Сколько зарабатывают психотерапевты в Казахстане?
Помощь специалистов не самая дешевая услуга в стране
«Капитал.kz» попросил алматинского специалиста в области психоанализа Наталью Нуралдин взглянуть на свою профессию с точки зрения бизнеса, и она рассказала, сколько зарабатывают психотерапевты, почему они так дорого берут за свою работу и на что тратят деньги.
Наталья Нуралдин работает в области психоаналитической психотерапии с 2011 года. По ее словам, психоаналитический психотерапевт отличается от академического психолога и специалистов других направлений более углубленной клинической специализацией: может работать с серьезными психоэмоциональными нарушениями, решать вопросы депрессий, обсессивно-компульсивных расстройств (синдром навязчивых состояний), лечить панические состояния, сексуальные дисфункции или нарушение пищевого поведения.
О частной практике
Работу начинающего психотерапевта можно сравнить с плаванием – когда теоретически ты знаешь, как плавать, но при этом еще ни разу не держался самостоятельно на воде. И это очень страшно, поскольку огромная ответственность за клиента. Но мне очень повезло – я начинала практику при поддержке коллег, которые порекомендовали меня моему первому клиенту. К тому же один из более опытных коллег стал моим супервизором, то есть контролировал мою работу. И когда ты проводишь терапию под контролем более опытного коллеги, это безопасно для пациента.
Сколько стоит прием у психоаналитика?
Мой первый прием стоил 1700 тенге – небольшая сумма даже для 2011 года. Сегодня цена другая – 12 тыс. тенге за 50 минут. Если нужно поработать с семейной парой, то стоимость встречи чаще всего будет повышена. Думаю, что речь пойдет о 15 тыс. тенге за сеанс. Но варьирование цены в сторону уменьшения тоже возможно – если семья не может оплатить полную стоимость встречи, мы договариваемся о цене, которая ей приемлема.
О скидках (которые все-таки есть)
Однажды ко мне обратился молодой человек с достаточно серьезной проблемой, требующей действительно длительной терапии. Он совершенно спокойно, без попыток снизить цену, заплатил за первую встречу, но после сеанса сказал, что не может себе позволить терапию, потому что нет денег. Он студент, не работает, родные не знают о его проблеме и он не может обратиться к ним за помощью. В итоге мне пришлось почти уговаривать этого молодого человека, чтобы мы снизили цену до одной пятой от полной стоимости. Ему было неловко, но я сказала, что когда он станет зарабатывать, цена, безусловно, вырастет.
О регламенте работы
В самом начале терапии клиенты нередко говорят: «Мне не хватает ваших 50 минут, вы же видите, что я не выговорился!» Но психоаналитическая терапия имеет очень четкие границы отношений «специалист – клиент». Одна из составляющих этих границ – строго фиксированное начало и окончание сессии. Если мы говорим о серьезном и последовательном лечении, то чаще всего работа займет от нескольких месяцев до нескольких лет. И примерно через месяц человек на уровне опыта понимает, что 50 минут окончены, но будет следующая встреча, а за это время он подумает и проанализирует то, что мы обсуждали на сессии.
О психотерапии для психолога
Любой специалист, соблюдающий стандарты профессиональной психоаналитической подготовки, обязательно имеет так называемый собственный клиентский опыт, то есть собственную психотерапию/психоанализ. Не менее важно иметь супервизию – это регулярная работа с более опытным специалистом – еженедельные обсуждения клинических случаев. Это очень похоже на медицинский совет с поправкой на то, что я не медик. Супервизии проходят на платной основе: если мы говорим о работе с зарубежными коллегами, то это порядка 20-30 евро за 50-минутную беседу.
На что тратится психоаналитик?
Я нахожусь в постоянном процессе профессионального тренинга – это личный психоанализ, супервизии, семинары, вебинары, лекции – все стоит недешево. Например, мы с коллегами вскладчину приглашаем в Казахстан зарубежных специалистов. Если говорить о специалисте из Европы и его трехдневном семинаре, то гонорар будет составлять примерно 3000 евро плюс расходы на перелет, гостиницу и питание – еще около 1000 евро.
Чем еще зарабатывает психоаналитик?
Уже несколько лет мы с коллегами проводим в Алматы семинары, тренинги и годовые учебные курсы для начинающих психотерапевтов. Разумеется, на платной основе. В числе таких тренингов курс психоаналитической диагностики, который предназначен для работающих с людьми специалистов, интересующихся психоаналитическим направлением понимания терапии. Мы только что завершили девятимесячный курс обучения с группой из трех человек. Цены были более чем приемлемые – одна встреча в неделю продолжительностью в 2,5 часа обходилась слушателю в 5000 тенге.
О взаимодействиях с врачами-психиатрами
Я не психиатр и не могу лечить человека с шизофренией, но в качестве реабилитационной поддерживающей терапии метод психоанализа работает очень хорошо. Однако в этом случае обязательно сотрудничество с психиатром, и никак иначе.
Другой случай обязательного обращения за помощью коллеги-психиатра, когда клиенты говорят: «Я не знаю, приду ли я к вам на следующую сессию, потому что ищу способы, как безболезненно уйти из жизни». В таком случае требуем обратиться к психиатру и держим с ним контакт. Конечно, я не могу взять клиента за ручку и привести к врачу – специфика нашей работы не позволяет настолько включаться в частную жизнь человека, потому что он обращается к нам по собственной инициативе и имеет границы, которых мы не вправе нарушать.
О конфиденциальности
Все, что обсуждается в кабинете, совершенно конфиденциально, за исключением трех случаев. Во-первых, если человек хочет совершить суицид (тогда я обязана связаться с родственниками и сообщить об этом). Во-вторых, если действия человека угрожают чьей-то жизни (в моей практике такого не было, но, полагаю, что обращусь в полицию). И если третье лицо угрожает жизни человека (в этом случае необходимо сообщить об этом родственникам).
О депрессии
Примерно у 85% моих пациентов в той или иной форме выявляется депрессия. Существуют разные виды депрессий с разными клиническими проявлениями. Самый легкий – умеренное снижение эмоционального фона, ровное ко всему отношение, из разряда «ну, нормально, пойдет». Бывает другая депрессия, когда человек может лежать несколько суток в кровати и в лучшем случае уставиться в одну точку, а в худшем – думать о смерти.
В большинстве случаев депрессия лечится довольно эффективно. Но, на мой взгляд, понятие «лечится» имеет широкий спектр значений. Можно улучшить общее состояние, настроение, но если у депрессии имеется какая-то глубокая причина, то без дальнейшей продолжительной коррекции очень вероятно вернуться в эту депрессию.
Все проблемы из детства. Это правда?
Это мое глубокое убеждение, подтвержденное профессиональным опытом. Например, если ко мне обращается мужчина из-за проблем с ревностью, то нередко окажется, что он, будучи мальчиком, пережил опыт быть брошенным. Причем речь иногда идет именно о субъективном переживании брошенности. Объективно может быть мама не могла оставить ребенка с собой, потому что должна была сутками работать, и с большой болью в сердце отправила его к бабушке. Мальчик ощущает себя покинутым – его предали, его не любят, все плохие и никому верить нельзя. С этим багажом покинутости и предательства он становится взрослым и вступает в отношения. И любое не отвеченное в течение 3,5 секунд WhatsApp-сообщение воспринимается как предательство, вызывает гнев, вспышки ярости со всеми вытекающими последствиями. И требуются месяцы на проработку того, чтобы он понял, что мама его не бросала. И лишь после этого он может понять, что и девушка не обязательно пренебрегает им. Ему становится легче взаимодействовать с окружающими.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.