«Запуск новой шоколадно-отливочной линии позволит увеличить производство шоколада и выпускать шоколад с различными начинками», — Марина Крестьянская, управляющая производством АО «Рахат», рассказывает о том, какие возможности фабрика получила с приобретением нового оборудования. Линия уже работает, и продукция, произведенная на ней, готова поступить в продажу.
Сегодня среднесуточная выработка на предприятии составляет 250 тонн. С каждым годом спрос на шоколад растет. Производственные мощности, которыми фабрика располагала до приобретения новой линии, не могли покрыть потребность полностью. С запуском новой линии это стало возможным. Более того, это дало возможность расширить ассортимент: на существующих линиях производитель планирует возобновить выпуск пористого шоколада, увеличить объемы производства шоколада с крупными добавками — вишней, клюквой, миндалем, арахисом.
Оборудование — за собственные средства
«Рахат» на сегодняшний день — динамично развивающаяся компания, лидер рынка и национальный производитель № 1. Мы разработали средне- и долгосрочную стратегию, частью которой стал запуск этой линии", — продолжает Константин Федорец, председатель правления АО «Рахат».
Новая линия — производства Германии, она позволяет выпускать около 50 разных видов шоколадной продукции. В нее инвестировано порядка 2 млрд тенге. «Хочу подчеркнуть, что „Рахат“ не привлекает внешнее финансирование и работает исключительно на собственных средствах. Создано 45 рабочих мест. Производительность достаточно высокая, чтобы обеспечить потребности рынка на данный момент. Затем мы перейдем к новому этапу собственной стратегии и в следующем году порадуем потребителя новыми продуктами, выпущенными по международным стандартам», — отмечает собеседник.
Поводы для пессимизма отсутствуют
По словам руководителя фабрики, ситуация на рынке в настоящее время не очень благоприятна для отрасли в целом: сильна зависимость от импорта, поскольку определенное сырье, прежде всего какао-бобы и большинство орехов, на территории Таможенного союза не выпускается. На стоимости производства отражается и падающий курс тенге. В то же время часть сырья, в частности муку, фабрика приобретает внутри страны: на поставку этого продукта заключены фьючерсные контракты (однако мука — объект экспорта для Казахстана, поэтому так или иначе рост ее стоимости будет происходить).
«Но больших поводов для пессимизма мы не имеем. Конечно, господдержка нам бы не помешала, потому что конкуренция со стороны российских и украинских производителей очень жесткая. Нам не нужны финансовые вливания, создание равных условий для всех игроков — важная часть нашего с государством общего дела. Со своей стороны мы сделаем все, чтобы избежать повышения цен на свою продукцию», — отмечает Константин Федорец.
На какие рынки может выйти «Рахат»
По словам главы фабрики, «Рахат» выполняет свои планы на этот год: рост к прошлому году — примерно на 7%, при этом растет не только выручка, но и операционная прибыль. «В планах достаточно смелые шаги: в ближайшие несколько лет мы хотим стать вертикально интегрированной многопрофильной компанией, которая зайдет в другие секторы пищевого производства. Это позволит нам укрепить свои позиции на фоне возрастающей конкуренции со стороны производителей СНГ, которые испытывают меньше давления в связи с недостатком местного сырья», — говорит Константин Федорец.
Стратегический инвестор фабрики — южнокорейская компания Lotte Group — структура с огромным опытом в пищевом секторе. Стандарты и политика группы — максимально сохранять традиции кондитерского производства на всех рынках присутствия, а это практически вся Юго-Восточная Азия и часть Европы. И вместе с тем группа выпускает большой ассортимент других пищевых продуктов, в частности напитки, снеки, мороженое
В настоящее время казахстанская фабрика экспортирует свою продукцию в 9 стран, в частности в Германию, также на азиатские рынки (очень сильно увеличивается объем поставок в Монголию и Афганистан) и в СНГ. Активно развивается кавказское направление — прежде всего Азербайджан (где компания выпускает продукцию под брендами местных партнеров) и Армения.
Также интерес к продукции «Рахата» выражает и Южная Корея. Партнеры провели дегустацию и исследование рынка и выбрали около 20 наименований продукции, которая очень подходит для корейского рынка — карамель и шоколад. «Сейчас мы проходим сертификацию на соответствие санитарным требованиям Южной Кореи, а они чрезвычайно высоки. Кстати, санитарные требования основной инвестор предъявляет и к нам для производства на казахстанском рынке», — заключает Константин Федорец.