Как Intelligent одевает астанчан в галстуки
Бизнес
11.07.2018
|
Автор: Елена Тумашова

Как Intelligent одевает астанчан в галстуки

Популярны ли аксессуары ручной работы?

«Астана — город для галстуков», — Нурсултан Муминов начинает наш разговор, раскладывая на столе галстуки ручной работы. В этой фразе как будто сразу намек на то, что в столице такие аксессуары пользуются большим спросом, чем в Алматы. «Так и есть. Алматы больше город бизнесменов, а не чиновников, и они предпочитают свободный стиль», — продолжает собеседник. Два года назад Нурсултан создал марку Intelligent (интеллигентом называют его друзья), все это время занимался своим делом и параллельно работал на основном месте работы, сейчас полностью посвятил себя бизнесу. О том, каким способом лучше продавать продукцию handmade, почему он решил выбрать «нетрадиционные» для казахстанцев материалы — шерсть, кашемир, хлопок, лен, и насколько его продукция дешевле предложения конкурентов, Нурсултан Муминов рассказал деловому еженедельнику «Капитал.kz».

Галстуки. Начало

Сначала для меня это было хобби. Я коренной алматинец, учился в университете в Дубае по специальности бизнес-администрирование, менеджмент. Вернулся в Казахстан и переехал в Астану, где работал в национальной компании аналитиком. Там, в Астане, каждый день носил костюм и галстуки – дресс-код обязывал. Мое предпочтение – хлопок и шерсть, мне нравится фактура. Но таких галстуков по доступным ценам практически не найти: местного производства нет, а зарубежные стоят от 35 тыс. тенге.

Мне всегда хотелось начать свое небольшое дело. К тому времени я женился, потребовался дополнительный доход. Стал изучать в интернете возможности заработка. И нашел вот такой вариант – один парень из России шил галстуки и рубашки. Я подумал: мне это подходит, и решил попробовать.

Закупил пробные материалы, потратил на это очень небольшую сумму – около 300 тыс. тенге. Самое сложное было найти швею. Нужно, чтобы она умела качественно выполнять шов вручную и делать правильный раскрой (это самое важное при пошиве галстука). От швеи требуется аккуратность и умение экономно расходовать ткань. С одного метра можно выкроить 4-5 галстуков. Это нормальный расход. У кого-то получается три галстука, это неэкономно.

Кто основной покупатель?

За это время я переезжал в Алматы, но потом вернулся в Астану. Швея осталась в Алматы, поэтому пришлось искать специалиста в столице. Нашел ателье и хорошего мастера, меня устроило качество, поэтому заключили договор на аутсорс.

Изначально планировал открыть цех, но посчитал все-таки, что это экономически нецелесообразно. В то время в планах было также шить рубашки, а это очень затратное производство, чтобы окупать его, необходим большой цех. И потом будет сложно попасть в ценовой сегмент. Наши галстуки стоят 12-15 тыс. тенге. Есть конкуренты внутри Казахстана, их продукция тоже стоит от 35 тыс. тенге, как дорогие итальянские галстуки. Я ориентировался на хороший качественный, но более доступный продукт, чтобы и молодые ребята, работающие на госслужбе, могли позволить себе купить галстук, и чтобы подарок можно было сделать. Сейчас наши основные клиенты – молодые люди в возрасте от 24 до 35 лет. Мужчины постарше, как правило, отдают предпочтение привычным для себя брендам, выбирают шелк.

Где взять лучшие ткани?

Грант, который я выиграл в конкурсе одного из частных фондов, – $10 тыс. – решил потратить на закупку тканей, внутреннего наполнителя, упаковку и пошив. Искал производителей ткани, которая используется специально для пошива галстуков. Мне посоветовали поехать в Италию, рядом с Миланом есть район, который славится тем, что там производят ткани для мирового текстильного производства. Кто-то покупает на местных фабриках сам материал, кто-то заказывает непосредственно изделия. Я побывал на двух больших фабриках, где покупаю ткани, познакомился с итальянским бизнесменом, семья которого шьет галстуки с 1905 года, у него я приобрел небольшое количество материала. Например, вот эта ткань (Нурсултан показывает на один из галстуков, – прим. ред.) – 100-процентный кашемир, цена чуть выше. Вот этот галстук – кашемир плюс лен, галстук из такой ткани за границей будет стоить 40-45 тыс. тенге.

Некоторые ткани я покупал на фабриках, некоторые – на сток-складах. Итальянские производители выпускают коллекцию с определенным количеством экземпляров. Если ткань остается, они ее не используют, а просто отправляют в сток. Это хорошая качественная ткань, новая и не испорченная. Просто она им уже не нужна, поэтому ее отдают дешевле. Купить метр можно по цене от 20 евро. В Казахстане метр итальянской ткани стоит от 18 тыс. тенге, то есть минимум в два раза дороже. Логистика не сложна – фабрики сами все упаковывают и доставляют почтой. У некоторых фабрик есть требование покупать определенный объем, но те производители, с которыми работаю я, такого требования не предъявляют, я могу спокойно покупать нужный мне метраж.

Использую также южнокорейские ткани, нахожу их в Астане и Алматы, они дешевле итальянских, качество при этом хорошее.

Как найти место продажи?

За два года существования были перерывы в работе. Выпускали максимально за один раз 30-40 галстуков, продавали за полтора-два месяца. Покупателями были в основном друзья, коллеги, знакомые. Старались сделать партии к каким-либо праздникам – к Новому году, например. Кстати, когда я составлял бизнес-план, просчитывал, что нужно продавать минимум 30 галстуков в месяц, чтобы получать прибыль. В реальности все получается по-другому.

Сейчас решил посвятить себя этому делу целиком. В мае отшили около 200 галстуков, девять моделей представили, пять-шесть представим позже. Часть представили в концепт-сторе в Астане, там я арендую вешалку. Недавно познакомился с телеведущей и бизнесвумен Динарой Сатжан, у нее есть свой шоурум. Она поддерживает казахстанские бренды, я выставил свою продукцию у нее.

В Алматы также продаю свою продукцию: в начале июня выставился в магазине, где представлены казахстанские бренды. Там в основном женская одежда. И наши галстуки. Локация офлайн все равно нужна, потому что люди хотят посмотреть, потрогать вещь, прежде чем ее купить. В Алматы в целом продажи идут иначе: далеко не все предприниматели носят галстуки (хотя интерес к казахстанской продукции все равно есть, и он растет, галстуки на подарки покупают) и плюс сейчас лето, сезонность для нас ощутима.

С каждым арендодателем договариваемся об оплате отдельно: с кем-то аренда, с кем-то – процент с продаж. Процент с продаж для нас, конечно, выгоднее, потому что за аренду все равно приходится платить, даже если продажи были очень маленькими.

Сейчас заканчивается первый месяц, как мы продаем нашу «большую» партию. Скоро подведем итоги – посмотрим, какая из выбранных нами локаций оказалась наиболее успешной с точки зрения продаж.

Поделиться