Как устроен бизнес fast-fashion
АВТОР

14.08.2018 • 08:30 2043

Как устроен бизнес fast-fashion

Лайфхаки от казахстанского бренда одежды

Рустем Ермекбай, основатель казахстанской марки одежды SA sabyrzhanayrin, начинал свой бизнес с 35 тыс. тенге, в 2017 году оборот его сети составил более 330 млн тенге. «Я думаю, мы просто начали делать что-то, что лежало на поверхности, но не было уникального предложения со стороны производителей, готовых реализовать эту идею по доступным ценам — для народа и с креативными дизайнами», — объясняет бизнесмен свой успех. С деловым еженедельником «Капитал.kz» производитель делится опытом — как привлечь звезд для раскрутки своего бренда, не тратя на это деньги, когда выгоднее отшивать модели самим, когда — отдавать на аутсорс, и чем привлекателен сегмент масс-маркет.

Как найти бренд-амбассадоров

Первые инвестиции — те самые 35 тыс. тенге — очень быстро окупились. Сразу же я продал франшизу за $14 тыс., и на эти деньги открыл свой собственный магазин. Вложения окупились за первые 3 месяца работы. Сейчас мы постоянно реинвестируем доходы в производство и открытие новых магазинов. На рекламу средства не тратим: так получилось, что нас рекламируют на безвозмездной основе.

0559f0f55a2c67eeb23282989bd.png

Как? Мы позиционируем себя как народный бренд, поэтому привлекать бренд-амбассадоров в лице казахстанских звезд задумали изначально. Проанализировав эффективность других брендов, которые работали с бренд-амбассадорами, понимали, что этот вариант менее эффективный. И пришли к простому решению: в качестве бренд-амбассадора у нас будет не один человек, а практически все известные спортсмены, деятели шоу-бизнеса, актеры. Ненавязчиво для них самих, без подписания контрактов и без определенных обязательств, мы просто начали дружить с ними и предлагать участвовать в фотосессиях. Когда продукт хороший, да еще и произведенный в Казахстане, все вопросы решаются быстро.

Как организовать работу с франчайзерами

Первый магазин SA sabyrzhanayrin мы открыли в апреле 2016 года. В начале 2017 года «упаковали» бренд во франчайзинговое предложение, и сеть расширилась до 9 магазинов. В этом году открыли еще 5 магазинов.

Нам еще многое предстоит изучить в этой отрасли. Если учитывать, что мы начали этот бизнес без малейшего опыта в ретейле и тем более в производстве, была лишь только мечта детства одевать одежду с казахской айдентикой. Сейчас мы на каждом этапе изучаем новые тренды в бизнесе и внедряем поэтапно в свой бизнес. Совсем скоро, с запуском осенней коллекции, мы откроем магазин SA sabyrzhanayrin, совершенно отличающийся от прежнего формата. Он будет более современным и с новым подходом к обслуживанию клиентов и мерчендайзингу.

Как устроена наша франчайзинговая сеть? После подписания договора франчайзинга мы как бренд-холдер формируем наполнение товаров для открытия магазина, то есть на открытие мы сами отправляем товар, исходя из квадратуры магазина, особенности региона и погодных условий. Последующие заказы франчайзи-партнер формирует сам.

9d83d91b759381c0565e8b2b807.png

Несколько раз в сезон мы разрабатываем новые коллекции и выставляем для партнеров с ценами, моделями, размерами и цветами. Партнеры формируют заказ согласно анализу своих продаж. Сейчас мы имеем достаточно опыта и, скорее всего, к 2019 году остановим продажу франшизы, будем сами открывать магазины за счет привлеченных средств на партнерских условиях. К 2020 году мы готовимся к международной экспансии.

Когда выгоднее шить самому

Считается, что производство в Казахстане обходится дорого. Когда мы начинали, поняли: производить внутри страны выгодно, но при одном условии — если вы производите сами. Услуги на аутсорсе недешевые, так как наши производственники, фабрики с неплохим производственным арсеналом и передовым оборудованием заточены под корпоративные и тендерные заказы вроде пошива униформы государственным ведомствам, нефтяным компаниям и т. д. С производством fast-fashion-продукции, где ассортимент и модели меняются буквально каждую неделю, не хотят «заморачиваться», и даже если согласятся, то выставленный счет будет больше, чем при производстве в Турции или Китае.

Сейчас мы больше придерживаемся политики производства группы Inditex, в портфель которой входят такие бренды, как Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Pull & Bear. Коллекции для этих брендов разрабатывают более 150 дизайнеров в экспериментальном цехе, после их предлагают на тендерной основе производственникам по всему миру (у них собственная база). Для определенной модели указывают количество, цену, сроки поставки. Но это Inditex, № 1 в нашей сфере. Они сделали себе имя.

Наш путь будет схожим с Inditex, только с нашими особенностями. Мы будем разрабатывать и подключать к нашему холдингу новые бренды. Масс-маркет нам интересен и в плане производства за счет объема, и в плане раскрутки бренда, так как можно привлечь больше клиентов, которые становятся «распространителями» рекламы для нас. Но сейчас готовим концепцию нового проекта в более высоком ценовом сегменте, ориентир — как на казахстанский, так и на международный рынок.

3 тыс. единиц — минимум

У нас тоже модели разрабатываются в экспериментальном цехе. Определенные модели отшиваем в наших собственных цехах (у нас их 2 — экспериментальный и производственный), а остальные — когда партии больше — отдаем на аутсорс. В общем объеме порядка 40% отшиваем сами, остальное заказываем в сторонних цехах.

10b8cb81f6dae3955ad7f6dea0f.png

К слову, к заводам по производству полотна или фурнитуры близко не подберешься с маленьким объемом. Ну и цены на пошив снижаются с увеличением объема. В нашем случае каждая модель отшивается в количестве не менее 3 тыс. единиц.

Для организации производства полного цикла с вертикальной интеграцией требуются серьезные вложения. Но мы к этому придем.

Уже второй год я мечтаю произвести и реализовать в Казахстане более 1 млн единиц нашей продукции. В прошлом году мы произвели более 110 тыс. единиц, в этом году будет больше. 1 млн единиц как цель мы поставили не зря, так как если научимся производить и реализовывать такой объем, то сможем на следующем этапе обеспечивать одеждой казахстанского производства 10% населения страны. Этот план мы ставили себе до 2022 года.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

масс-маркет Мода Казахстан ​Рустем Ермекбай

14.08.2018 • 08:30 2043

Поделиться
Как устроен бизнес fast-fashion
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus