем выразят благодарность за новый самолет и безопасный сервис.

– Сколько самолетов насчитывает сегодня воздушный флот QAZAQ AIR?

– У нас самый молодой парк воздушных судов в Казахстане. В настоящий момент флот авиакомпании состоит из трех современных турбовинтовых авиалайнеров Bombardier Q400 NextGen. Весной 2019 года его ряды пополнят еще 2 новых самолета аналогичного типа вместимостью 86 пассажиров. Всего будет 5. В идеале на каждый самолет нужно 10 пилотов. Пока мы превышаем этот показатель – на 3 самолета 39 пилотов, но мы планируем довести численность пилотов до 50 человек.

Из 39 пилотов QAZAQ AIR 50% - казахстанцы 81448 - Kapital.kz

– Планируете ли вы расширять географию полетов как по внутренним, так и по международным направлениям?

– Сейчас мы обслуживаем рейсы по 9 внутренним направлениям и обеспечиваем авиасообщение между 10 городами Казахстана. Но с получением двух новых самолетов мы планируем увеличить частоту полетов и расширить маршрутную сеть внутри страны. Это позволит нам охватить как можно больше регионов и городов Казахстана. Однако прежде чем запустить очередной маршрут, мы проводим различные исследования, анализируем рынок, ведем переговоры с другими авиалиниями и с органами исполнительной власти на местах. Существуют определенные математические модели, которые иногда работают, а временами нет. Например, мы пытались летать из Актобе в Костанай. Теоретически, этот маршрут должен быть перспективным, но практика показала, что это не так. А вот рейс Актобе – Атырау, наоборот, – очень даже успешный.

В планах развитие и международных направлений. Скорее всего, это будут близлежащие страны, какие именно – пока сказать не могу: коммерческая тайна. Хотя наш воздушный флот может летать и на более дальние расстояния, например, в Дели или Исламабад. Но основной упор мы по-прежнему будем делать на короткие региональные маршруты. 

– И в заключение нашей беседы: какой совет вы можете дать тем, кто хочет начать карьеру в QAZAQ AIR?

– Я верю, что любой человек может быть профессионально успешен, если он целеустремлен, амбициозен, активен, заинтересован и энергичен. Это те качества, которые действительно позволяют многого добиться в авиации. Если вы хотите стать частью нашей команды, не бойтесь сделать первый шаг и для начала отправьте нам свое резюме, чтобы мы узнали о ваших профессиональных навыках и достижениях в авиационной отрасли. Список открытых вакансий вы всегда можете посмотреть на сайте www.flyqazaq.com

И если вы действительно окажетесь лучшим из лучших, мы готовы предоставить вам работу с достойными условиями труда и хорошими профессиональными перспективами. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.