USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
64051.40$
-554.500

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство

О проблемах казахстанских виноделов рассказал генеральный директор АО «Бахус» Анатолий Киселев

10488

В этом году компания «Бахус» отмечает свое 70-летие. Основанное в 1948 году предприятие сегодня – один из ключевых игроков в винодельческой отрасли Казахстана. Современное оборудование, инновационные разработки, квалифицированные специалисты, а, главное, качество выпускаемой продукции помогли компании не только пережить годы сухого закона, но и занять лидирующие позиции на отечественном рынке виноделия. О том, какой путь прошел завод почти за три четверти века, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе организации бизнеса в постперестроечное время и планах на будущее, в интервью «Капитал.kz» рассказал Анатолий Киселев, генеральный директор АО «Бахус».

– Анатолий Цаевич, как вы оцениваете работу компании за 70 лет ее существования? В чем залог успеха на протяжении столь длительного срока?

– Наше предприятие, как и винодельческая отрасль в целом, переживало и взлеты, и падения. Конец 40-х – начало 80-х годов ознаменовался расцветом виноградарства по всему Казахстану. Разбивались виноградники, открывались заводы первичного виноделия, много сил закладывалось под научную базу виноградарства в республике. Это, бесспорно, были годы расцвета и нашего завода в частности.

С момента основания предприятие наращивало темпы производства и расширяло ассортимент выпускаемой продукции. Изначально мы выпускали только шампанское, затем организовали завод по производству тихих вин, а уже в 70-х годах наладили производство коньяка. Наше предприятие служило флагманом отечественного виноделия. Многие разработки наших специалистов в дальнейшем использовались по всему Советскому Союзу. Продукция завода высоко оценивалась как на всесоюзных, так и на международных конкурсах.

Однако в ходе печально известной антиалкогольной кампании, проводимой в 80-х годах в СССР, были уничтожены колоссальные площади виноградников. С 1985 по 1989 годы объемы производства шампанского на предприятии снизились в 3 раза, вина – в 10 раз, коньяка – в 4 раза. Мощности завода пришлось частично перепрофилировать на производство коктейлей, минеральной воды и растительного масла.

Только с 1989 года винодельческая отрасль начала возрождаться, но нанесенный сырьевой базе урон теперь достался национальным производителям. В результате многие из них ушли с рынка. Остались только те, кто занимался сохранением виноградников, поддерживал связь с виноградарями других стран и всячески оберегал и диверсифицировал свои производства.

ОАО «Бахус» организовано в ноябре 1995 года. Команда единомышленников и высококлассные профессионалы, которые продолжали работать даже в самые сложные для отрасли времена, помогли предприятию не только восстановиться, но и выйти на новые высоты. Именно благодаря коллективу, людям, прекрасно знающим свое дело, мы сегодня уверенно смотрим в будущее.

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство 81197 - Kapital.kz

– Как вы можете охарактеризовать текущее состояние винодельческой отрасли в Казахстане?

– В настоящее время состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать как убыточное. И основная причина этому – отсутствие государственной программы, которая бы предусматривала субсидирование отрасли в необходимом для ее развития объеме. Несмотря на то, что в республике достаточно много программ господдержки отечественных производителей, направленных на развитие приоритетных секторов

экономики, таких как «Дорожная карта бизнеса-2020», «Агробизнес-2020» и другие, винодельческая отрасль не попадает ни под одну из них.

Мы, имея свои виноградники, не можем получить субсидии в рамках действующих госпрограмм. Допустим, предприниматель хочет выращивать виноград, соответственно, для этого ему необходим определенный стартовый капитал. При этом срок окупаемости инвестиций в этой сфере составляет как минимум 4-5 лет, государство же по программе субсидирования сельхозпроизводителей осуществляет возврат только 40% от общей суммы вложенных средств. В результате никто не хочет заниматься таким невыгодным долгосрочным проектом.

Отсутствие необходимых условий для развития привели к тому, что площади виноградников в Казахстане с 27 тыс. гектаров сократились до 5-6 тыс. гектаров. В данный момент кризис достиг угрожающих размеров. Средняя урожайность в отрасли сократилась с 10 тонн винограда с гектара до 3 тонн. Сегодня казахстанским виноградарям жизненно необходима государственная программа по восстановлению и уходу за плодоносящими виноградниками. Это позволит крупным сельхозтоваропроизводителям целенаправленно заниматься выращиванием этой ягодной культуры.

– С какими еще проблемами сталкиваются отечественные виноделы?

– Еще одно препятствие – это недобросовестная конкуренция. Импортеры винодельческой продукции сейчас находятся в более выгодном положении, нежели отечественные производители. Регистрируя декларацию о соответствии продукции требованиям Евразийского экономического союза (ЕЭС), импортеры ограничиваются лишь двумя техническими регламентами: «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Законом нормы установлены, но на практике получается так, что отечественный производитель алкогольной продукции их исполняет в полном объеме, а импортер – лишь частично.

Зачастую бывают случаи, когда некоторыми недобросовестными импортерами в Казахстан завозятся винные напитки с добавлением каких-либо ароматизаторов, но декларируются как вино. Хотя такая продукция не соответствует межгосударственным ГОСТам и относится к категории ликеро-водочных изделий. В магазине на одной и той же полке могут стоять напитки АО «Бахус» и импортного производства, только наше вино по качественным и органолептическим показателям соответствует ГОСТу, а отдельный импортный продукт иногда даже вином назвать-то и нельзя.

Таким образом, недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство. По ставке акцизов на 2018 год акцизный налог на ликеро-водочные изделия крепостью 10-12% составляет 227,5 тенге за литр, тогда как зарубежные поставщики уплачивают всего 35 тенге за литр как за вино. Получается, что только с одного литра государственная казна теряет 192,5 тенге. Если гипотетически принять, что в общем объеме импорта вина, который составляет $42 млн, или 11 млн литров, на группу так называемых «вин» приходится 1 млн литров, а это не менее 10%, то сумма потерь для государства составит 192,5 млн тенге.

Казахстан отменил все ограничения по количеству и качеству импортируемого алкоголя. Лицензии выдают всем компаниям, желающим работать на казахстанском рынке, не думая об угрозе, которую они представляют для отечественных производителей. В то время как Россия, наоборот, защищает интересы своих виноделов и создает все новые барьеры для импорта.

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство 81199 - Kapital.kz

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для защиты внутреннего рынка?

– Одним из механизмов защиты винодельческой отрасли будет принятие Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности алкогольной продукции» в рамках ЕЭС, где детально прописана вся терминология. Правда, его согласование ведется еще с 2011 года, а принятие отложено на неопределенный срок. Защитить внутренний рынок

от наплыва импортных аналогов также можно с помощью дополнительных технических барьеров, как принято во всем мире. А именно через органы сертификации и аккредитованные лаборатории. Другими словами, чтобы получить декларацию соответствия, импортируемый продукт должен быть идентифицирован в рамках нормативных документов РК. Только после этого ему могут присвоить категорию алкогольной продукции и произвести соответствующие налоговые отчисления в госбюджет. Но для этого необходимо принять ряд законодательных актов, которые исключат определенные разночтения в действующем законодательстве.

Надеемся, что в скором времени ситуация изменится к лучшему. Тем более что глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана также акцентировал внимание на отсутствии целостной политики по защите граждан от некачественных и опасных для жизни товаров и поручил правительству принять соответствующие меры. Ожидается, что со следующего года начнет работу единый комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг, который наряду с экспертизой лекарственных средств и детских товаров будет проверять и продукты питания, в том числе и напитки. На мой взгляд, такое нововведение не только положительно скажется на здоровье населения, но и станет серьезным подспорьем для развития винодельческой отрасли Казахстана.

– Насколько развита конкуренция в этой отрасли и какова ваша доля?

– Конкуренция на казахстанском винодельческом рынке довольно жесткая. В целом по республике по коньяку представлено более 100 производителей, включая импорт, по шампанскому и игристым винам – более 130 производителей, а по вину – почти 200 производителей. По данным международной исследовательской компании Nielsen, мы занимаем одну из лидирующих позиций на рынке по продажам в натуральном выражении (в литрах, – ред.). В сегментах «коньяк» и «игристые вина» наша доля в ключевой рознице составляет 45% в натуральном выражении.

Мы ежегодно анализируем ситуацию на рынке, отслеживаем спрос потребителей и корректируем свою ассортиментную линейку. Сегодня в портфеле компании насчитывается более 60 наименований продукции, включая коллекцию премиум-класса. Кстати, наши марочные коньяки и выдержанное шампанское входят в сувенирный набор многих казахстанцев и иностранных туристов. Ассортиментный ряд для масс-маркета мы развиваем, прежде всего, с учетом предпочтений локальных потребителей.

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство 81201 - Kapital.kz

– Анатолий Цаевич, чем, на ваш взгляд, вы выгодно отличаетесь от конкурентов?

– Во-первых, наличием 70-летней истории. Мы, пожалуй, единственное предприятие на винодельческом рынке Казахстана, которое может похвастаться жизненным циклом длиною почти в три четверти века. Во-вторых, в нашем распоряжении имеются виноградники, первичное и вторичное производство, огромный парк бочкотары для выдержки коньячных спиртов, современная материально-техническая база, развитая инфраструктура, вплоть до собственного железнодорожного тупика, который оптимизирует процесс доставки сырья и отгрузки готовой продукции в регионы и, конечно же, высококлассные специалисты. Все это позволяет производить качественную продукцию по доступной цене. То есть мы предлагаем потребителям честное соотношение цены и качества, а это в свою очередь повышает лояльность и доверие к бренду. И, наконец, еще одно наше конкурентное преимущество заключается в том, что только мы на территории Средней Азии производим выдержанное шампанское по классической французской технологии.

– Какие передовые технологии вы намерены внедрить в ближайшее время?

– Несмотря на то, что сам процесс получения вина вот уже несколько тысяч лет не претерпел значительных изменений, технологии, которые облегчают работу винодела, обновляются с каждым годом. В основном речь идет об автоматизации технологических процессов и роботизации производств. Чтобы быть в тренде, наши специалисты на регулярной основе мониторят и изучают технологические новинки, используемые в винодельческой отрасли. Что-то кардинально менять мы пока не планируем, так как за последние 15 лет мы и так провели полное техническое перевооружение завода. В том числе реконструировали шампанское и коньячное производства с заменой оборудования розлива для разных емкостей и конфигураций. Могу с уверенностью сказать, что сегодня наш завод оснащен самым современным и высокотехнологичным оборудованием от ведущих производителей Германии и Италии, способным выпускать до 12 млн литров различной продукции в год.

– Во сколько обошлось техническое перевооружение завода и какую еще сумму вы планируете инвестировать в дальнейшем?

– Инвестиции в модернизацию производственного предприятия – это всегда достаточно крупные затраты. И назвать какую-то конкретную сумму и сказать «вот столько-то планируем потратить» нельзя. Все, кто связан с производством, это прекрасно понимают и знают, что вложения в оборудование необходимо делать на постоянной основе: что-то морально устаревает, что-то изнашивается и требует замены. Но мы ежегодно в бюджет предприятия закладываем суммы, предназначенные на техническое перевооружение. В отдельные годы размер инвестиций составлял порядка 500 млн тенге.

Недобросовестные импортеры обманывают не только потребителей, но и государство 81203 - Kapital.kz

– Существует мнение, что по мере роботизации бизнес-процессов потребность в человеческих ресурсах будет снижаться. Какой, на ваш взгляд, будет роль человека в винодельческой отрасли?

– За хорошим вином стоит кропотливый труд и опыт многих поколений виноделов, а главное – уважение и любовь к своему делу. Вино – прежде всего, люди, которые задействованы в получении этого продукта. А это, поверьте, очень сложный и долгий путь, который требует особого терпения, полной отдачи и каждодневного внимания. Конечно, можно автоматизировать линии, минимизировать участие человека в процессе производства, но только человеческие руки, опыт и интуиция подскажут виноградарю, когда наступит оптимальное время для сбора урожая. Ведь даже при наличии всех необходимых физико-химических показателей, только органолептическая оценка достоверно скажет виноделу, когда вино вберет в себя весь вкус и аромат, заложенный природой. Я уверен, что виноделие всегда будет происходить при полном участии человека.

– Что для вас значат понятия «корпоративная культура» и «социальная ответственность бизнеса»? Какая роль им отводится в АО «Бахус»?

– Достижение баланса коммерческих интересов, ожиданий общества и создание комфортных условий труда для сотрудников – одна из первостепенных задач для руководства любого предприятия. Для нас корпоративная культура – это соблюдение моральных и этических норм, ведение бизнеса в правовом русле и ответственность перед партнерами. В понятие «социальная ответственность» мы, прежде всего, вкладываем добросовестное отношение к сотрудникам компании и их семьям. Важно осознавать, что за тобой стоят и работают люди, за которых ты, как руководитель, несешь полную ответственность.

Для своих сотрудников мы постарались создать все необходимые условия труда. У нас есть все: конкурентоспособная заработная плата, полный социальный пакет, льготное питание в столовой, бесплатное посещение тренажерного зала и медицинское обслуживание в лечебно-диагностическом центре на территории предприятия. Детям сотрудников предоставляются места в ведомственном детском саду. Не забываем мы и о своих пенсионерах – людях, которые помогали в становлении компании в сложные годы, оказываем материальную поддержку ветеранам Великой Отечественной войны, участвуем в различных благотворительных проектах. На социальную сферу мы ежегодно выделяем порядка 21 млн тенге.

– Как вы думаете, будет ли 2018 год успешным для компании?

– Я на это очень надеюсь, так как год в целом складывается удачно. Это подтверждают и цифры. Для сравнения: за 9 месяцев этого года мы уже произвели 6,88 млн литров продукции. Это на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Насколько 2018 год станет успешным для компании, покажет время, а именно начало следующего года. Хотелось бы отметить, что продукция завода реализуется по всему Казахстану, обеспечивая максимальное покрытие рынка как в ключевой рознице (гипер- и супермаркеты), так и в линейной (мини-маркеты и «магазины у дома»). Другими словами, наши напитки представлены в 95-97% точках розничной торговли, включая сеть специализированных магазинов АО «Бахус».

– Анатолий Цаевич, как вы планируете развиваться в дальнейшем?

– За 70 лет работы нам удалось сделать очень много, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Наоборот, этот юбилейный год – новая отправная точка в развитии компании. Но, как и прежде, мы будем производить высококачественные напитки из натурального сырья, соответствующие потребностям и ожиданиям потребителей. К тому же казахстанцы потихоньку начинают разбираться в мире вина и уже способны отличать качественный продукт от некачественного.

Мы строим довольно амбициозные планы на будущее, и один из них – выход на внешние рынки. На сегодняшний день ведутся переговоры с такими странами, как Китай, Южная Корея, Япония и Россия. Для реализации поставленной задачи мы планируем использовать инструменты господдержки отечественных экспортеров. Мы уже встречались с представителями Внешнеторговой палаты Казахстана и экспортной страховой компании KazakhExport. Надеемся, что в скором времени продукция Made in Kazakhstan займет достойное место на зарубежных прилавках. Тем более что нам есть что предложить даже самой взыскательной и искушенной публике.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.