В Астане проводится комплекс мероприятий по улучшению бизнес-климата и привлечению инвестиций в строительный сектор. Так, главный макроэкономический показатель развития — валовой региональный продукт Астаны — с 2012 года увеличился более чем в два раза и составляет 11,1% от ВВП страны, сообщает пресс-служба акима столицы.
За период 2014—2017 гг. в столице объем выполненных работ вырос в 1,5 раза — с 400 до 600 млрд тенге. При этом объем выполненных работ иностранными компаниями вырос с 23% до 49% от общего объема.
Строительная отрасль в Астане на сегодняшний день занимает 10% внутреннего регионального продукта, в ней трудятся около 18% от общего трудоспособного числа населения. Она является «локомотивом» развития города. За период 2014—2017 гг. объем выполненных работ увеличился в 1,5 раза — с 400 до 600 млрд тенге. При этом объем выполненных работ иностранными компаниями вырос с 23% до 49% от общего объема. Строительная отрасль оказывает мультипликативный эффект на экономику города. Одно рабочее место в строительстве формирует десять рабочих мест в других отраслях экономики — промышленности, торговле, социальной сфере, сфере услуг и так далее.
Между тем столичный акимат продолжает работу по выявлению и развитию новых точек роста, оптимизации административных барьеров, возникающих у предпринимателей и инвесторов. В целях решения этих вопросов городом принята соответствующая Дорожная карта, согласно которой реализуется комплекс необходимых мероприятий. В частности, ведется работа по анализу существующих бизнес-процессов при выдаче документов на строительство. По результатам будет рассмотрено упрощение и сокращение процедур, реинжиниринг государственных услуг и перевод согласовательных процедур полностью в электронный формат на единую информационную систему. Ведь, уменьшив количество административных барьеров и упростив процесс согласовательных процедур, застройщики получают возможность снижать себестоимость квадратных метров, увеличивать оборачиваемость денежных средств. Улучшается также конкурентное поле для новых участников рынка, новых инвесторов.
Масштабная ревизия контрольно-надзорных функций госорганов для формирования благоприятной бизнес-среды проведена и министерством нацэкономики. В итоге были значительно снижены количество административных барьеров и нагрузка на бизнес, проведена цифровизация предоставляемых государственных услуг. А именно: введены запреты госорганам и финансовым организациям на требование печати на документах субъектов частного предпринимательства, упрощен порядок выдачи сертификата о происхождении товара при экспорте, введен инструмент факторинга и финансового лизинга для процедур банкротства и реабилитации. В целом до конца года со стороны государства планируется на 30% сократить количество предъявляемых к бизнесу требований и различного рода отчетностей и сведений.
Планируется также в ближайшем будущем принятие Закона РК «О естественных монополиях» и соответствующих подзаконных актов в его реализации для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны и улучшения конкурентоспособности бизнеса. В целях автоматизации процесса подачи заявок на утверждение тарифов естественных монополистов будет разработана и введена база «Монополист».
Кроме того, Центр стратегических инициатив (CSI) представляет информацию о состоянии казахстанского бизнеса в международных рейтингах, а также выдвигает предложения по повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса. В частности, для обеспечения устойчивости экономики экспертами центра предлагается направить все усилия на дальнейшее увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике города (в настоящее время этот показатель по Астане составляет 45%, тогда как по стране — 27%. — Авт.), а также вовлечение бизнеса в развитие новых производств.
«У Астаны есть потенциал по производству широкого перечня стройматериалов. Не менее интересна сфера туризма. Есть возможность проведения в городе низкозатратных ежегодных мероприятий в форме тематических фестивалей. Перспективным направлением также является строительство хранилищ. Есть большой потенциал и для развития IT-технологий, а также создание сети обслуживающих предприятий», — уверен директор по проектам Центра стратегических инициатив Бахытжан Саркеев.
Такого же мнения придерживаются эксперты Городского центра развития инвестиций Astana Invest. Специалистами центра определены 9 приоритетных стратегических секторов экономики, в их числе строительство, новое производство, торговля, спорт, креативный кластер и другие, то есть сектора, где будет сосредоточен основной вектор развития города.
При этом в строительной отрасли в качестве перспективного направления указано возведение недорогого и качественного жилья, то есть жилья комфорт- и экономкласса. Исходя из темпов роста населения, а это ежегодно минимум 40 тыс. человек, ожидается, что в течение пяти лет население города Астаны достигнет численности более 1,2 млн человек. Соответственно, потребность в дополнительном жилом фонде увеличится и составит около 6 млн кв. м с суммой инвестиций не менее одного триллиона тенге.
Растет также потребность в строительстве торговых объектов крупного формата на правом берегу города и торговых объектов экспресс-формата, расположенных на первых этажах жилых домов.
К слову, основной миссией Astana Invest является содействие развитию столицы посредством привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, работы по принципу «одного окна» для инвесторов в качестве регионального института развития на основе передового опыта ведущих агентств по привлечению инвестиций.
Со своей стороны, представители бизнеса говорят о высоких ставках по таможенным пошлинам на ввозимое сырье, используемое в производстве продукции, из-за чего отечественная продукция становится дороже (например, мыльная основа из пальмового масла для производства мыла), долгих процедурах предоставления инновационных грантов, усложненных требованиях при сдаче отчетов.
Также сложности возникают с выполнением требований финансовых институтов по предоставлению дополнительных залогов, отсутствии в консульствах торговых атташе для оказания содействия представителям бизнеса за рубежом (например, в Турции).
Предприниматели отметили также необходимость открытия международного фонда поддержки казахстанского бизнеса для оказания содействия и поддержки представителям отечественного бизнеса, работающим за рубежом.
Над всеми озвученными предпринимателями вопросами работает специальная группа, по ним определят решения для последующего их вынесения на Совет по конкурентоспособности при Правительстве.