История книжного магазина, который стал франшизой
АВТОР

04.06.2018 • 10:00 1441

Франшиза

История книжного магазина, который стал франшизой

Как «Мама, почитай…» завоевывает маленьких читателей

Книжный магазин для детей, в котором продают сервис. «Мы начинали с интернет-магазина и когда решили открыть офлайн-магазин, многие крутили пальцем у виска: вы что, сейчас все уходят в онлайн, а вы — наоборот, идете в офлайн, тем более с книжной продукцией. Но супруг четко видел формат магазина и понимал, что такого на рынке нет», — Назкен Кулмурзина, сооснователь и руководитель сети магазинов «Мама, почитай…», говорит о концепте своего книжного магазина. Основная идея — сделать так, чтобы у ребенка остались воспоминания о том, как в детстве он ходил в книжный магазин, где проводил время с родителями. С чего все начиналось и как «магазин-приключение» стал франшизой — об этом Назкен Кулмурзина рассказала деловому еженедельнику «Капитал.kz».

Хороших книг не нашлось, открыли свой магазин

Все началось в 2013 году. Я в то время находилась в декретном отпуске со своим первым ребенком и, как и все мамы, была озадачена вопросом развития своего малыша. Искала книги, но не смогла найти что-то качественное, красивое и содержательное. В определенный момент нам с супругом пришлось переехать по работе на запад страны. А там эта проблема проявилась еще острее. Приходилось покупать книги в интернет-магазинах соседних стран. Тогда-то и зародилась идея: почему бы не открыть собственную онлайн-площадку. Я была уверена, что таких мам, как я, которые хотели бы заказывать и получать книги как можно быстрее, было немало.

Мы начали разрабатывать сайт, работать над ассортиментом с издательствами. Я уже знала, какие книги хотела бы привезти, — такие, каких не было в казахстанских книжных магазинах. Более того, их невозможно найти и в России: мы жили в Западно-Казахстанской области, вблизи от границы, и часто выезжали в соседнее государство, но и там не могли найти то, что хотели.

Первоначальные вложения составили 700 тыс. тенге. Это была сумма моих накопленных декретных отчислений. После мы вкладывали еще, но точную сумму назвать сложно: этот процесс непрерывный, потому что есть ощутимая конкуренция, и в ее условиях приходится постоянно думать о развитии. В развитие мы сейчас вкладываем всю прибыль, которую получаем.

Магазин, который продает сервис

Начали именно с интернет-магазина, потому что в маленьком городке, в котором мы жили, не было смысла открывать физический магазин. Виртуальная площадка же дает возможность доставлять книги по всему Казахстану. Тогда мы работали в основном с Алматы, для меня это было что-то вроде фриланса.

К открытию офлайн-магазина пришли спустя три года работы, когда увидели, что спрос на детские книги очень большой. Многим людям нравится держать в руках красивую книжку, пахнущую «типографией», листать ее, рассматривать (частенько за обложкой скрывается что-то интересное, объемное).

К тому моменту супруг закончил свой проект по работе, мы вернулись в Алматы и стали воплощать в жизнь ту идею книжного магазина, которая зародилась у него в голове. А идея заключалась в том, чтобы создать «магазин-приключение» — пространство, куда родители приходили бы с детьми, и дети могли бы спокойно передвигаться по магазину, бегать, прыгать, то есть делать то, что они любят. И при этом чтобы они могли сами брать книги с полок, листать, выбирать. Основной элемент нашего интерьера — яркий подиум, куда малыши могут забираться и брать книги, которые им нравятся. Есть место, где дети могут сидеть и рассматривать книжки. Такой формат — это наше отличие от других магазинов. Такого формата до нас не было и, как нам кажется, нет до сих пор. Многие клиенты уже приходят к нам каждые выходные, дети сами просят родителей привести их к нам.

Офлайн и франшиза

Первый офлайн-магазин открыли в начале 2016 года. Сейчас их уже восемь по всему Казахстану. Два находятся в Алматы, они работают под нашим управлением, остальные шесть работают по нашей франшизе: в Уральске, в прошлом году открылось четыре магазина — в Астане, Атырау, Темиртау, Таразе, в этом году — в Шымкенте.

Когда начали работать по франшизе, стало поступать очень много запросов от потенциальных франчайзи. Для открытия магазина по нашей франшизе необходима сумма от 5 млн тенге, в нее входят все расходы, закупка товара и инвентаря. Более точная цифра зависит от места расположения магазина. Бывает, в торговых центрах нужно вносить первоначальный взнос, есть свои условия по аренде.

Помимо этого есть первоначальный взнос — 3 млн тенге. Роялти как такового у нас нет: мы не производим сам товар, мы его только привозим. К тому же начинать всегда сложно, даже если работать по франшизе, поэтому мы решили не усложнять жизнь своим франчайзи. Мы делаем определенную надбавку на товар, это и есть роялти. Размер надбавки зависит от объема общего закупа, но обычно до 10%. По условиям франшизы, весь товар необходимо закупать у нас: мы понимаем, что наши объемы не сравнятся с объемами магазинов франчайзи, и предоставляем им возможность получать товар по хорошей цене.

Сколько книг в месяц можно продать?

Наш основной ассортимент — книги и настольные игры, которые рассчитаны и на взрослых, и на детей. К настоящему времени у нас более 20 партнеров, у которых мы покупаем товар. Книги получаем в основном от российских издательств — примерно 70% от общего ассортимента, а также от казахстанских издателей и зарубежных, в частности из Великобритании. В России много молодых издательств, которые зарождались примерно в одно время с нашим магазином. В Казахстане, по сути, только одно издательство, подходящее нам по профилю, но, бывает, кто-то в частном порядке издает одну-две книги, и мы с удовольствием поддерживаем таких издателей.

Кстати, когда мы только начинали, принятым форматом работы была 100-процентная предоплата за товар. Сейчас со всеми партнерами у нас установились дружественные отношения, со многими знакомы лично, поэтому, если нужно, нам дают отсрочку платежа.

Средний чек у нас составляет примерно 10 тыс. тенге. Конечно, в каждом из восьми магазинов он чуть отличается, это зависит от самой точки продаж. Сейчас мы продаем примерно 12 тыс. книг в месяц. Много это или мало? Нам по большому счету не с кем себя сравнивать — слишком узка специализация: книжные магазины в офлайне ориентированы в основном на взрослую аудиторию.

И мы прекрасно понимаем, что не можем конкурировать со смартфонами и планшетами, это совсем другое. Поэтому и предлагаем альтернативу гаджетам — поиграть с ребенком перед сном 15−30 минут в настольную игру, почитать вместе книжку. Это то, что называется «качественно проводить время вместе», и в этом заключается цель создания нашего магазина.

d49c03b141bffc342d33d84a563.png

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Назкен Кулмурзина Мама почитай

04.06.2018 • 10:00 1441

Поделиться
История книжного магазина, который стал франшизой
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus