Как успешный брокер стал актером, а затем и кинопродюсером
Почему создатели фильма «Финансист. Игра на вылет» брали пример с работ Оливера Стоуна
4 октября на большие экраны страны вышел новый казахстанский фильм «Финансист. Игра на вылет». Генеральным продюсером картины выступил Ерболат Байганин, известный финансист и брокер, основатель брокерской компании «Номад Финанс». Он раскрыл некоторые особенности финансовой кухни этого проекта.
Общеизвестно, что сферы большого кино и финансов – не самые благоприятные для здоровья из-за присущего им напряжения. «Профессиональная болезнь брокеров – кардионевроз», – признается в беседе с «Капитал.kz» Ерболат Байганин. Именно эту фразу авторы вложили и в уста одного из главных персонажей картины.
Но что опасней? «Нервное напряжение брокера и продюсера – несопоставимы. В кино я дилетант, но мне повезло дебютировать с хорошей командой и у меня не было такого напряженного ритма. Конечно, я волновался, но ведь любое дело, за которое берешься, хочется сделать хорошо, – признается Ерболат Байганин. - Стресс в киноиндустрии существует, но несопоставим с тем, что сопутствует работе брокера. Оперируя чужими деньгами, испытываешь сильнейшее давление. Если в финансовой сфере ты пенсионер в 45 лет, то трейдеры и брокеры выходят из игры в 36».
В финансах Ерболат Байганин с начала 90-х. Он закончил Московский гуманитарный университет с дипломом историка-политолога, но время для академической карьеры было неблагоприятным. Поэтому он с благодарностью принял приглашение Бахыта Нурумбетова, основателя алматинского фондового рынка, присоединиться к команде трейдеров. «Бахыт часто повторял: «Финансист – это человек, который одним росчерком пера зарабатывает миллион». Утаивая при этом подробности предшествующей этому титанической работы», – вспоминает Ерболат Байганин.
Долларовым миллионером Ерболат Байганин стал в начале 2000-х. На фоне глобального финансового кризиса конца того десятилетия состоялось его знакомство с другим ключевым персонажем финансового рынка страны – Тимуром Турловым. Некоторое время они работали вместе, затем Ерболат Байганин сконцентрировался на собственных инвестиционных проектах в Дубае. «Параллельно меня стали приглашать сниматься в кино в ролях банкиров, инвесторов. Много не платили, но и я не смотрел на гонорары, – вспоминает Ерболат Байганин. – Вообще звезды первой величины казахстанского кино зарабатывают до $1 тыс. за съемочный день. Это по любым меркам неплохо».
Свой фильм Турлов и Байганин задумали снять в 2015 году, на фоне усиления недоверия к финансовой системе в стране. «Правильных фильмов на эту тему мало. Как правило, брокеры показаны мошенниками, обманщиками, которые обворовывают своих клиентов. Например, возьмем оскароносный фильм «Волк с Уолл-Стрит». Там показана реальная история мошенника, но это про обманщиков, а мы хотели снять про наших казахстанских парней, – делится своими мыслями Ерболат Байганин. – На самом деле нечистоплотных финансистов не больше, чем в любой другой сфере. Основу системы составляют крепкие честные профессионалы. Хорошо о фондовом рынке было рассказано в фильме «Уолл-Стрит» Оливера Стоуна, где играл Майкл Дуглас. Поэтому ориентир был на него. В нашем фильме есть отсылки на эту картину. Например, когда наши герои отмечают успешную сделку, они смотрят кино, а на экране они видят фильм «Бойлерная» с Беном Аффлеком, герои которого, в свою очередь, смотрят «Уолл-Стрит».
Бюджет фильма составил $0,5 млн, основной инвестор – Тимур Турлов. «Это серьезный фильм, в котором отражена реальность. В центре сюжета завод, испытывающий финансовые трудности. Весь фильм построен на нашем опыте, на тех вещах, которые проходили на нашем рынке. Например, за основу был взят период проведения IPO Актюбинского завода металлоконструкций. Завод в фильме – вымышленный, но основа – реальная», – рассказывает Ерболат Байганин.
Наше желание обсудить детали бухгалтерии создания фильма не встретило понимания. Что же касается элементов «красивой жизни», показанных в фильме, то Ерболат Байганин признал, что и автомобиль Porshe, и особый виски – отражение реальной жизни. Эти атрибуты удалось получить для фильма на условиях продакт-плейсмент, но общий полученный таким образом бюджет значительной роли не сыграл.
Проект стартовал в начале 2016 года, но по разным причинам Ерболат Байганин поменял три команды, прежде чем нашел идеальных исполнителей. По воспоминаниям нашего собеседника, он сам долго изучал кинодраматургию и смог разработать хороший синопсис, который и лег в основу сценария. «В этом фильме мы доступно рассказываем историю завода, который попал в кредитную кабалу к банку. Мы объясняем, что такое сложный процент, и что те кредитные ставки, которые есть на нашем рынке, неподъемны для предприятий реального сектора. Но помочь решить проблему помогает фондовый рынок, который дает потенциальным заемщикам возможность получить мягкие длинные деньги», – раскрывает фабулу сюжета Ерболат Байганин.
Об успехе проекта на основе короткой пока прокатной судьбы Ерболат Байганин судить не берется. Но, как правильный финансист, надеется на возврат инвестиций. Ведутся переговоры о показе картины в странах СНГ, планируется участие в кинофестивалях. «Будет ли новый опыт – не думаю. Мы хотели создать хорошую вещь, она получилась, а дальше – жизнь покажет», – говорит в заключение финансист и кинопродюсер.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.