Время стартапов

31.05.2018 • 17:57 2462

Время стартапов

или как крупному бизнесу ответить на вызовы времени

Наша жизнь стремительно меняется и правила игры на рынках вместе с ней. Сегодня успешные компании пересматривают свои подходы не только к бизнес-процессам, но и к развитию главного своего потенциала — работников.

В мировой практике даже крупные корпорации все чаще применяют стартап-инструменты. О том, что это за инструменты, как они влияют на бизнес и как позволяют развивать кадры, нам расскажет Владислав Шипилов — эксперт в области корпоративного предпринимательства, инноваций и стартап-инструментов в числе клиентов которого такие компании как Лукойл, Газпром, Сбербанк и Филип Моррис Казахстан.

— Владислав, какие требования выдвигает наше время для крупного бизнеса? Нужно ли компаниям для достижения наиболее эффективных бизнес-показателей внедрять инновации и какие?

— Если посмотреть на происходящее сейчас в мире, то мы увидим, что любые современные стартап-инструменты и инновационные подходы к развитию бизнеса становятся намного более важными, чем это было раньше. Почему? Потому что практически каждую неделю выходят новые технологии, новые приложения и новые сервисы, которые зачастую смещают на лидеров рынка. Давайте вспомним истории таких компаний, как, например, Kodak и Nokia. В свое время они были лидерами в своих секторах, но потеряли позиции, потому что испугались новых технологий, вовремя не заметили изменений в пользовательском поведении, не поняли куда движется рынок.

То есть огромные корпорации, которые некогда были великими, канули в Лету. А все дело в том, что на рынке появляются сильные стартапы — технологичные компании, создающие действительно важные и нужные для потребителей продукты. Например, AirBNB. Эта компания была очень маленьким стартапом, основанным двумя людьми. Сначала они просто сдавали комнаты в аренду и мало кто верил в жизнеспособность их модели. Но спустя каких-то 10 лет, рыночная капитализация сети отелей со столетней историей Hilton составляет 23 млрд. долларов, а капитализация AirBNB — более 25 млрд. долларов.

И таких примеров огромное количество. Мир очень стремительно меняется, поэтому крупные компании начинают задумываться о корпоративных инновациях. Отличный пример здесь компания Филип Моррис Интернэшнл, которая понимает, что табачный рынок теперь движется совершенно в другую сторону, что меняется пользовательское поведение, меняются запросы потребителей. И компания отвечает этим вызовам, предлагая рынку инновационные продукты с потенциалом пониженного риска, а своим работникам современные инструменты для развития. Филип Моррис Казахстан разработала потрясающий инструмент, который назвала Fast Forward — Фаст Форвард. Это одна из программ, которая помогает компании через развитие стартап-навыков у работников внедрять корпоративные инновации, узнавать и следить за трендами в пользовательском поведении и предлагать новые решения задач компании.

— Данный инструмент — это модный тренд или все же необходимость?

— Сложно назвать его модным трендом. Это один из примеров того, как корпорации перенимают методы стартап-индустрии, такие как дизайн-мышление, Lean Startup, гибкие подходы к разработке продуктов и решений. В случае Филип Моррис Казахстан все эти стартап-инструменты объединяются одной методологией, которая называется Фаст Форвард. Почему стартапы становятся великими? Потому что они используют немного другой подход, и перенимая успешные практики такого подхода, корпорации становятся сильнее.

— В чем заключаются сложности внедрения стартап-инструментов в крупных компаниях?

— Глобально существует два подхода к развитию бизнеса. Первый направлен на то, чтобы поддерживать существующую модель компании. Все компании и корпорации когда-то были стартапами, но они вырастают и у них появляется своя бюрократия, свои процессы, а для людей, которые работают в компании, приоритетными становятся стабильность, прогнозируемость, повторяемость, отсутствие неожиданностей. Но если компания задумывается о корпоративных инновациях и о том, чем она будет зарабатывать через 5−10 лет, она должна использовать другие подходы. Такие как дизайн-мышлений, Lean Startup, Agile, Scrum и другие инструменты стартап-индустрии. Почему стартапы используют именно эти подходы? Потому что они не боятся ошибаться. Они понимают, что ошибки — это источник обучения, и чтобы создать действительно что-то новое, нужно попробовать различные варианты. Поэтому, когда большая корпорация обращается к инструментам стартап-индустрии, она становится более гибкой и концентричной, то есть ориентированными на конкретное поле и потребности клиентов и пользователей.

Но чем крупнее компания, чем она старше, тем дольше она будет производить изменения. Это как попробовать внести изменения в поведение 10-летнего ребенка, или 50-летнего мужчины, у которого уже сформировалось свое отношение к миру. Но все возможно. В Казахстане есть хороший пример, как изменилась некогда неповоротливая и громоздкая система — это портал электронного правительства E-gov. Он значительно упрощает потребителям жизнь, делает получение госуслуг удобнее. То же самое должна делать большая корпорация. Но все начинается с изменения отношения к инновациям людей, работающих в компании. Бизнес делают люди. И если они никогда не думали о клиентах, а думали только о себе, то им сложно сразу «рвануть» и начать выдавать инновационные продукты, ориентированные на пользователя. Должно пройти время, чтобы они поняли насколько это важно.

— Приведите, пожалуйста, примеры успешного применения инструментов программы Фаст Форвард работниками Филип Моррис Казахстан?

— Внедрение этой программы — прекрасный пример того, как огромная компания объединила в себе все основные существующие стартап-инструменты. В Фаст Форвард, если посмотреть с точки зрения создания новых продуктов, или поиска новых бизнес-возможностей, всего три этапа. Это этап эмпатии, когда мы встаем на место нашего клиента и пытаемся понять, что человек чувствует, чего он хочет, почему выбирает именно те, а не иные продукты. Следующий этап — исследование. Когда нам нужно создать минимальную версию работоспособного продукта или любого другого решения. В стартап-индустрии это называется минимально ценностный продукт. Затем с помощью конкретных метрик нужно понять, насколько людям это решение интересно.

Давайте посмотрим, как обычно компании развивают новые продукты. Они месяцами пишут огромные технические задания и согласовывают их с руководителями различных рангов. В итоге, с момента инициации до запуска у крупной корпорации уходит от года до двух лет. В стартап-индустрии так не принято. Стартап должен сразу же зарабатывать деньги, поэтому в этой индустрии не стремятся создать идеальный продукт и не пишут подробные технические задания. Сначала узнают какие проблемы есть у людей, а дальше создают минимальное работоспособное решение, которое эти проблемы на минимальном уровне «закроет». А также, даст понять руководителю процесса, насколько решение пригодно для рынка.

Третий этап — это непосредственно реализация, когда мы внедряем то, что придумали. И если первые два этапа отвечают на вопрос «создаю ли я действительно нужную вещь?», то третий — на вопрос «делаю ли я это правильно?».

Фаст Форвард помогает Филип Моррис Казахстан постоянно, каждые две-три недели тестировать новые гипотезы, новые идеи. С помощью Фаст Форвард сотрудники компании меняют свои гипотезы, для того, чтобы быстрее обучиться и быстрее найти решение которое устроит потребителей. Конечно, уже есть примеры успешных решений, найденных работниками Филип Моррис Казахстан благодаря инструментам Фаст Форвард. Но все-таки говорить о них еще рано, так как программа внедрена только полгода назад. Но уже можно посмотреть на то, как меняются люди, меняются их подходы. Пока Фаст Форвард контролируется руководством компании и на начальном этапе это правильно. Но в какой-то момент программа, может быть, станет основной методологией для того, чтобы совершенствовать все процессы и находить новые рынки, создавать инновационные продукты, необходимые потребителям и отвечающие вызовам времени.

Владислав Шипилов рассказывает о программе Фаст-Форвард с позиции коуча, но всегда важно посмотреть на вопрос с разных сторон. Чтобы лучше понять программу, которая помогает развивать бизнес-навыки стартап-индустрии и стремление к инновациям у работников, мы также задали несколько вопросов представителям Филип Моррис Казахстан, которые участвуют в FFWD. Это Мадина Маметьярова из Отдела по управлению персоналом, Илья Видяев, представляющий Отдел сбыта и Эльвира Амантурлина из отдела по развитию и планированию бизнеса.

— Как изменился ваш подход к работе, к бизнес процессам, после участия в программе Фаст Форвард?

Мадина Маметьярова: Одна из моих главных задач — это развитие работников компании, которых мы называем клиентами. Я стала чаще задавать себе вопросы «Что нужно моему клиенту? С какими проблемами сталкивается клиент? Нужен ли вообще тот или иной инструмент или процесс клиенту?». Также мне нравится подход, основанный на экспериментах — ты пробуешь, извлекаешь уроки, потом делаешь на большом масштабе либо не делаешь вообще. Ответы на данные вопросы помогают мне развивать внутреннюю клиентоориентированность.

Илья Видяев: Он изменился с точки зрения двух вещей — скорости и количества вопросов. С одной стороны, ты увеличиваешь в короткий промежуток времени количество попыток и усилий в рамках так называемых экспериментов, с другой, — начинаешь задавать все больше и больше вопросов себе, вовлечённой команде и объекту, который ты изучаешь или хочешь изменить.

Эльвира Амантурлина: после изучение азов FFWD в рамках тренинга и регулярных встреч с тренером, появилась «привычка» критического мышления к определению проблемы, а так же в целом, определение проблемы у «клиента» (в противовес проблемы организации, а не клиента)

— Как вы считаете, применимы ли практики стартапов в вашей повседневной работе?

Мадина Маметьярова: Думаю каждый день я не смогу применять практики стартапов, однако, в таких случаях, когда у тебя есть бизнес задача, но нет решения, подход Фаст Форвард вполне применим. Также перед тем как задумать что-то глобальное (проект или задачу), лучше в рамках Фаст Форвард понять нужно ли это вообще делать.

Илья Видяев: Уверенно могу ответить — да. Понимание всей организацией методологии Фаст Форвард поможет в разы увеличить скорость принятия решений. А работа небольших групп, состоящих из экспертов в одном вопросе, может значительно ускорить внедрение инициатив и позволит очень быстро распространить полученный опыт. Вовлечение же в данную группу экспертов с других департаментов поможет создать что-то абсолютное новое, при этом в короткий промежуток времени.

Эльвира Амантурлина: в целом, можно развивать себе привычки быстрых решений, экспериментов, что может давать более эффективные результаты

— Все ли инструменты вы смогли применить по итогам участия в данной программе и каковы результаты?

Мадина Маметьярова: Я применяю такие инструменты как интервью с клиентами, наблюдение за клиентами, эксперименты.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

стартапы

31.05.2018 • 17:57 2462

Поделиться
Loading...
Время стартапов
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus