Красное и белое: какие тренды наблюдают винные магазины?
В Алматы, отмечают эксперты, значительно выросло потребление белых вин
Сомелье
и кавист – проводники в мир винаПо статистике, 76% всех продаваемых в стране вин –
производства Грузии и Молдовы. Остальное – главным образом вина из Италии,
Франции, Испании, Германии, Чили, Аргентины и США. Наши собеседники работают в компании, которая формирует
эти самые 24%. О вкусах, конечно, спорить не принято, но эксперты с
удовольствием отмечают, что в их портфеле продаж в прошлом году впервые доля
белых вин превысила долю красных: 48% против 44%. Ну и 8% составили продажи
розового вина. Это очень хороший знак, потому что белые вина по
отношению к красным считаются боле сложными для понимания. В традиционных
центрах виноделия белые предпочитают красным. Еще один признак того, что вино
становится частью пока если не культуры, но культурного досуга – появление в
Алматы и Астане ресторанов, куда одновременно приглашают на работу шеф-повара и
сомелье. Всего несколько лет назад такое невозможно было представить, шеф-повар
был единственной звездой подобных заведений.
Наши собеседники отказались раскрывать «маркетинговый
ключ», позволивший винотеке развиваться в то время, как конкуренты закрывались.
Однако с удовольствием поговорили о самом вине, как научиться в нем разбираться
и роли, которую играют в этом процессе кавист и сомелье.
«Сомелье – это проводник в мир вина для людей, которые
желают о нем больше узнать, которые заинтересованы в собственном развитии.
Ресторанный сомелье создает особую атмосферу, располагает к выбору вина, дает
рекомендации и советы. Сомелье не продает вино, он ориентирует человека в его
желаниях, помогает определиться, подбирает правильное вино для блюда. Настоящий
профессионал умеет подобрать вино под блюда – и наоборот, умеет создать винную
карту заведения, – рассказывает Анастасия Наумецкая. – Сомелье скорее
призвание, чем профессия, но это работа, которая позволяет взрослому человеку
содержать семью. При зарплате 250-300 тысяч тенге и премиальных, хороший
сомелье в Алматы зарабатывает примерно 500 тысяч тенге в месяц».
«Хорошего сомелье смело можно сравнить с шеф-поваром, –
подхватывает Вячеслав Дмитриев. – В хороший ресторан идут не только на
шеф-повара, но и на сомелье. Его задача не только умело подобрать вина, но и
деликатно разузнать предпочтения клиента, не ставя его в неудобное положение в
плане цены или осведомленности. Кавист – это человек, который встречает клиента
в винном бутике и помогает ему определиться с предпочтениями».
В
рестораны стали приглашать сомелье и шеф-повара-
Что вы имеете в виду, когда говорите о вине как инструменте развития человека?
Почему умение разбираться в вине автоматически подчеркивает статус человека
образованного?Вячеслав
Дмитриев: В 1998 году в Сотби открылся отдел вин. Все мы знаем,
что Сотби – это всемирно известный аукцион, специализирующийся на продаже
произведений искусства. При открытии куратор отдела сказал: не зря открыли,
вино сейчас на уровне искусства. Понимание вина, умение разбираться в нем
мотивирует людей в эмоциональном плане, как классическая музыка или
художественные произведения. Вино – тот же уровень, просто оно более
осязательно.Анастасия
Наумецкая: Ориентация в мире вина - это знание географии и
истории, то есть естествознания, что испокон веков входит в определенный
минимум образованного человека.
Вячеслав
Дмитриев: Отличать оттенки вина не главное, важно понимать вино.
Умение отличать – это внутренние темы дегустационных конкурсов. Поэтому задача
сомелье и кависта – дать человеку ту эмоцию, которую он ищет, ради которой он
пришел в бутик или ресторан. Без широких знаний это очень тяжело. 
Анастасия
Наумецкая: Все начинается с желания новых вкусов. Если человек
попробовал бокал вина и оно понравилось, он запомнит этот вкус, изучит
этикетку, узнает, откуда это вино, моносорт это или составлено из нескольких
сортов винограда, его заинтересуют история и география того места, где вино
было произведено. - Как эту связь
сформировать? Как клиент должен понять, что его тут поймут?Вячеслав
Дмитриев: Главное для
клиента – иметь представление о правилах поведения. В первую очередь в винных
магазинах хорошего уровня с хорошим выбором надо отбросить мысль, что будут
«впаривать» самое дорогое. Второе – не надо бояться спрашивать. Чтобы
самостоятельно выбрать вино только по этикетке, надо быть на том же уровне, что
и кавист. Стоит сразу обозначить задачу: для себя или в подарок, тогда мы
начинаем разбираться, исходя из задачи. Как только человек делает шаг в винный
магазин, он дает понять, что он не против того, чтобы купить вино в подарок или
попробовать. Этим и отличается ресторан от винотеки – в ресторане вино можно и
не пить. Конечно, когда клиент становится постоянным посетителем и между нами
складывается взаимопонимание, я в общении с ним могу позволить себе шутку или
легкую иронию. Но не во время первого визита, когда человек может быть зажат в
раковине своих заблуждений.Анастасия
Наумецкая: В отличие от кависта я не могу довлеть над гостем. Я
могу советовать вино, только следуя его желаниям. Клиент должен получить
высокий сервис и полное удовлетворение от сделанного заказа. -
С чего лучше всего начинать знакомство с хорошим вином?
Вячеслав
Дмитриев: Когда человек получает первый опыт, я даю ему базу на
пробу, оцениваю реакцию, и через какое-то время человек начинает проявлять
любопытство к более редким винам. База – простые моносортовые вина, которые
производят в Чили, Аргентине, понятные и открытые. Это вина вполне доступные,
но по качеству очень откровенные. Далее возможны два варианта. Некоторые
находят свое вино и пьют только его. Другие расширяют список, ищут новый вкус и
новые эмоции. Дегустации в этом смысле – самый верный способ открыть для себя
стиль вин, которые вам будут подходить. Когда ты понимаешь, что тебе интересно,
ориентироваться в мире вина гораздо легче.
Я на
дегустациях говорю, как вино можно оценивать. Слушаете первую ароматику
Анастасия Наумецкая: Бывает географическая привязка, например, человек съездил в Хорватию, попробовал хорватский пошип, которого здесь точно нет, а это вино обладает своей стилистикой и ароматом. Если ты не сомелье и не пробовал это вино, то подобрать подобное очень сложно. Для этого важно ориентироваться в географии, возможностях того терруара, который в этой географии находится, в стилистике вин. Да, этого вина здесь нет, но подобрать что-то соответствующее, чтобы человеку понравилось, вот это работа сомелье.- Это важно – постоянно пополнять библиотеку ощущений? В чем прелесть – в узнавании ароматов в сложных букетах?Вячеслав Дмитриев: Я на дегустациях говорю, как вино можно оценивать. Слушаете первую ароматику. Понимаете, что в шардоне есть яблоко, груша, если шардоне свежий – присутствуют легкий цитрус и белые фрукты типа персика. Представили себе это в голове, открыли для себя – первый уровень пройден, можно смело занавеску между первичными ароматами отодвинуть и дальше идти. Этих занавесок может быть много, а может быть парочка. Можно услышать цветочные оттенки. И в чем прелесть вина – когда вы слушаете музыку, не все могут четко разделить в голове инструментальные партии, даже если это простой ансамбль. В вине то же самое. - Что первично в задаче предложения магазина: текущий спрос клиентов или желание открыть для них что-то новое? Анастасия Наумецкая: Конечно, это спрос клиентов, хотя он и меняется с течением времени в пользу белого вина. Это связано с тем, что люди больше путешествуют, и с климатическими особенностями нашей страны, жаркое лето располагает к легким винам, а это белые и розовые. Хотя как компания мы пытаемся развивать вкус потребителя, поэтому у нас есть свой винный бутик.
Вячеслав Дмитриев: Есть статистика мировая, что в странах с высокой винной культурой потребление белых и розовых равно потреблению красных. Так что у нас винная культура развивается неплохо. Если сравнить с тем, что было 4 года назад, то такой категории, как бургундские вина, не было ни в одной компании. Сейчас у каждой компании есть один из известных негоциантов в портфеле с большим ассортиментом, начиная от базовых вин до дорогих. - Каждый экспортер стремится нарастить эксклюзивный портфель?Вячеслав Дмитриев: У каждой компании есть определенный план. Винный мир можно поделить на основные территории: Франция, Италия, Испания, Новый свет. Каждая поделена на зоны, например, во Франции это Бордо, Бургундия, Луара, Эльзас и Рона. Производители этих зон составляют основу портфеля любой компании. Дальше можно завозить маленьких производителей, с каких-то маленьких субрегионов, искать органическое, биодинамическое, нишевое вино. Но в любом случае нужно, чтобы был коридор понятных и доступных вин, знакомых и известных, чтобы люди не боялись покупать. Бизнес зависит от продаж. Главную роль играет емкость рынка, а она в Казахстане маленькая, по сути вина пьют в Алматы и Астане. Поэтому новинки завозят осторожно, год за годом. Сейчас, например, хорошо Австрию начали представлять, хотя 4 года этих вин было 2-3 наименования. Турецкие вина стали заходить, израильские. Они пока пробивают возможности, проводят дегустации и презентации, но рынок нащупывают. Думаю, через какое-то время и эти вина будут хорошо представлены.
