Казахстанские спутники могут проделать колоссальный объем работы

22.10.2018 • 12:54 2945

Казахстанские спутники могут проделать колоссальный объем работы

Глава KazAeroSpace Баглан Казиев рассказал об экспортном потенциале Казахстана, возможности создания общего рынка ДЗЗ и «факторе Маска»

Аэрокосмическая область — это безусловный двигатель интеграции современных технологий во все сферы экономики. Что из себя представляет космическая отрасль Казахстана и каковы ее перспективы, сегодня нам расскажет генеральный директор компании KazAeroSpace Баглан Нурланович Казиев.

 — Баглан Нурланович, в первую очередь хотелось бы узнать, что привело вас в эту область?

 — Как часто случается, все началось в детстве. С 8 класса я учился в лицее космического природоведения в Алматы. Каждое лето мы выезжали на практические занятия в Байконур: узнавали о жизни на космодроме, наблюдали за подготовкой ракеты-носителя к полету, нам посчастливилось увидеть и запуск корабля «СОЮЗ». Наверное, именно тогда я определился с выбором профессии.

В 2005 году окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Космические аппараты и разгонные блоки», параллельно изучая инженерный бизнес и менеджмент. После этого вернулся в Казахстан, и это время совпало с началом развития космической отрасли страны. В 2007 году мне доверили возглавить сначала управление, а потом — департамент в только что созданном космическом агентстве. Главой нового ведомства был наш легендарный космонавт Талгат Амангельдиевич Мусабаев — в личном и служебном смыслах, это стало для меня очень важной школой жизни.

— Чем именно вы занимались в агентстве?

— Курировал казахстанско-российский совместный проект — ракетный комплекс «Байтерек», занимался решением ряда других задач в национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары», включая создание космической системы дистанционного зондирования земли (KazEOSat-1/KazEOSat-2). Помню, как глубокой ночью принимали первые снимки из космоса, тогда еще черно-белые, как радовались, что национальные сателлиты Казахстана работают на орбите. Конечно, уже было понимание прикладного значения этих снимков. Сразу приступили к маркетинговой кампании аппарата. Надо признать, тогда мы еще недостаточно четко представляли себе реальный уровень сложности задач коммерциализации. Возможно, именно на том этапе я осознал, насколько важно для выстраивания нормального рынка снимков ДЗЗ в Казахстане участие бизнеса.

— И тогда вы решили пойти в частный сектор?

 — К тому времени я был вице-президентом «Қазақстан Ғарыш Сапары». Пришлось принимать непростое решение выйти, что называется, «из зоны комфорта» и создавать частную аэрокосмическую компанию. Было непросто. Мы с единомышленниками стартовали с нулевой отметки, возникало много вопросов, с которыми до нас в Казахстане никто не сталкивался. Но с самого начала мы в качестве приоритета бизнес-модели избрали человеческий капитал.

— Что именно вы предлагаете рынку?

— Просто космический снимок — это абсолютно сырой продукт в смысле продаж, нужны технологии. Обработка, дешифровка, умение получить прикладную информацию — сегодня для всего этого мы используем наши авторские технологии. Есть хорошие достижения в разработке собственных оригинальных решений в модернизации техники и оборудования, работа в данном направлении ведется непрерывно.

c1073f0b6a8b4101b4f7ce4700a.jpeg

— А кто стал вашим первым заказчиком?

 — Первый серьезный заказ мы получили от департамента по борьбе с наркобизнесом МВД РК — это был поиск наркотических посевов. Запрос на получение «картинок» из космоса был отправлен в «Қазақстан Ғарыш Сапары», в общей сложности мы провели дешифровку более 200 снимков. По такому же принципу работали по выявлению незаконных недропользователей, «утечек» и разливов по маршрутам нефтепроводов, экологическому мониторингу, техническому контролю и ряду других проектов по заказу государственных органов. Все задания были выполнены успешно, мы получили уникальный опыт — в ряде сфер аэроскомические технологии ДЗЗ применялись впервые на постсоветском пространстве.

Слово «АЭРО» в названии нашей компании присутствует не случайно: мы активно работаем с беспилотными летательными аппаратами, по «смешанной» технологии добиваясь высоких результатов. Так, космические снимки с казахстанских спутников имеют разрешение 1 м и 7 м, чего зачастую заказчику недостаточно. Запуская дроны, мы получаем точность до 3 сантиметров.

— Как, по вашему мнению, в Казахстане обстоят дела с аэрокосмической отраслью?

 — В Центрально-Азиатском регионе Казахстан лидирует, имея уже 4 собственных спутника и инфраструктуру. В ближайшие месяцы планируется запуск еще одного спутника. Он также собран и спроектирован казахстанцами.

Вместе с тем подходит время замещения спутников KazEOSat-1 и KazEOSat-2, которые были запущены на орбиту в 2014 году. Годность наших спутников истекает в 2021 году.

В 2007 году в нашей стране было создано космическое агентство, которое просуществовало до 2014 года. Агентство выступало инициатором многих важных госпрограмм и решений, сыграло роль в формировании аэрокосмического рынка. К сожалению, в 2017 году также расформировали Совет по космосу при Правительстве РК. Хотелось бы, чтобы у нашей страны вновь появился отдельный уполномоченный орган по вопросам аэрокосмоса. Уверен, это позволит сделать очень важный рывок на пути прогресса.

— Насколько изменились требования ваших клиентов за эти 5 лет?

— Заказчики сегодня очень хорошо осведомлены о видах технических услуг и потенциале их применения. Например, существуют заказы, где, помимо детальной аэрофотосъемки, заказчик требует и возможность мониторинга территорий. Приятно отметить рост компетенции государственного управления. Практически все акиматы областей и крупных городов применяют космические технологии. Конечно, им надо оказывать постоянную техподдержку, информировать о появлении новых технологий. Наше тесное сотрудничество с «Қазақстан Ғарыш Сапары» предоставляет возможность постоянно развиваться и обмениваться опытом.

— Каким вы видите развитие компании на международном рынке?

— Наша компания активно участвует на международных выставках, следим за развитием рынка и общаемся с зарубежными коллегами, которые отдают должное работе наших специалистов. Мы сотрудничаем с Кыргызстаном, Россией, Узбекистаном, Туркменистаном, Великобританией, Китаем, Австрией.

Собственно, в космосе нет границ, так что в недалеком будущем нетрудно предсказать объединение космических спутниковых групп, общий рынок специалистов. Казахстан сейчас обладает тремя спутниками ДЗЗ, способными проделать колоссальный объем работы: за сутки один спутник может снять 220 000 квадратных километров, а спутник KazEOSat-2 — 1 млн кв км. Если использовать спутник только для интересов Казахстана, то он будет загружен на 20−30%. Поэтому основной потенциал отрасли в экспорте услуг, другими словами, надо создавать в регионе общий рынок ДЗЗ.

49ae3c6838a7f4e1b68380c680b.jpeg

— Как вы оцениваете экспортный потенциал спутников ДЗЗ Казахстана?

— Ежегодно рынок растет на 30%, но усиливается и конкуренция. Экспортный потенциал космических продукции и услуг Казахстана можно оценить в 20−25 млн долларов в год при условии качественного менеджмента, непрерывной модернизации и развития частной инициативы. Например, мы планируем построить полярную станцию для приема снимков. Она позволит увидеть все витки спутника, и тем самым многократно увеличится скорость получения снимков.

KazAeroSpace является официальным дистрибьютором снимков KаzEOSat-1и KazEOSat-2 по всему миру, имеются предварительные заказы, и в скором времени мы приступим к экспорту казахстанских космических снимков. Кроме того, мы являемся дистрибьютором компании Airbus Defence and Space — это подразделение всемирно известной Airbus Group, ответственное за оборонную и аэрокосмическую продукцию/услуги.

4f019a36a431d4c94db35aec528.jpg

— Что является, на ваш взгляд, самым большим на сегодняшний день достижением компании KazAeroSpace?

 — Для нашей компании самое главное — непрерывный рост компетенции, именно через прирост человеческого капитала мы стараемся оценивать свои результаты. Политика компании такова, что мы инвестируем большую часть дохода в НИОКР и обучение специалистов, в поиск новых решений.

— Илон Маск активно покоряет рынок космических технологий. В чем, по-вашему, заключается секрет успеха компании SpaceX?

— Попробуем осознать простую истину: космическая область является локомотивом развития всех отраслей. Инженер и бизнесмен Маск может и захватил 70% рынка, но только легкого класса ракет, опередив такую космическую державу как Россия. «Фактор Маска» влияет на расклад сил в глобальной геополитике, ведь ракетные технологии — это технологии двойного назначения.

Илон Маск знает, как повлиять на себестоимость, как добиться эффективности и улучшить оперативность принятия решений, он притягивает лучших специалистов. Кстати, новый казахстанский спутник будет доставлен на орбиту ракетой компании SpaceX, которая наглядно демонстрирует, каких высот позволяет достичь развитый частный сектор в сочетании с инвестициями.

Вместе с тем считаю, что создать в Казахстане такой же центр компетенции и роста вполне реально. Для этого надо пересмотреть подходы к развитию отрасли, начиная с самоидентификации и поиска места в пространстве глобального рынка космических услуг.

4dc85cf22dfd10d14bacefb95af.jpeg

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Казкосмос Баглан Казиев

22.10.2018 • 12:54 2945

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Казахстанские спутники могут проделать колоссальный объем работы
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика