В Казахстане нет ни одной отрасли, которая является безусловным лидером в области цифровизации. Однако бесспорным является тот факт, что основу для этого процесса создают компании телекоммуникационного рынка. Какова расстановка сил в области современных бизнес-решений в разговоре с корреспондентом центра деловой информации Кapital.kz рассказал директор департамента по развитию бизнес-рынка АО «Кселл» Вадим Лю.
За последние несколько лет на рынке Казахстана произошли важные изменения, заявил Вадим Лю во время выступления на презентации исследования «Готов ли Казахстан к цифровизации?». Во-первых, традиционные сервисы сменяются новыми продуктами. Например, в портфеле телеком-компаний услуги мобильной связи уже не занимают лидирующую позицию.
«У „Кселл“ в секторе В2 В околотелекомовские продукты преодолели порог в 50%. Речь идет о бизнес-решениях, партнерских услугах. Это говорит о том, что нельзя концентрироваться на одном продукте, нужно двигаться дальше», — сказал Вадим Лю.
В качестве примера он привел услугу SMS-рассылка. Всем хорошо знакомы, так называемые, транзакционные сообщения, когда для совершения переводов или онлайн-платежей банк присылает на номер мобильного телефона клиента код, с помощью которого верифицирует его личность.
Есть так же продукты, связанные с эффективностью бизнеса: виртуальная АТС, услуга FreePhone с коротким номером дозвона в call-центры компаний. Кроме того, в портфеле оператора есть технологичные продукты, связанные с безопасностью, и решения для привлечения новых клиентов.
На сегодняшний день отечественный IT-рынок сильно фрагментирован: много игроков, и они предлагают аудитории большое количество продуктов. Таким образом, конкурентами Kcell на рынке бизнес-решений становятся даже небольшие компании и технологичные стартапы.
«В то время, как в услугах мобильной связи для корпоративного сегмента компания по-прежнему устойчиво лидирует, есть ниши, в которые мы только заходим, экспериментируем, ищем возможности для более полного удовлетворения потребностей бизнеса. Так мы пришли к идее экосистемы, которая сама по себе является ценностью — мы помогаем B2B-клиентам вступать в партнерства с другими игроками, чтобы создавать интересные продукты и завоевывать новые рынки», — пояснил Вадим Лю.
Второе изменение, произошедшее на рынке, — переход от, так называемых, коробочных продуктов, к индивидуальным предложениям для клиентов", — продолжил Вадим Лю. Существует большое заблуждение о том, что одни и те же цифровые решения подходят всем предпринимателям. И они совершают ошибку, когда следуют этой логике и начинают их внедрять, а на практике это оказывается неэффективно.
«Мы в своей работе исходим из индивидуальных потребностей клиента. Предположим, у него есть некая проблема, мы ее исследуем, находим решение, которое принесет рост продаж, снижение операционных затрат, и начинаем работать в этом направлении. Затем можем усовершенствовать этот продукт и предложить другим клиентам», — пояснил Вадим Лю.
Еще одно важное и интересное изменение последних лет состоит в трансформации бизнес-моделей. Раньше B2B и В2C существовали как отдельные элементы, сейчас рождаются более сложные системы, такие как, например, B2B2C. Соответственно, компаниям необходимо создавать решения, которые будут ценными и одинаково качественными на каждом этапе цепочки, считает наш собеседник.
«Например, продукт „Инфо порт“ позволяет пользователям мобильной связи при нулевом балансе звонить за счет рекламодателя. Допустим, вы являетесь абонентом Activ, на вашем счете нет денег, но нужно срочно позвонить. Мы предлагаем вам послушать рекламу некой компании в течение 15 секунд и полминуты для разговора. Таким образом, мы связываем рекламодателя с потенциальным клиентом», — пояснил Вадим Лю.
К сожалению, на сегодняшний день внутренние процедуры в крупных компаниях настолько зарегламентированы, что их IT-системы не могут гладко внедрить цифровую составляющую в бизнес-процессы, заметил он. Но независимо от того, готов Казахстан к диджитализации или нет, телеком-отрасли принадлежит ведущая роль в цифровизации. И «Кселл» намерен стать экосистемой роста для казахстанского бизнеса", — резюмировал Вадим Лю.