Бесплатно получить нефинансовую поддержку действующие и начинающие предприниматели могут в национальной палате предпринимателей «Атамекен» и Управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы. Юридические, бухгалтерские, индустриальные и таможенные услуги оказываются в рамках четвертого направления программы «Дорожная карта бизнеса — 2020». Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
Чтобы бизнесмены южной столицы стали конкурентоспособными в госпрограмме индустриально-инновационного развития созданы несколько механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей.
«Первый — индустриальная зона, созданная в Алатауском районе Алматы с площадью 490 га. и действующая в рамках „Дорожной карты бизнеса -2020“. На сегодняшний день она включает в себя 41 проект общей стоимостью 179,7 млрд тенге с созданием более 120 рабочих мест. Из них экспортно-ориентированными являются 13 компаний, с иностранным капиталом — 8 предприятий, — говорит специалист Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы. — По факту запущено 3 предприятия. Одно из них на слуху — ТОО BRB APK, создало тепличный комплекс площадью 17 га по производству помидоров и огурцов. Проектная мощность теплицы составляет более 5 тыс. тонн овощей в год. Есть так же предприятие по производству мешков для сухих смесей. Есть компания, выпускающая картриджи. В нынешнем году мы планируем поэтапно запустить 10 предприятий в этой индустриальной зоне».
Следующий механизм, который акимат Алматы использует для обеспечения конкурентоспособности местных компаний — Карта поддержки предпринимателей. Она разработана и используется в рамках программы индустриально-инновационного развития на 2015−2019 годы, утвержденной указом главы государства. На сегодняшний день в карту включено 109 предприятий, где общее количество рабочих мест составляет 12,2 единиц. С 2015 по 2018 год реализовано 45 проектов. Основным критерием при отборе проектов, которые будут включены в Карту поддержки предпринимателей, является расширение производства. Включают только те предприятия, которые просятся на модернизацию.
«Карта поддержки предпринимателей дает возможность преодолеть административные барьеры. К сожалению, на сегодняшний день они существуют. Так же карта развязывает руки управлению предпринимательства в процессе отстаивания интересов бизнеса совместно с Национальной палатой предпринимателей „Атамекен“. Когда предприятие проводит модернизацию, то увеличивает свои производственные мощности, следовательно, у него возрастают запросы по объему потребляемого электричества, газа и мы оказываем ему содействие по инфраструктуре. Среди включенных в Карту поддержки предпринимателей 109 компаний, есть средние и крупные. Половина из них являются экспортно-ориентированными, а вторая половина работает на местный рынок», — добавил спикер.
Для помощи будущим и действующим бизнесменам палатой предпринимателей «Атамекен» в южной столице созданы центры обслуживания предпринимателей (ЦОП). Получить помощь и консультацию в них можно по восьми направлениям, в числе которых ведение бухгалтерского и налогового учета и составление статотчетности, таможенные процедуры, сопровождение обращения предпринимателей, юридические услуги, маркетинг, IT услуга, сфера государственных закупок, а также консультация в сфере ГЧП.
«Услуги предоставляются бесплатно, по принципу одного окна. Сервисная поддержка, прежде всего, направлена на совершенствование системы управления предприятием для малого и среднего бизнеса. Услуга оказывается именно для малого и среднего предпринимательства, т.к у себя на предприятиях они не могут держать всех специалистов, особенно узкопрофильных (маркетолога, юриста, госзакупщика, бухгалтера, таможенника). Благодаря ДКБ-2020 эти меры созданы в виде государственной поддержки. Каждый предприниматель, придя в наш центр и имея при себе подтверждающие документы (свидетельство о государственной регистрации, удостоверение личности) может заказать любую из услуг у наших консультантов (бизнес план, сайт визитку, госзакупки)», — поясняет начальник отдела нефинансовой поддержки палаты предпринимателей Алматы Динара Асилова.
Еще одна бесплатная услуга — обучающие тренинги по программе «Бизнес школа». По ней предприниматели малого и среднего бизнеса могут обучиться по трем основным направлениям: «Бизнес советник», «Бизнес рост», «Проектное обучение».
«Бизнес советник» дает возможность, как действующим, так и начинающим предпринимателям, пройти экспресс курс, который включает в себя основы ведения бизнеса. Краткие курсы рассказывают о бухгалтерии, маркетинге, юридических услугах и их необходимости. Обучение проходит в течение двух дней. После чего учащиеся получают сертификат", — добавляет собеседница.
После обучения на курсе «бизнес советник», бизнесмен имеет возможность получить финансовые меры государственной поддержки: гранты, субсидии, льготное кредитование. При этом, одно из обязательных условий — наличие сертификата по курсу «Бизнес советник».
Второй этап — прохождение курса «Бизнес рост». Цель курса — передать знания, которые позволяют эффективно управлять всеми видами бизнес-ресурсов и достичь конкурентного преимущества товара на рынке. Тут обучаются уже действующие предприниматели, прошедшие курс «Бизнес советника». Все курсы оказывается бесплатно, в рамках государственной программы ДКБ-2020.
«И третье направление — это „Проектное обучение“. Оно направлено на предоставление профессиональных знаний, вплоть до пошаговых инструкций по открытию и ведению бизнеса, от специалистов работающих в этой сфере. Практические навыки эксперты отрабатывают вместе с предпринимателями. Например, в сфере пчеловодства, производства кефира, оборудования, — отмечает Динара Асилова. — К конкретному проекту выбирается наставник, который в дальнейшем дает пошаговые инструкции для открытия этого бизнеса, рассказывают об его изъянах, подводных камнях, в каком районе города его лучше создать
Помимо этого с 2016 года палата предпринимателей ведет такие проекты, как «Деловые связи» и «Старшие сеньоры».
Проект «Деловые связи» предназначен длясубъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в рамках приоритетных секторах экономики. Благодаря чему у них есть возможность повысить квалификацию и обучиться современным методам предпринимательства и маркетинга. Сам проект состоит из двух этапов. Первый — бесплатные трехнедельные бизнес тренинги. Тут обучают таким основным разделам, как управленческая компетенция и компетенция в области внешне экономических связей. В процессе обучения участники разрабатывают бизнес план предприятия. Обучение проходит под руководством иностранных и отечественных бизнес тренеров.
«Второй этап состоит из четырехнедельной стажировкив Германии на предприятии аналогичного профиля. Тут у предпринимателя есть возможность завязать связи с иностранными партнерами, по таким вопросам, как: трансфер технологий, приобретение оборудования, приобретение франшиз, получение грантов, создание совместных предприятий. Отбор участников происходит совместно с казахстанско-германской комиссией. Чтобы попасть на эту бизнес стажировку сначала необходимо пройти первый этап, получить сертификат. Благодаря ему есть возможность поучаствовать в конкурсном отборе второго этапа», — отмечает начальник отдела.
Стажировка и обучение в Германии проходят бесплатно. Оплата за перелет и проживание производятся из республиканского бюджета.
Проект «Старшие сеньоры» позволяет бизнесменам поработать с высококвалифицированными иностранными специалистами. Непосредственно на предприятии предпринимателя эксперт поможет решить вопросы с внедрением новых методов в управлении, обучить персонал, рассказать о новых технологиях в производстве.
«Как это осуществляется. Предприниматель подает заявку в палату предпринимателей, где указывает, какой эксперт ему необходим. Экспертная помощь заключается в обучении персонала и оказании помощи в течении двух недель. Он дает практические рекомендации, может сделать анализ предприятия и обучить персонал. Участниками также могут быть руководители среднего или высшего звена, которые осуществляют свою деятельность в приоритетных секторах экономики. Расходы по привлечению эксперта идут за счет средств республиканского бюджета», — говорит спикер. — Эта программа называется «Старший сеньор», потому что, как правило, эта лица пенсионного возраста, с определенным багажом знаний за плечами, которые готовы ими поделиться и оказать экспертную помощь".
Нахождение эксперта на территории Казахстана осуществляются за счет предпринимателя (проживание, питание, суточные услуги, переводчик при необходимости).
В рамках Бизнес-Школы около полутора тысяч предпринимателей уже получили нефинансовую поддержку. Принято на обучение 239 заявок. Оказано 5291консультаций.
С июля текущего года палата предпринимателей внедряет проект «осуществление сервисных услуг и предоставление нефинансовой поддержки» в онлайн режиме. С первого августа текущего года предприниматели могут подавать заявки онлайн.