Как конвертировать время клиента в деньги ресторана?
Бизнес
24.07.2018
|
Автор: Георгий Ковалев

Как конвертировать время клиента в деньги ресторана?

Cтартапер Александр Нечаев намерен реализовать свой московский опыт в Алматы

Плох стартапер, не претендующий на львиную долю рынка, считает основатель проекта Savetime4 москвич Александр Нечаев. Сейчас он масштабирует свой бизнес, разрываясь между Москвой, где его приложение используют уже более 30 ресторанов и значительное число салонов красоты, и Алматы, где новинку опробуют первые шесть ресторанов.

Что предлагает приложение?

Его идея в том, чтобы конвертировать время клиента в деньги заведения. Отсюда и клиентский слоган: бесплатное приложение для сохранения вашего личного времени.

Александр Нечаев рассказывает, как в 2015 году его посетила идея о подобной программе. Он сидел в ресторане в центре Москвы в период обеденного наплыва посетителей и не мог дождаться заказа. Размышляя на тему времени как самого ценного для человека ресурса, Александр осознал, что у него зародилась идея приложения, которое позволило бы делать заказ заранее и сразу оплачивать его, чтобы у заведения не было сомнений в достоверности сделки.

Собственно, рамки взаимодействия заведения и клиента могут быть самыми широкими: от заказа обеда за столом ресторана до бронирования столика. Клиент получает полную предсказуемость сценария, ресторан – оптимизацию работы.

По мнению Александра Нечаева, это приложение не про еду, а про время и удобство. Прибыль заведения при правильно построенном взаимодействии, считает он, увеличивается на 20%.

В то время Александр работал в бьюти-индустрии менеджером по развитию дистрибьюторской компании. И сделал решительный шаг из мира красоты в мир хакатонов и программирования, имея обо всем этом самое смутное представление. 

Масштабность рынка и работа с банками

Александр делится прогнозом, согласно которому к 2020 году во всем мире через мобильные приложения, обслуживающие рестораны, будут ежегодно перетекать более $2,5 млрд. Одновременно он уговаривает меня заказать через приложение в его телефоне хоть чашку чая – чтобы убедиться в том, что оплата исправно поступит на счет ресторана, в котором мы встретились для беседы.

Оказывается, не всякий банк готов предоставить услугу, именуемую «сплит». Большинство без хлопот готовы перечислять на счет самого приложения, а вот чтобы разным бизнес-партнерам – это уже высший пилотаж. Найдя с немалым трудом такого партнера в Москве, Александр рад был заручиться поддержкой его казахстанской «дочки».

Подошел управляющий ресторана, и некоторое время мы обсуждаем перспективы новинки. Сейчас заведение плюсом к заказам «за столом» имеет 20 процентов от клиентов, которые заказывают еду с доставкой через популярные казахстанские приложения. Внедрение нового инструмента влечет за собой повышение нагрузки на кассира, который должен будет контролировать эту часть работы.

Интересуюсь у управляющего, какие он питает ожидания. Он пожимает плечами: продукт новый и говорить пока трудно, сам он в подобных случаях предпочитает делать заказ по телефону. Про себя замечаю, что не впервые сталкиваюсь с тем, что управляющие – своего рода препятствие для внедрения технологических новинок, они редко мотивированы к росту. Александр позже подтверждает мою мысль: действительно, приложение, как правило, подключают решениями владельцев бизнеса.

Как сколотить команду для стартапа?

Александр Нечаев говорит, что он стал первым, кто внедрил подобное решение в Москве, однако путь к нему не был прост. «Не было никаких инвесторов, не было денег и команды – была только идея. Как любой предприниматель-стартапер, я пережил несколько уровней осознания продукта. Когда приходит идея, боишься ею делиться, боишься, что своруют», – вспоминает Александр.

Со временем он справился с этой проблемой, нашел партнера и вместе они стали искать программистов. «То, что я хотел в тот момент, в Москве считалось невозможным. Студии выставляли заоблачные счета, но было ясно, что результат не гарантирован. В отчаянии я даже рассматривал вероятность удаленного заказа у программистов в Индии, но денег, к счастью, у меня все равно не было, иначе я просто мог их потерять. Я щупал рынок и никак не мог понять, какие деньги мне необходимы, а когда нет понимания, то и деньги не приходят», – вспоминает Александр Нечаев.

Когда первый партнер потерял интерес к проекту, Александр стал посещать все места, «где можно было найти мыслящих людей»: курсы предпринимательства и программирования, хакатоны. Так он собрал первую команду, которую увлек идеей, подкрепленной обещанием хороших опционов. Но дело с места не сдвинулось, потому что, считает Александр, все заняли пассивную позицию наемных работников. «Я думал, каждый из нас будет работать над своей частью проекта. Но жизнь преподнесла мне сюрприз. Сейчас я знаю, что первое правило предпринимателя – не жди поддержку от других, надо делать самому. Не сложилось – прощай и двигайся дальше», – говорит Александр Нечаев.

Следующую команду предприниматель «схантил» в полном составе по итогам одного из хакатонов. Помня печальные итоги сотрудничества с первой командой, он умудрился «продать команду», получив подряд на создание серьезного программного продукта. Вся премиальная часть финансирования сделки тратилась на разработку приложения.

Приступив непосредственно к работе над проектом и изучая разные приложения, Александр понял, что подобные идеи уже шесть лет как реализованы на рынках Америки и Европы. Это подстегнуло и показало, что он на верном пути. 

Но это не отменяло того факта, что опыта в разработке приложений у Александра не было никакого. «Я «наскриншотил» все экраны, включая Uber, собирал варианты, как пазл, и передавал разработчикам, которые писали по этим картинкам программу, а я тем временем занялся поиском профессионального дизайнера. Параллельно серверный разработчик писал самую сложную часть проекта. Я поменял несколько дизайнеров, пока не нашел того, с кем у нас сложилось исключительное взаимодействие. Он переделывал дизайн приложения много раз, пока я не получил, что хотел. Каждая итерация становилась все лучше, мы терпеливо отрабатывали самые мелкие детали», – вспоминает Александр Нечаев. 

«Я думал, я всесильный и сделаю все сам. Я не понимал, что надо отдать долю проекта в обмен на деньги или компетенции, и быстро вырасти»

Какой должна быть стратегия правильного роста?

Первый ресторан-клиент, – а им стало то самое заведение, где Александру пришла в голову идея стартапа, – подключился к приложению в октябре 2016 года. «Я думал, я всесильный и сделаю все сам. Я не понимал, что надо отдать долю проекта в обмен на деньги или компетенции, и быстро вырасти. Стартап должен развиваться быстро и четко, любую идею надо тестировать за неделю, нельзя тратить на это месяцы и уж тем более годы. Тестировать гипотезы необходимо быстро и быстро расти на нужной точке приложения. Иначе постоянно проседаешь во времени, – говорит Александр Нечаев. – Но мне повезло, я стал первым в Москве. Программа еще не была доступна в AppStore, я приходил в ресторан к бизнес-ланчу знакомился с людьми в очереди, рассказывал о программе, брал почту и каждому индивидуально отправлял ссылку для скачивания. Когда стали поступать первые заказы, начали дорабатывать программу, тестировать новые идеи и отказываться от тех, которые оказались ненужными. Так, например, появилась и умерла идея о возможности приглашать коллег на совместный обед».

Думается, Александр слишком самокритичен, потому что в том же году всего за две недели он смог создать новый продукт для приема безналичных платежей без терминалов для гастрономических фестивалей, широко распространенных в России. «Теперь я знаю, как работать с фестивалями, они расширили стандартное предложение приложения: рестораны, салоны красоты, продуктовые магазины и  кинотеатры. Мы создаем смартсити, одно приложение вместо нескольких, с бонусной системой и сохранением времени. О деньгах пока говорить преждевременно. Сейчас в России у нас 30 партнеров-ресторанов и 5 больших сетей салонов красоты».

В Казахстане предприниматель появился, откликнувшись на призыв местного акселератора Techgarden. «Здесь я подключил к программе 6 ресторанов, еще 15 – на листе ожидания. Изучаю, насколько мы востребованы, потому что нельзя продать ненужный продукт. Ввели некоторые изменения: если в Москве мы получаем от ресторанов стабильную комиссию, здесь – абонентскую плату, – говорит Александр Нечаев. – Мировая статистика утверждает, что через приложение клиенты тратят на 10% больше, к этому подталкивает комфорт. Я думаю, в каком направлении развивать приложение дальше. Сэкономленное время хочу конвертировать в яркие эмоции и путешествия. Как это возможно? Увидите».


Поделиться
Отправить
Вотсапнуть