По данным сайта премьер-министра РК, ежегодно в Казахстане образуется до 6 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). За восемь месяцев 2018 года этот показатель составил 3,2 млн тонн, из них переработано и утилизировано около 330 тыс. тонн, что составляет 10,5%. В 2017 году — 9%, а в 2016 — 2,6%. По данным Минэнерго, сегодня в стране функционирует более 130 предприятий, сортирующих и перерабатывающих отходы.
Изучив рыночные показатели, Вячеслав Попов увидел перспективы в направлении переработки вторсырья и организовал собственный динамичный проект «Алматы Утилизация». «Лет пять назад я увидел, что другие страны относятся ко вторсырью очень бережно. Уже тогда тренд переработки полного цикла отходов стремительно нарастал. Было понятно, что тут есть определенные перспективы и этим нужно заниматься. Но чтобы заниматься таким бизнесом, на старте должны быть большие ресурсы: финансовые, административные, квалифицированный персонал», — сказал бизнесмен. О том, как договориться с конкурентами, о влиянии команды на успех проекта и выбор своего направления Вячеслав Попов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Сварка, резка, лопата, молоток
Я всю жизнь занимаюсь предпринимательством. Идею вынашивал последние лет пять. В итоге мы стартанули с 10 млн тенге. Сняли базу, подготовили несколько коммерческих предложений, съездили на переговоры, наняли людей, купили примитивные инструменты труда (сварка, резка, лопата, молоток) и начали работать. Лет пять назад я увидел, что другие страны относятся ко вторсырью очень бережно. Уже тогда тренд переработки полного цикла отходов стремительно нарастал. Было понятно, что тут есть определенные перспективы и этим нужно заниматься. Но, чтобы заниматься таким бизнесом, на старте должны быть большие ресурсы: финансовые, административные, квалифицированный персонал. Особенно высокие требования к квалификации людей ввиду того, что это сложные производственные циклы.
Участие государства в этой индустрии обязательно. Пока государство не приняло политику и программу развития именно отрасли вторичной переработки, она так и оставалась в зачаточном состоянии. С другой стороны, когда государство вмешивается в отрасль и бизнес, наступают большие перекосы. В частности, в Казахстане появляются компании-монополисты, которые имеют большие административные и финансовые ресурсы, по сути, ничем неограниченные. Единственное их ограничение это умение создавать процессы и бизнес.
Утилизация, наверно, больше относится к обрабатывающей промышленности. Перед запуском проекта я говорил, что буду этим заниматься. Сначала все скептически отнеслись к идее. Когда мы начали расти и взяли первых крупных клиентов, на нас стали обращать внимание. Сейчас в плане нефинансовой поддержки мы ведем переговоры с Нацпалатой, прорабатываем новые бизнес-планы, финмодель, исследуем рынок в целом. Через «Даму» ведем переговоры на получение кредита под развитие. Есть небольшая проблема в том, что мы по закону стартап и можем получить субсидирование до 19 млн тенге. Но даже это было бы неплохо, чтобы закупить первичное оборудование. Все, что у нас было с партнерами, мы уже вложили.
Акимат также вначале отнесся скептически к идее, но позже несколько департаментов на ура восприняли идею, и сейчас мы прорабатываем участие в реализации и закрытии потребности акимата по раздельному сбору мусора.
Монопольный рынок?
Как показывает опыт, на рынке Казахстана, в частности, буду говорить про Алматы, было порядка 10 проектов, которые пытались заниматься утилизацией. Они вспыхивали и затухали. Было много компаний, занимающихся вывозом и сортировкой твердых бытовых отходов. Сейчас для физических лиц рынок устоялся, есть явный лидер — компания АО «Тартып», наши хорошие друзья. У нас есть совместные проекты. Мы с ними периодически советуемся. Можно сказать, что они монополисты по рынку ТБО в Алматы. Больше 80% рынка им принадлежит точно. За оставшиеся 2% борются 180 компаний. Этот рынок большой и интересный. И в развитых странах утилизацию ТБО называют дополнительным золотом. Отходы генерируются постоянно. Суть деятельности — научиться собирать эти отходы в большом количестве. Когда ты этому научишься, ты можешь ставить сортировочный либо перерабатывающий комплекс. Пока у тебя нет достаточного объема сырья, любое производство будет заведомо убыточным.
Изучая эти моменты, я понимал, что тут будет много денег, но за них будет ожесточенная битва. Сейчас, когда рынок сложился, я заметил, что при поступлении металла на базу как сырья вместе с ним поступают автошины, пластик, отработка машинного масла, аккумуляторы, стекло. Я в определенный момент задумался: а куда все это девается? Начал исследовать рынок. Оказалось, что он живой. На все это есть «черный» покупатель. Чаще всего компании неофициальные, не дают никакой документации, работают только с наличными. Самый сложный рынок — это рынок отработки машинного масла и аккумуляторов. По сути, официально работают одна-две компании. Остальной рынок — теневой.
Но мы все-таки решили на него идти и начали с того, что умеем: со сбора, сортировки и утилизации металлолома. Собираем несколько видов фракций — это черный металл. Сортируем его, подготавливаем. Эти заготовки отправляем на три завода, которые производят из него продукцию на экспорт. Как показывает мировая практика, использование вторичного сырья в первичном изделии значительно сокращает его себестоимость. Если мы хотим стать конкурентоспособной страной и идти на экспорт, то во всем, что мы производим, желательно использовать вторичное сырье, потому что оно дешевле. Научившись его сортировать и заготавливать, можно сильно снизить себестоимость нашей продукции и быть конкурентоспособными на экспортных рынках.
Глобальная идея — это помочь Казахстану стать конкурентоспособным, поднять в целом отрасль вторичного сырья (именно раздельного). Тут проблема в том, что отсутствует первичная культура у тех, кто его генерирует. На рынке уже сложилось развитие культуры. Есть один качественный игрок, который подходит к этому с умом. Это компания «Тартып».
Глобальная миссия
Для себя мы выбрали нишу — это работа с юридическими лицами. Наша глобальная миссия — помочь компаниям сформировать у себя культуру раздельного сбора сырья, который можно использовать вторично, с целью переработки. Например, если это металлообрабатывающее предприятие, мы их учим сортировать отходы по разным контейнерам в начале работы. Лучше это делать в месте образования отходов, чем потом пытаться на базе все рассортировать, когда будет большое количество примесей. Если сортировать на месте, то за частоту можно не переживать.
В чем наше отличие от большинства конкурентов? Обычно за вывоз ТБО платит организация. Мы кардинально изменили эту схему и сами платим организациям за весь тот «мусор», который вывозим. В этом наше принципиальное отличие от компаний, которые занимаются сбором ТБО от физических лиц. Также мы помогаем сформировать эту культуру и объясняем, какие фракции как сформировать. Не исключено, что в местах большого формирования вторичного сырья мы будем ставить первичные станки по заготовке.
Подводные камни на пути
Большая проблема этой отрасли — дорогая логистика. К примеру, собрали мы 1000 пластиковых бутылок (каждая весит 35−40 граммов). Чтобы их вывезти, нужно платить за рейс грузовика. Если это твой грузовик, его примерная себестоимость около 11 тыс. тенге. Если наемный, около 25 тыс. Даже если купить тонну пластика за ноль тенге, по приезде на базу он уже будет стоить 25 тыс. Полежав на ней несколько дней, он опять вырастет в себестоимости, потому что есть прямые и накладные расходы, такие как аренда базы, персонал
Нашей командой мы выбрали приоритетные отрасли для старта. Это направления, где первичное сырье весит много: металл, аккумуляторы, пластик, еще мы рассматриваем прессованную бумагу и, может быть, стекло. Сейчас запущено направление по металлу, пластику, аккумулятору и сбору, обработке машинного масла. Еще есть определенная проблема в том, что рынок привык работать «вчерную». Коррупция и большое колличество проверок ведет к тому, что отрасль еще долго не будет развиваться. Пока есть спрос, будет предложение. Если есть спрос на печное топливо, его всегда будут производить. Пока существует теневой рынок, многое будет уходить в него, т. к. там нет налогов, квалифицированной рабочей силы. Даже с учетом наших хороших контрактов и маржинальности мы становимся неконкурентоспособными. С другой стороны, государство сейчас развивает субсидирование и в целом отрасль. Но, к сожалению, до сих пор нет качественных компаний, которые могут делать полный цикл.
Сборщик и утилизатор
Я пришел к выводу, что лучше четко разделить для себя два понятия — сборщик и утилизатор. Сборщик — это компания, которая занимается переговорами, покупкой, логистикой, сборкой. А утилизатор — это компания, которая от сборщика получает большой объем сырья, везет себе на предприятие и дальше его перерабатывает. Мы на первом этапе в две отрасли рваться не будем. Сначала решили научиться собирать сырье. У нас есть четкое экономическое понимание, какой объем и по какой себестоимости нам нужен, для того чтобы дальше ставить следующий цикл переработки. Чтобы предприятие было рентабельным, ежемесячно нужно собирать около 200 тонн металла.
В вопросе рентабельности мне очень сильно помогли дружеские взаимоотношения с АО «Тартып», где руководители уже давно наступили на «всевозможные грабли» и помогают дельным советом. Возвращаясь снова к замкнутому циклу — рынок, по сути, монопольный. Но «коммерсам» на нем можно выжить, причем достаточно успешно. Для нас три-пять хороших клиентов — это уже большие деньги. На данный момент мы берем эффективностью и сервисом. С нами легче договориться по цене и условиям. Мы более гибкие, делаем продукт под клиентов.
На данный момент с BI Group мы запускаем пилотный проект — комплексная утилизация строительной площадки. Ввиду того, что с 2019 года изменятся требования к вывозу строительных отходов на полигон, это будет проблема для строителей. И, если ты понимаешь, в какую сторону развивается отрасль и какие у нее будут законодательные ограничения, можно попробовать сформировать продукт, который сейчас экономически не очень выгоден, но к моменту изменения, если ты с ним уже будешь на рынке, компании в первую очередь придут к тебе, на готовое решение. Изобретать велосипед несвойственно, особенно в Казахстане. Мы всегда стараемся взять готовое решение и применить его на нашем рынке.
Быть гибким, но не прогибаться
При всем этом, если правильно развивать индустрию и сбор-переработку вторичного сырья, мы достаточно быстро станем конкурентоспособными на экспортных рынках, если научимся из этого вторсырья производить качественную продукцию. Ввиду того, что мы молодые ребята, протекции от государства или еще кого-то за нами нет, мы решили начинать с малого. Мы растем большими объемами. У меня и моих партнеров такая идеология, что любого конкурента можно превратить в партнера. Выходя на рынок металлолома, мы были маленькие, нас никто не боялся, но при этом, когда начали расти, пришел более сильный конкурент. Я думаю, вопрос конкуренции — это вопрос каких-то ограничений в голове. С любым игроком рынка можно договориться либо о разделе сферы влияния, рынка, клиентов, либо о совместной деятельности.
Как только мы начнем собирать объем, будем ставить свои перерабатывающие предприятия. Пока мы сборщики и сортировщики. От крупных проектов пока отказываемся, потому что реально оцениваем свои силы. Наш приоритет — это средние предприятия Алматы и Алматинской области, которые занимаются производственной, хозяйственной деятельностью, обработкой металла, строительные компании. Именно у них образуются фракции: металл, пластик, бумага, аккумуляторы. Сейчас присматриваемся к стеклу и компаниям, у которых на балансе много старой автотехники. Ее нужно правильно утилизировать и демонтировать. С самого начала в стратегию мы закладывали коммерческую эффективность без госсубсидий и господдержки. Стараемся сами. Если получится поработать с государством, то мы готовы.