Как организовать производство корма для домашних животных
АВТОР

18.06.2018 • 08:15 2752

Как организовать производство корма для домашних животных

Эта ниша в Казахстане огромная, импорт составляет чуть не 99%

Сергей Шевелев, производитель корма для собак и кошек YUMMI, начинал свой бизнес в Петропавловске несколько лет назад, сейчас поставляет продукцию по Казахстану и в Россию, причем в соседней стране спрос оказался выше. Деловому еженедельнику «Капитал.kz» эксперт рассказал о том, во что нужно вложить немало средств при открытии цеха по производству корма, через какое время можно получить прибыль и что в «кормовом» бизнесе охраняется больше всего.

Сколько вложений потребовалось

Производство корма для собак и кошек начиналось для Сергея Шевелева как часть бизнеса. С 2005 года он занимается выпуском кормов для птицы и сельскохозяйственных животных. «В 2008 году у меня появилась собака, стал покупать ей хорошие готовые корма, и возникла мысль: „Может быть, открыть свое производство сухих кормов?“ В 2013 году идея воплотилась в жизнь», — вспоминает собеседник о том, с чего начинался бизнес.

Оборудование приобрели примерно за 20 млн тенге, очень дорого обошлось налаживание производства — в это пришлось вложить раза в два больше. «Это специфичный процесс, потому что ничего не было известно, приходилось производить, тестировать, выбрасывать, и так неоднократно, а оборудование не может выпустить два-три килограмма, только несколько десятков-сотен килограмм», — рассказывает Сергей Шевелев.

Самая охраняемая часть бизнеса

Отрабатывать технологию в течение нескольких лет пришлось из-за того, что общей для всех технологии нет. Есть база — как производить, но рецептура у каждого производителя своя. «Вообще рецептура — это самая охраняемая часть в нашем бизнесе. Например, рецепт печенья или пива вы сможете найти в свободном доступе в интернете или другом источнике, в нашем бизнесе это сделать очень тяжело. Мы общались с французскими, немецкими, украинскими друзьями, они нам помогли», — рассказывает эксперт.

Особенность рецептуры и нежелание делиться ею с коллегами связана, прежде всего, с потребителями — животными. Очень сложно подобрать ингредиенты так, чтобы они подходили большой группе собак: есть собаки миниатюрные, есть огромные, и у всех — разные потребности. «Корм должен удовлетворять все физиологические потребности, от него у собак должна блестеть шерсть и все в порядке должно быть с глазами. Это сложная задача. Мой испытатель — мой пес, он постоянно употребляет корм, который производим мы», — говорит собеседник.

Ингредиенты: между «дорого» и «дешево»

Что именно будет включено в состав корма, каким будет соотношение мясной составляющей, кукурузы, других ингредиентов и добавок, зависит и от оборудования, которое используется в производстве.

Самый дорогостоящий ингредиент — мясная мука, в себестоимости производства она занимает примерно 80%. «Мы производим собственную мясную муку из свежезамороженного сырья. Это, естественно, обходится дороже, чем покупка мясокостной муки. Но мясокостная мука, изготовленная сторонними производителями, может быть очень низкого качества, ее могут делать в том числе из бесплатного сырья, которое остается при производстве колбасных изделий», — объясняет Сергей Шевелев.

Что касается стоимости других ингредиентов, то она может существенно отличаться в зависимости от качества. Так, например, кормовая кукуруза стоит 40 тенге за килограмм, кукуруза, которую используют для производства консервов, — 120 тенге за килограмм, кормовая пшеница стоит 30 тенге за килограмм, твердые сорта пшеницы — 60 тенге за килограмм.

«Если использовать более дешевое сырье, то можно получить рентабельность и 50%, и 100%. У нас рентабельность 25% за счет того, что мы используем только дорогое сырье, но мы считаем это неплохим показателем», — комментирует собеседник.

Когда начинается первая прибыль

Сейчас компания производит 50−100 тонн в год, это очень небольшой объем. Для того чтобы выходить на большие объемы, нужен цех с большей мощностью, что, естественно, требует вложений. «Прибыль уже получаем, это произошло примерно за три года, но пока вся прибыль уходит на погашение старых долгов и на заработную плату персоналу. К слову, сотрудников много не требуется — пять-шесть человек. Пока мы за прибылью не гонимся. Прежде всего, мониторим и отрабатываем технический процесс», — рассказывает Сергей Шевелев.

С самого начала компания специализируется на производстве сухих кормов для собак и кошек. Выпуск влажных кормов предполагает другую технологию, которую также нужно будет отрабатывать, а это, соответственно, тоже потребует вложений. И, кроме этого, потребуется покупать другое оборудование, а оно может стоить порядка $4 млн. Хороший завод, как сообщили коллеги из Германии, может потребовать примерно 2 млн евро. Кроме того, нужны будут определенные вложения в упаковку. «Производство влажных кормов — направление интересное, но пока не видим в нем экономического смысла для себя», — комментирует собеседник.

Где корм покупают лучше?

Спрос классически определяется соотношением цена/качество. «Если цена на наш корм будет ниже, то и спрос будет выше. В зоомагазинах Алматы наш корм для собак продается по 8,5−9 тыс. тенге за 20 кг, корм для кошек — по 7−8 тыс. за 10 кг», — приводит цены производитель.

В Казахстане корм продается в Петропавловске, Алматы и Астане (больший спрос наблюдается в Алматы, потому что город большой), в России — от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Основной потребитель — Россия.

Сезонность в спросе есть: летом покупают больше. Объясняется это тем, что в холодное время года владельцы собак могут приготовить питомцам еду на несколько дней и она не пропадет, а летом с этим сложнее.

Компания работает через зоомагазины, заводчиков, презентует свою продукцию на выставках. Лучший вариант продвижения на сегодняшний день — через выставки и специализированные организации. Работает и сарафанное радио.

Почему — премиум-сегмент?

Изначально компания выбрала для себя премиум-сегмент. «Для того чтобы работать в экономклассе, объем производства должен быть изначально как минимум 100 тонн в месяц, чтобы можно было хоть что-то заработать. И, кроме того, нужно будет заходить в супермаркеты, а это уже совсем другое», — говорит Сергей Шевелев.

Он рассказывает, что на компанию выходила с предложением российская сеть супермаркетов, им требовалось порядка 500 тонн продукции в месяц. «Работа с супермаркетами специфична. Помимо того, что они хотят получать большой объем сразу, также срок хранения у самой продукции должен быть увеличен минимум до одного года, что, соответственно, отражается на качестве из-за необходимости использования консервантов. И потом, представьте, в случае возврата какие могут быть объемы», — говорит спикер.

Что нужно производителям корма?

На сегодняшний день в Казахстане есть несколько местных производителей (на севере страны наш собеседник — единственный). По оценке Сергея Шевелева, ниша производства кормов для животных на внутреннем рынке огромная, импорта сейчас чуть не 99%. Единственное, необходимо перешагнуть через барьер неприятия местного. Покупатели очень чутко реагируют на малейшие события. Допустим, кто-то выпустил некачественный продукт, это тут же проецируется на всех производителей корма. Поэтому, считает эксперт, казахстанским производителям кормов для животных необходима отраслевая ассоциация, это помогло бы регулировать вопросы, делиться опытом, закупать качественные ингредиенты.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

​Сергей Шевелев производитель корма для собак и кошек YUMMI

18.06.2018 • 08:15 2752

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как организовать производство корма для домашних животных
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика