Составляем бизнес-план, чтобы «не витать в облаках»
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

30.07.2018 • 09:30 3498

Выбор редакции

Составляем бизнес-план, чтобы «не витать в облаках»

В отношениях инвестора и предпринимателя бизнес-план необходим, считают эксперты

Бизнесмены, государство и банки ждут более активного роста кредитования в стране. Конечно, на этот процесс влияет много факторов, однако есть среди них те, о которых говорится не так много. Хотя некоторые институты развития предпринимательства тему бизнес-планирования поднимают давно и даже развивают этот навык у предпринимателей. По их словам, хорошо составленный бизнес-план часто является залогом успеха при получении банковского займа. Так ли это на самом деле? Как написать работающий бизнес-план? И кто в этом помощник? Эти вопросы корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обсудил сразу с двумя собеседниками из разных сфер. Один из них — заместитель директора департамента МСБ АТФБанка Гульбану Примбетова, второй — бизнес-тренер, член совета по науке при Фонде Первого президента РК Гани Абадан.

— Во время публичных выступлений банкиры, как правило, не уделяют большого внимания важности составления бизнес-плана предпринимателями. На ваш взгляд, это необходимо?

3f4dd88b2e259b91c51758fb48e.JPG

Гульбану Примбетова: Все зависит от масштаба бизнеса. Если говорить о малом бизнесе или индивидуальных предпринимателях, то, возможно, бизнес-план, как финансовый документ, им и не нужен, но они должны четко понимать, как вести бизнес, образно говоря, держа бизнес-план в своей голове. Для крупного и среднего бизнеса он must have. Если предприниматель хочет масштабировать бизнес или развивать в нем новые направления, либо желает увеличить объем продаж, и без дополнительного финансирования не обойтись, то бизнес-план должен быть обязательно, он как раз-таки даёт потенциальному инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в такие проекты.

Для АТФБанка качественное бизнес-планирование (и, соответственно, наличие бизнес-плана у компании) является важным фактором при рассмотрении заявок на кредит. Ведь банку нужно оценить сроки окупаемости проекта, его прибыльность и другие экономические параметры. Хочу отметить, что сейчас многие предприниматели, даже те, у которых небольшой бизнес, осознали необходимость бизнес-планирования в широком смысле этого слова.

e0a15ba0786af44590a32d886e9.jpg

Гани Абадан: Это обязательно. На самом деле, бизнес-план нужен в первую очередь самому предпринимателю, потому что при подготовке он глубоко погружается в тему. Ну и, конечно, бизнесу нужны инвестиции, а банк, частные инвесторы требуют предоставить бизнес-план как некое подтверждение того, что предприниматель знает о сильных и слабых сторонах своего проекта, провел финансовый анализ. Почему это важно? На сегодняшний день очень много предпринимателей, которые «витают в облаках». Им может казаться, что у них отличная бизнес-идея, но на самом деле это далеко не так. Банк же хочет минимизировать свои риски, поэтому просит предоставить бизнес-план.

— До какого момента компания может позволить себе не иметь бизнес-плана?

Гани Абадан: Свои первые проекты я запускал без бизнес-плана, так поступало и большинство моих друзей. Но это происходило потому, что мы начинали свое дело без привлечения инвестиций. То есть, по сути, мы рисковали собственными деньгами. Но через 2−3 года, когда бизнес вырастает, становится достаточно устойчивым, генерит стабильный доход и поток клиентов, появляются мысли об автоматизации и систематизации процессов, масштабировании, и в этот момент нужен бизнес-план. Ведь когда вы создали свое дело и занимаетесь им, действуете уже интуитивно, но банк или инвестор ничего о нем не знают и нуждаются в презентации.

Гульбану Примбетова: Конечно, если речь идет о малом бизнесе без привлечения значимых инвестиций со стороны, либо это небольшое разовое финансирование, то в этом случае можно обойтись и без бизнес-плана. Что касается средних и тем более крупных инвестиционных проектов, когда необходимо раскрыть всю экономическую обоснованность проекта, провести финансовый и маркетинговый анализ, рассчитать рентабельность, окупаемость проекта и многие важные финансовые и экономические параметры, бизнес-план должен быть уже в обязательном порядке.

— Уже есть специальные приложения, которые могут составить бизнес-план. Можно ли доверять таким инструментам или лучше обратиться к специалистам?

Гульбану Примбетова: Следует понимать, что такие программы — это вспомогательный инструмент. Их можно использовать лишь в качестве какого-то «скелета» для бизнес-плана, рассматривать как возможность увидеть в первом приближении. Но для подготовки серьезного, качественного бизнес-плана, который в дальнейшем будет служить ориентиром, нужен полноценный финансовый анализ, который должен провести профессионал.

Гани Абадан: Я не доверяю таким приложениям. Нужно понимать, что любые программы работают по шаблону. Их можно использовать в качестве путеводителя, но не для подготовки серьезного документа, который вы предоставите кредитному офицеру или инвестору. Я бы рекомендовал обращаться к профессиональным консультантам, которые глубоко копнут, широко раскроют тему.

— Проблема в том, что в Казахстане практически нет готовых маркетинговых исследований по рынку. Например, предпринимателю, который желает зайти в ретейл, не из чего исходить в своем бизнес-планировании. Это ведь осложняет дело.

Гульбану Примбетова: Соглашусь, к сожалению, в нашей стране нет готовой базы с маркетинговым анализом тех или иных отраслей бизнеса.

Встречаясь с предпринимателями практически со всех регионов Казахстана, мы видим, что они, начиная бизнес, стараются проводить анализ рынка самостоятельно, используя доступные им инструменты, но часто это происходит, так сказать, «на ощупь». Часто у них нет возможности и средств обратиться к профессиональным маркетологам, которые проводят исследования, и это, конечно, вызывает у них определенные сложности. Банк в таких случаях, как партнер, предоставляет им информацию по основным экономическим трендам, делится экономическими обзорами.

Гани Абадан: Абсолютно верно. К данным, которые публикует Агентство по статистике, есть много вопросов. Крупный бизнес может нанять кого-то из Big4, заказать маркетинговые исследования. А малому бизнесу приходится очень сложно, потому что у него не так уж и много инструментов. Из доступного минимума популярна таргетированная реклама в Фейсбуке, с помощью которой можно протестировать свою бизнес-идею. Например, вы решили продавать обувь и по откликам можете получить информацию о том, сколько женщин заинтересовалось вашим товаром, какого они возраста, об их семейном положении. Можно использовать Google Trends, можно сделать лендинг. Таким образом, мы получаем хоть какую-то информацию об объеме потенциального рынка. Население Казахстана 18 млн человек, пользователями Фейсбука в республике являются 6 млн. И если на вашу рекламу в соцсети отреагировали 200 человек, то вашими потенциальными клиентами являются 600 человек. Возможно, это не самая достоверная информация, но хоть что-то.

— Как правило, бизнес развивается на заемные средства, тем более когда речь идет о стартапах. Поэтому отношения с банками важны для бизнесменов. Есть ли для БВУ некие благоприятные отрасли, проектам в которых проще получить кредит?

Гани Абадан: Есть государственные программы — «Дорожная карта бизнеса-2020», развития женского предпринимательства, программа финансирования субъектов МСБ Алматы «Жибек жолы», в которых перечислены приоритетные секторы экономики, на проекты в которых банки выдают кредиты по льготным ставкам.


Гульбану Примбетова: Если говорить не о субсидируемых государством программах, то здесь все индивидуально. Нельзя сказать, что если клиент из какой-то определённой отрасли, то он однозначно получит или не получит заем. Если банк видит, что в той или иной отрасли есть проблемы, системно наблюдаются просрочки по кредитам, или падает выручка, сокращается спрос на продукцию или услугу, он менее охотно заходит или вовсе не заходит в такие отрасли. И наоборот, когда банк видит отрасли с хорошими перспективами, со стабильным спросом на товар или услугу, тогда он с большей уверенностью кредитует проекты в них.

— Вот пришел заемщик с хорошим бизнес-планом, а какая часть рисков в этом плане приходится на внешние факторы? Те же торговые войны, санкции, шоки на сырьевых рынках, которые сложно спрогнозировать бизнесменам и банкам…

Гульбану Примбетова: Основной риск, именуемый банкирами кредитным, заключается в том, что заемщик не выполнит условия, на которых предоставлен заем, а вторичные источники погашения долга, например, залог, окажутся недостаточными для покрытия убытков. Анализ финансовых отчетов — это один из важных этапов для банка для принятия кредитного решения. Следовательно, для оценки риска важно выяснить, сбалансированы ли сильные и слабые стороны заемщика. Если сильные стороны заемщика «весят» больше, то банк принимает положительное решение в выдаче кредита. Есть понятие SWOT, Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности и Threats — угрозы. К примеру, к первым относится наличие высоколиквидных активов, доходных и стабильных контрактов с крупными компаниями, спроса на продукцию на рынке, хорошей залоговой базы. А внешние угрозы, соответственно, относятся к слабым сторонам: валютные риски, наличие серьезных конкурентов, снижение спроса на рынке.

Гани Абадан: Компания Ernst&Young проводила исследование, в котором один из вопросов касался факторов, влияющих на Doing Business в разных странах. Во всем мире предприниматели переживают по поводу глобального потепления и мирового кризиса, а в Казахстане — по поводу курса доллара, политической ситуации в стране. Вот и ответ на ваш вопрос.

Как написать правильный бизнес-план: советуют профессионалы

Гани Абадан: Первое, что нужно знать про бизнес-план — это документ. Самый важный вопрос, ответ на который в нем должен быть: «Зачем нужен этот бизнес?» Второе — банк или инвестор пропустят ту часть бизнес-плана, где будет много красивых слов и сконцентрируются на четырех значимых пунктах. Первый — сколько денег требуется на реализацию проекта, второй — уровень NPV (дисконтированной накопленной прибыли), третий — размер IRR (коэффициента рентабельности) и четвертый — срок окупаемости проекта.

Гульбану Примбетова:

Ясность: бизнес-план нужно писать простым для восприятия языком, не стоит перегружать его специализированной терминологией — документ должен быть понятен.

Логичность: бизнес-план не должен представлять собой нагромождение разрозненных и дублирующих друг друга сведений — всегда следует придерживаться системы изложения.

Краткость: 500-страничный бизнес-план не свидетельствует ни о глубине проработки проекта, ни о качестве предварительного анализа. По возможности следует сокращать все, особенно это касается описания технологических процессов.

Обоснованность: любая информация должна быть подтверждена соответствующими фактами, цифрами, исследованиями и т. д.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

АТФБанк экономика Казахстана Гани Абадан кредитование в РК Гульбану Примбетова бизнес-планирование

30.07.2018 • 09:30 3498

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Составляем бизнес-план, чтобы «не витать в облаках»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика