Бизнесмену Кайрату Кудайбергену давно и надежно присвоили статус self-made. Подрастающие сегодня в регионах казахстанцы зачитываются историей успеха молодого предпринимателя из поселка им. Кирова и грезят о таком же будущем — начать с мытья машин и добиться неплохих результатов в строительстве, IT, ресторанной индустрии и других сферах. У Кайрата Кудайбергена миллионная армия поклонников в социальных сетях. Не меньше и хейтеров. Чаще всего критики и негатива в адрес Кайрата особенно много после очередной проведенной благотворительной акции. Что сам бизнесмен думает об обвинениях в популизме, на чем он зарабатывает сейчас и как работает клуб «Трансформатор Казахстан» — в интервью для «Капитал.kz».
- Кайрат, мы сегодня встретились на Шымбулаке, вам предстоит полет на параплане. Не хватает адреналина, эмоций или работа настолько нервная и сложная?
— Наверное, нет, это философия жизни. Если ты хочешь быть успешным, результативным, тебе нужно общаться с теми людьми, которые дарят тебе позитив, делать вещи, которые дают энергию и, конечно, надо общаться с теми людьми, которые выше тебя во всех отношениях на пять голов. Это могут быть материальные, моральные практики, знания. Для меня, как для парня из аула, из поселка имени Кирова, было очень важно суметь проникнуть в какую-то среду, которая бы меня привела к росту внутренней мотивации.
- Полет на параплане для вас — это вызов самому себе?
— Это новый опыт, у меня есть свой список желаний.
- Сколько там пунктов?
— Сейчас там 62 пункта.
- Сколько вы уже перечеркнули?
— 38. Я этот список всегда ношу с собой, имею в виду — в своем сердце, ставлю галочки. Сегодняшний опыт будет связан с полетом на параплане с самой высокой точки нашего города.
- Давайте попробуем понять, как проживает один день Кайрат Кудайберген. Вы — «жаворонок», рано встаете, как распределяете свой день?
— На самом деле я «сова-жаворонок». Меня все спрашивают, как вы все успеваете? Я приучил свой организм к тому, что могу себе позволить поздно засыпать и при этом рано встаю. У меня не бывает усталости, нехватки энергии, просыпаюсь в 6 утра, в 7:00 я уже готов позавтракать, потом почту просматриваю, если надо, планерку провожу,
— Вы занимаетесь непосредственно самой разработкой?
— Да. У меня есть партнеры, и сейчас мы работаем над этим. Проект называется «Глюкомед», мы будем делать его мощным и нацеленным на рынок США, потому что больше всего людей, больных диабетом, именно там. В мире 169 млн человек страдает этим заболеванием, в Казахстане статистика показывает, что 338 тыс. человек, но на практике более 800 тыс. больных диабетом. Для нас это был звоночек, мы решили создать этот проект. Сюда пришел мой партнер Ердаулет, которому 25 лет, и он сам болеет диабетом I типа. Этот человек сам пришел с решением и мы коллаборировались.
— Давайте поговорим о строительстве, здесь какая работа вами проводится?
— Строительством мы занимаемся уже давно. Здесь несколько направлений и с инженерными сетями, и по благоустройству. Конечно, гражданское строительство самое важное. В течение полугода мы закончим наш новый объект в районе гольф-клуба «Жайляу» — 16 тыс. квадратных метров жилья планируем запустить. Это 5-этажные дома, которые, так скажем, среднего сегмента, но мы построили таким образом, чтобы он был больше к бизнес-классу. То есть человек за стоимость среднего жилья получает почти бизнес-класс. Там высокие потолки, почти 3 метра, делаем полный дизайн, показываем, что можно заказать такую-то мебель, делаем интересные инновационные решения по «умным» домам, начиная с климатических бесшумных пылесосов, которые встраиваются в стену.
- Сколько будет стоить такое удовольствие?
— От $1000 до $1500 за квадрат. Для такого качества стройки, которое мы даем, я считаю, что это классный оффер.
- То есть, если говорить об источниках доходов Кайрата Кудайбергена, мы можем говорить, что их два?
— На самом деле их больше. Есть ресторанный бизнес, мы создали уникальный ресторан интеллектуальной кухни, она очень близка к мишленовской, здесь вы можете попробовать такие интересные блюда, как черные манты из верблюжатины, попробовать рыбу тюрбо. Или наш фирменный салат с молодым лососем и молодым картофелем, который подается со свекольными «кораллами», или борщ в специальном исполнении от нашего шеф-повара, который подается со сметанковыми «кораллами». Сама подача — это шоу, оформление — это арт.
- Еще какие направления в бизнесе вы планируете развивать?
— Мы хотим построить пищевой комбинат. Ведем переговоры. Если мы все, наконец, сможем реализовать, у нас будет единый стандарт подготовки пищи высокого и качественного уровня для масс. Как это делает компания, которая обслуживает авиакомпанию «Эйр Астана». Определенная высокая степень обслуживания, которая будет проверяться через компьютеры, чтобы не было отравлений и подобного.
- Кайрат, вы же понимаете, что наша аудитория — это люди, которые, возможно, мотивируются вашей историей, равняются…
— Я вам одно могу сказать: история успеха у каждого человека своя, они не могут быть одинаковыми. Когда люди пытаются читать книги Уоррена Баффетта, Марка Цукерберга или Билла Гейтса и тоже хотят этот путь пройти, ну не пройдут они, не бывает так. Не бывает историй повторения успеха Стива Джобса, не бывает вторых Илонов Масков.
— Путь, может быть, и нельзя повторить, но можно повторить успех. Если говорить о вашем результате, насколько вы успешны в материальном плане? Можете назвать конкретную цифру — годовой оборот со всех ваших бизнесов?
— Я могу сказать, что успешен в первую очередь своим окружением, своей семьей. А те цифры, которые вы хотите услышать, я пока называть не буду.
- То есть мы не узнаем, сколько зарабатывает Кайрат Кудайберген?
— Пока нет. Я могу сказать, что тех денег, которые я зарабатываю, мне достаточно для того, чтобы вести свой life style, заниматься своими проектами, благотворительностью, делать социальные проекты. Так скажем, бахвальство в цифрах для меня не показатель.
- Если говорить о life style, это стало неотъемлемой частью имиджа современного предпринимателя. Например, Дмитрий Портнягин — человек, который задал тон в этом смысле, можно сказать, что вы следуете за ним?
— Дмитрий Портнягин — уникальный человек, друг, партнер по бизнесу. Да, у него есть свои фейлы, но при этом перечень его успешных проектов больше, чем провалов. Я смотрел, его многие хейтят, говорят, что он фейковый предприниматель. Но фейковый предприниматель не может позволить себе купить недвижимость в дорогих районах Москвы, не может позволить себе покупать автомобили и одеваться дорого. Люди, которые сами ничего не сделали, ничего не добились, им легко критиковать. Даже часть его пути не прошли. У нас ментальность такая: люди критикуют, но при этом сами ничего не делают. Если бы было так, тогда почему ты сам не встаешь, не поднимаешь свою пятую точку и не идешь работать, не показываешь результаты. Кухонные батыры и диванные войска не должны определять степень дохода и успешности другого человека.
- Кайрат, а «Трансформатор Казахстан» для вас — это элемент life style или все-таки бизнес?
— «Трансформатор Казахстан» — это мое детище, которым я безумно горжусь, безумно люблю этот проект. Для меня это не бизнес, и не life style, это обретение новой семьи. Объясню, почему. «Трансформатор Казахстан» как сообщество немного отличается от московского, мы больше дружим семьями. Есть такое понятие в бизнесе, называется «боль», то есть это та часть, которая не дает тебе развиваться. У нас есть свой чат «Трансформатор Казахстан», туда, например, кидают проблему — кто-то сталкивался с растаможкой объектов, которые связаны с токсичными отходами? Все молчат, и один пишет: «Я сталкивался, вот данные моего юриста, он расскажет, как это делается». То есть всегда находятся готовые решения.
- Сколько сейчас человек в клубе?
— Сейчас 60 человек, и мы дойдем от отметки 100, попридержим, чтобы не потерять качество. Мы вместе с ними ездим в горы, проводим семинары с тренерами, миллионерами, мультимиллионерами, которые могут сказать и посоветовать что-то. Мы сейчас планируем побывать в офисе Google, Tesla и Facebook, ведем переговоры, чтобы члены «Трансформатора» имели возможность посещать лучшие площадки.
- Сколько стоит членство?
— Членство недешевое, $12 тыс., по $1000 в месяц.
- На что эти деньги уходят?
— На организацию всего, ивенты, которые мы готовим с членами клуба.
- Вы с этого что-то зарабатываете?
— Честно скажу, это доход для меня побочный, он не имеет для меня значения.
- Ваша деятельность в сфере благотворительности… Вы успели уже заслужить и похвалу, и критику, негатив. Как вы сами оцениваете свою работу?
— Я считаю, что эту работу мы делаем ради Всевышнего, и для меня никакого значения не имеют люди, которые меня критикуют и хейтят. Пожалуйста, это их право, у каждого свои мысли. Всем, кто пишет слова поддержки, я хочу сказать спасибо. Потому что они мотивируют меня делать еще больше, но в первую очередь мы делаем это ради довольства Всевышнего. Это важно. Я недавно стал учредителем фонда «Ихлас» при Центральной мечети Алматы, мы вместе делаем социальные проекты. Акция, которая прошла недавно, в преддверии Дня знаний, — 1500 детей получили 1500 рюкзаков с канцелярскими товарами.
- Это все спонсировали вы конкретно? Из своего кармана?
— Клуб «Трансформатор Казахстан» выделил 1000 рюкзаков, собрали, деньгами скинулись, и 500 собрали ребята — имамы, те, кто работает в мечети, просто неравнодушные люди. Для нас это кейс, таких проектов очень много, 90% вещей мы просто не показываем. Ко мне на днях позвонила женщина, говорит: «Вы слышали про мальчика, который болеет „хрустальной“ болезнью?» Да, говорю, слышал. Она продолжает: «Мы столкнулись с такой проблемой, что в Шымкенте этих людей кинули, обманули, взяли деньги и исчезли». Я спрашиваю: что нужно? «Нам срочно нужны деньги», — отвечает. Я говорю: у меня 63 человека в списке, я не могу всех остальных двигать. Она выдает: «Вот нам дали ваш телефон, вы должны нам помочь». Я объясняю: я никому ничего не должен, это раз. Второе: у меня есть список людей, которым я помогаю в порядке очередности. Я не могу в угоду других людей двигать. И вы знаете, она такая возмущенная: «Ну ладно», и трубку бросила. А начинала она разговор так: «Здравствуйте, Кайрат, извините за беспокойство», а в конце чуть ли не послала меня. Вот культуру людей можно определить по таким вещам. Поэтому я говорю: с тем негативом, который есть, что я ради PR все делаю, на самом деле — нет. Все, что я делаю, все ради примера, чтобы показать, что у людей есть проблемы и надо их решать сообща.
- Давайте раз и навсегда ответим всем вашим хейтерам. Основной их посыл: вы проводите благотворительные акции, но не за свой счет. Вы не принимаете участия материально или это настолько смешные суммы, что не стоит о них говорить, но вы говорите. Что думаете по этому поводу?
— Деньги я выделяю. Как вам объяснить. Я не хочу говорить о суммах, но все, что мы делаем — благо, которое приходит от Всевышнего. Мы делаем очень много и определенный процент — 3% от бизнеса — я вкладываю в благотворительность. Это конкретно тот ответ, который я говорю всем своим хейтерам. 3% от бизнеса я вкладываю.
- Вы себя популистом считаете?
— Я не считаю себя популистом. Я считаю себя человеком, который делает тренды, делает что-то полезное.