Есть ли ценность ручного труда в век технологий?
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков, Иван Бекетов

07.09.2018 • 12:30 1588

Есть ли ценность ручного труда в век технологий?

История мастерской по дереву Ивана Бекетова

В стареньком неприметном здании расположилась столярная мастерская по дереву Ивана Бекетова. В двух небольших комнатах царит рабочий беспорядок. Всюду разбросаны материалы, что-то находится на стадии завершения, а что-то уже готово, но покрылось опилками, ожидая, когда попадет в руки следующего покупателя. Превратить обычную древесину в красивое изделие получится далеко не у каждого мастера: «Чтобы работать с деревом, важен не только навык, но и отношение к технике, с которой вы работаете. Не нужно ее бояться. Каждый раз, подходя к станку, внутренне ты готов к тому, что техника сильнее тебя», — говорит Иван Бекетов, собственник столярной мастерской. О ценности ручного труда, популярности без рекламы и кардинальном решении сменить когда-то сферу деятельности мастер рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

Иван Бекетов начинает свою историю с того, что около 10 лет посвятил себя журналистике, где занимался и редактурой, и написанием материалов, и версткой журналов. В один момент решил кардинально сменить сферу деятельности.

«Я задал себе вопрос: чего я хочу? Столярное мастерство стало не случайным выбором. С самого детства у нас дома был станок, и уже тогда я умел на нем работать. Все произошло очень быстро. Я просто сел однажды вечером и написал бизнес-план. Потом разослал его своим знакомым. И нашлись те, кто смогли мне дать нужную сумму на открытие дела. Через год я деньги вернул. Никаких других средств извне не привлекал. И вот, в этом деле я уже два с половиной года», — говорит мастер.

43b67dbab3bd05c39eb820f61a0.JPG

Продукция из древесины пользуется большим спросом и будет всегда популярна у покупателей. В основном мастер специализируется на изготовлении оригинальной посуды, профессиональных разделочных досок, столов. Многие изделия делает по заказу клиента. В умелых руках древесина превращается в настоящее произведение искусства. Иван рассказывает, что его идея состоит не в том, чтобы превратить это дело в масштабный бизнес, а чтобы получать от работы внутреннюю отдачу.

«Хоть это и ремесло, где нужно работать руками, оно мне помогает думать. Для меня это не совсем бизнес, а больше занятие для души, которое приносит прибыль. Я беру интересные мне заказы. Если закажут табуретки и предложат за них 10 млн, я за это дело не возьмусь. Чтобы работать с деревом, важен не навык, а отношение к технике, с которой вы работаете. Не нужно ее бояться. Каждый раз, подходя к станку, внутренне ты готов к тому, что техника сильнее тебя», — говорит собеседник.

За два года дело стало довольно успешным и о том, где заказать качественное изделия из благородных пород дерева, знают даже за пределами Казахстана. Изделия отправляют в Грузию, Россию, Канаду, США, Германию. Что удивительно, Иван не проводил никакого анализа рынка предварительно, а просто решил делать то, что нравится.

«Мы делаем пластику. Это скульптуры малых форм. Сейчас хожу на семинары по построению бизнеса и системы управления. Но я не верю в то, что можно построить бизнес-модель и работать по ней. Да, это работает, но не для меня. Это либо твое, либо нет. Точно так же, как нельзя научить писательскому мастерству, так и нельзя научить столярному. Ты либо можешь делать, либо нет. Даже если будешь учиться этому делу пять лет. Проверить это можно сразу, просто дав человеку деревяшку и попросить сделать из нее плоскость. Талантливы мы абсолютно все, но тут должна быть внутренняя предрасположенность — чувство дерева, его формы, эстетики. Привить это можно. Но нужно много смотреть, отслеживать тенденции», — рассказывает мастер о нюансах своей работы.

ac2b869f96b2648fac65b773723.JPG

b05c83135980ec0cdef216e19b1.jpg

d2b4f3148e045522d7d8ca433b6.jpg

Чтобы изделия пользовались спросом у покупателей, важно наличие высококачественного сырья. При выборе дерева необходимо учитывать его влажность и способность к так называемому сокодвижению, которое определяет степень спелости древесины. По структуре древесина бывает слоистой, прямослойной, аморфной и свилеватой. Качество сырья напрямую влияет на процесс деревообработки.

«Мы работаем с теми породами дерева, которые растут у нас в Казахстане. Это карагач, ясень, орех, дуб. Только дуб привозной. Работаем с несколькими поставщиками. Чтобы комфортно себя чувствовать, в среднем нам нужно делать заказов по дереву на 200 тыс. тенге в месяц. К примеру, вот это спил (показывает на массивный кусок дерева в углу комнаты), в среднем он стоит 70 тысяч тенге. Из него можно сделать стол или распилить. Это сушеный мебельный лес. Важно, чтобы он был правильно „приготовлен“. Технология такая: его загружают в печки и 40 дней выпаривают из него влагу. Качество леса зависит от содержания воды в нем. И обычно древесину мы проверяем на процент влаги в ней», — делится своими мыслями Иван.

Иван верит, что если дело твое, то все будет получаться легко. С самого начала мастер не делал упор на маркетинг. Есть страница в instagram, где можно найти лишь некоторые из работ. Но от этого количество заказов не уменьшается. В день в мастерскую приходит могут обратиться по три человека.

Цены на изделия мастера покажутся местному потребителю не самыми дешевыми. Высокая стоимость обусловлена натуральностью используемого материала, а также сложностью его обработки. Цены указаны в евро и долларах.

7b94c96c6ab222d8444725a3243.jpg

694d6d0e7f8ddbcdd0fb49ee8fa.jpg

0a1a4246a0942c5e07ada70b854.jpg

«Дерево мы покупаем за доллары и евро. Мы не привязаны к курсу. Я не могу себе позволить указывать в тенге, потому что все, что мы закупаем, мы закупаем в валюте. От этого и стоимость недешевая. К примеру, если брать мелкую предметку (ваза, пепельница, разделочная доска), в среднем она стоит в пределах 50 долларов, а крупная — 80 долларов», — поясняет собеседник.

Несмотря на то что столярное мастерство достаточно перспективное направление в бизнесе, Иван говорит, что ремесленный труд не оценен в нашей стране настолько, насколько бы мог. В среднем на изготовление тех же авторских досок (10 штук) уходит около 10−12 дней.

«Чтобы содержать такую мастерскую (платить за аренду, свет, выплачивать зарплату, оставлять что-то себе), минимальный доход должен быть 600 тысяч, — делится мыслями собеседник. — Это значит, что за рабочий день я минимум должен заработать 36 тысяч тенге. Вот и получается, что себестоимость одной доски около 50 тысяч. Дешевле я ее не продам. За два года таких досок было сделано около полутора тысяч. Просто мы забыли одно очень важное качество — ценность труда и мастерства. Я считаю, что наше ремесло должно цениться так же высоко, как и любой другой труд».

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес сырье ремесло мастерская по дереву Алматы резка по дереву

07.09.2018 • 12:30 1588

Поделиться
Есть ли ценность ручного труда в век технологий?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus