Впервые казахстанский писатель — в топе Amazon
Бизнес
19.07.2018
|
Автор: Георгий Ковалев

Впервые казахстанский писатель — в топе Amazon

Книга Данияра Сугралинова Level Up.Restart в первый же день попала в лидеры продаж фантастических произведений глобального издательства

С автором мы встречаемся в Алматы за несколько часов до его отлета в США. Там Данияр планирует шлифовать литературный английский, а потом, возможно, продолжит обучение на курсах сценаристов. Десять дней назад его книга LevelUp. Restart в первый же день продаж попала в топ-600 общего списка, а в узких тематических сегментах уверенно занимает места в первой десятке, включая и первое. По соседству с такими безусловными бестселлерами, как «Властелин колец» Д. Р. Толкиена, «Игры престолов» Джорджа Мартина, рассказами Стивена Кинга. С «Капитал.kz» писатель делится секретами, как создать бестселлер.

Сюжет адаптирован для США

Level Up – произведение в стиле литературного RPG, книга на основе традиционного игрового сюжета. Главный герой, среднестатистический обитатель среднестатистического офиса, обнаруживает у себя сверхъестественную способность видеть свои и чужие «скилы», то есть способности, в виде цифр над головами людей и развивать их. Соответственно, он получает возможность влиять на окружение и на свою судьбу самым неожиданным образом.

Уже написаны четыре книги (трилогия плюс спин-оф с другим героем) как продолжение серии Level Up, параллельно первая книга переводится на множество языков и ждет своего прорыва на рынках Европы, Азии, Китая и Латинской Америки. Заметно, что такой успех ошеломил автора, хотя американский издатель еще на этапе планирования книги пророчил серьезный успех. Теперь о будущем Данияр предпочитает не говорить, потому что бог посмеется над тобой даже тогда, когда ты всем доволен. «У меня за этот год столько всего поменялось, что трудно загадывать. Конечно, я точно продолжу писать, закончу четвертую книгу Level Up, параллельно допишу новую книгу «99 мир», которую публикую сейчас под псевдонимом, – признается Данияр Сугралинов. – И у меня есть одна очень крутая задумка с элементами фантастики про казахстанские реалии. Не знаю, будет ли действие происходить в Казахстане, но я буду писать так, что казахстанские читатели узнают многие вещи».

На какую аудиторию рассчитывать?

Своим главным читателем Данияр Сугралинов считает подростка. Он и сам читает много художественной литературы, изданной для этой аудитории: «Голодные игры», «Бегущие в лабиринте». «В писательском мастерстве главное не слог, особенно учитывая, что мои книги переводятся, а умение строить композицию, сюжет. Кажется, я понял секрет популярности лучших произведений. Современные подростки толерантны к жестокости, им все привычно. Это отчасти цинично, но при этом они ведь остаются детьми, а дети верят в победу добра и в ценность любви, – говорит Данияр Сугралинов. – Все свои истории я придумываю, у меня богатое воображение. Я просто задаюсь вопросом «а что, если?» и начинаю развивать дальше».

А знаете, как случился LevelUp? Данияр Сугралинов учился в литературной школе в Алматы и книга стала своего рода выпускной работой по итогам курса. Когда автор стал выкладывать ее главы на литературном портале, к нему обратились три издательства и литературный агент с предложениями об издании. В итоге сначала книга на русском языке была выпущена издательством ЭКСМО.

Планы продвижения на мировой рынок, предложенные литературным агентом, ошеломляли: первое издание на английском языке с последующей подготовкой книги для всех значительных рынков мира. Именно такой сценарий сейчас и развивается. Параллельно по мере написания частей Данияр публиковал книгу на русском языке на популярном литературном портале. 

«Мои друзья и моя жена не читают мои книги. Я себя не чувствую и, боюсь, еще много лет не буду чувствовать писателем»

Сколько можно заработать на «сериальной жвачке»?

Данияр Сугралинов никогда не считал себя писателем и не считает и теперь, после успешного старта Level Up. Хотя есть некий маркер, который позволяет ему считать себя таковым: доля доходов от писательского труда в семейном бюджете. Полгода назад он мечтал о том, чтобы она составляла хотя бы половину. Сейчас семья полностью обеспечивается деньгами за счет писательских гонораров. При этом роялти от американского издания Level Up Данияр увидит только в сентябре.

Все это не изменило слегка иронической оценки Данияра к «высокому званию» современного писателя. «Я не писатель в том великом смысле, который заложен классиками. Я автор историй», – говорит он сегодня. Что нисколько не противоречит его же словам, сказанным мне полгода назад: «Это не литература, это просто хлеб, сериальная жвачка. В современном обществе побеждает сериальность мышления: ритм жизни настолько быстрый, что даже необходимость переключения внимания между разными книгами или фильмами вызывает стресс. Отсюда популярность телесериалов, даже издательства предпочитают выпускать книги сериями. В этом есть и коммерческий интерес: с каждой новой книгой рынок переживает взрыв интереса к предыдущим. Конечно, как писатель, я вкладываю в книги часть себя и своего опыта. Но мне безразлично, что думают обо мне люди. Меня не трогают ни критика, ни язвительные замечания в мой адрес. К счастью, положительных комментариев в десятки раз больше. Мои друзья и моя жена не читают мои книги. Я себя не чувствую и, боюсь, еще много лет не буду чувствовать писателем».

Киноверсия на подходе?

Яркий успех книги Данияра Сугралинова на Amazon подстегнул интерес к ней кинопродюсеров. «Сейчас я рассматриваю два серьезных предложения о создании киноверсии, всего же таких предложений прозвучало семь, шесть из них российские и казахстанское. Одно очень серьезное и на высоком уровне, хочется, чтобы это случилось. Идет процесс переговоров, я не знаю, могу ли я раскрывать детали. Предполагается много проектов, включая сериал, – рассказывает Данияр Сугралинов. – На мой взгляд, сериалы – очень интересное направление развлечения, это иной жанр по отношению к кино. И у сериалов есть общее с сетевой литературой. Она становится все более популярной за счет гигантской прирастающей аудитории. Школьники, подростки, молодежь читает с телефона, большая часть этих книг так и не доходит до бумаги».

Как написать бестселлер?

«Для коммерческого успеха история должна быть понятна массовому читателю. Хотя бы каждый третий читатель должен мочь ассоциировать себя с главным героем. Герой не должен быть антипатичен читателю, чтобы читатель мог сопереживать. И конфликты – они важны, никому не интересно читать про серую личность, у которой ничего не происходит. Таких книг, кстати, очень много, когда по полглавы размышления, рефлексии, флешбэки. Нет, люди хотят знать, что происходит с героем прямо сейчас, а не те чувства, которые он переживал, когда десять лет назад у него умерла бабушка, – делится мнением Данияр Сугралинов. – В книге обязательно должны быть «крючки», то есть полунамеки, догадки. Я, к сожалению, когда первые две книги писал, этот прием не использовал, иначе бы я всю тему (здесь был спойлер, – прим. авт.) раскрыл бы намного позднее. Ну и, самое главное, на мой взгляд, люди читают книги не только для того, чтобы стать умнее или образованнее, хотя многие к этому именно так относятся. Для меня книги всегда были источником развлечения. Я погружался в чужие миры, жил чужими жизнями, получал чужой опыт. Я стараюсь так и писать, чтобы людям хотелось жить, как главный герой, в этом мире и еще раз прожить эту жизнь». 

Данияр Сугралинов – яркий представитель волны сетевых авторов. Первое его произведение «Кирпичи» (долгие годы остававшееся единственным), которое публиковалось в режиме онлайн, отмечено миллионами прочтений.  Продолжение этой истории - «Кирпичи 2.0», было написано по заказу издательства "Манн, Иванов и Фербер", вызвало тот же интерес. При этом печатные версии этих книг даже крупные московские издания не рисковали выпускать тиражами больше 3 тыс. экземпляров.

Покуда неспешно закладывался писательский фундамент, Данияр Сугралинов жил обыденной жизнью программиста: разводился, женился, заводил детей, переезжал из города в город по маршруту Актюбинск – Питер – Астана – Алматы. В Алматы Данияр решил осесть надолго. Он отошел от оперативного управления бизнесом, оставив за собой кураторство проектов как акционер и миноритарий ряда IT-компаний. Все свободное время посвящал семье и писательству. Книги он публиковал на онлайн-площадках, которые помогают монетизировать работу писателей.

Поделиться