Рынок товаров для офиса в РК оценивается в $600 млн
АВТОР

30.05.2018 • 08:30 2975

Рынок товаров для офиса в РК оценивается в $600 млн

Конкуренция очень жесткая, рынок не свободен, каждый старается свое сохранить и залезть в чужое пространство, говорит глава компании Office Expert

Господдержка казахстанской онлайн-торговли вылилась в освобождение компаний на три года от корпоративного подоходного налога с 1 января 2018 года. Рынок новинку принял скептически: льгота была обусловлена весьма жесткими, по мнению большинства наблюдателей, условиями. Их четыре: компания должна принимать заказы через сайт, иметь собственный склад и собственную систему доставки, не менее 90% расчетов должны проходить через электронную систему платежей.

Последнее требование многие эксперты назвали практически невыполнимым. Однако компании, полностью отвечающие этим требованиям, есть. Одна из них — интернет-магазин товаров для офиса office-expert.kz. Кайрат Десупов, генеральный директор компании Office Expert, рассказал «Капитал.kz» о становлении бизнеса и его перспективах.

Только онлайн! Офлайн не интересен

Компания четко себя позиционирует как работающая в интернете, и рынок это принял. Концепция простая: мы помогаем офисам. Признаюсь, были соблазны открыть офлайн-магазин для дополнительной прибыли. Но мы видим огромное конкурентное преимущество в развитии работы именно в интернете.

У нас коэффициент удержания клиентов — 95%. Сейчас наша база заказчиков — около 9 тыс. компаний, это постоянные клиенты. Кто-то делает 10 покупок в месяц, кто-то раз в полгода. Мы это контролируем и знаем клиента: с какой периодичностью покупает, какие товары, на какую сумму. Эта статистика набирается и анализируется.

В Алматы зарегистрировано больше 90 тыс. компаний, из них реально работают около 50 тыс. Получается, мы сейчас обслуживаем пятую часть рынка.

Когда создавали компанию, думали, на чем специализироваться. И увидели, что интернет-магазин товаров для офиса — это перспективно. Когда я прихожу в магазин — приходится брать не то, что хочешь, а то, что есть на полке. Старая система обеспечения офисов была такая же: вы часами изучаете каталог, который устарел уже в момент выхода, и половины из указанного в нем товара в продаже нет. Но узнаете вы об этом несколько дней спустя после заказа. Процесс оформления заявки становится пустой тратой времени. Интернет-магазин лишен этих недостатков.

Изначально видение бизнеса было простым: поставки канцтоваров. Я считаю, что в Казахстане этот рынок оценивается в $220 млн. Но мы сервисная компания для офисов, это заставило посмотреть на задачу шире. Офисам нужны не только канцтовары, но и сумки для курьеров, стаканы, посуда, лампочки, напитки… Рынок офисного обеспечения страны мы оцениваем в $600 млн.

Доставка день в день — главное преимущество

Самое главное для рынка — предложить ему качественную услугу. Мы сразу ориентировались на поставки товара в день заказа. Сначала планировали заключить договоры с крупными поставщиками. Я предлагал им сотрудничество: мы собираем заказы, а они обеспечивают доставку до клиентов. Крупные компании даже не стали с нами разговаривать. Общая реакция была такой: много вас таких, желающих организовать поставки день в день, и ни у кого не получилось.

Пришлось все делать самим. Сразу стало понятно, что гарантировать своевременные поставки можно только при условии наличия своего товара. Значит нужен склад. Я сначала скептически к этой идее относился, ведь это дополнительный центр затрат: склад надо арендовать или купить, содержать обслуживающий штат, нужны системы хранения товара и технологии автоматизации процесса. Но идея организации доставки товара в день заказа не оставила выбора.

Мы никогда не верили в необходимость все приобретать. Арендовали склады и арендуем до сих пор. С учетом того, что сейчас много предложений, это выгодно. Сейчас мы платим за склад 2 млн тенге в месяц. Нашли помещение с высотой потолка 8 метров: в определенный момент стало выгоднее расти в высоту.

Первое вложение было 15 млн тенге. Приобрели 2 машины, сняли склад, офис для 4 человек. Сайт начал работать 1 января 2012 года, а первый заказ поступил 14 января. Тогда не было большого клиентского опыта покупки товаров через интернет, никто этого и представить не мог. Склад был маленький, сами поставили стеллажи, лотки, его обслуживал один специалист, я даже не помню, как к нему заказ попадал. Сейчас все решения облачные: серверы, склад, все синхронно работает, все происходит одновременно: принимается заказ, формируется посылка и просчитывается логистика. Проникновение интернета хорошо отражается на эффективности работы.

Логистика решает все

Сейчас в нашем автопарке 7 машин грузоподъемностью полторы тонны каждая. Система поставок двухфакторная: в первой половине дня первый маршрут, во второй половине — второй. В 9 часов утра водители уже на маршруте, возвращаются в 13:00, обедают в столовой, отдыхают, можно даже душ принять. Второй маршрут — с 14:00 до 18:00, важно доставлять в рабочее время, когда офисы работают.

За день одна машина развозит порядка 40 заказов. Средний вес одного заказа — 24,5 кг. В день — 850 кг, в месяц — 14 тонн. В экипаже 3 человека. Каждый водитель обслуживает закрепленную за ним зону города. Он знает ее наизусть и часто сам принимает решение о маршруте, хотя у него есть выстроенный график движения.

Вся наша логистика разработана на базе 1С, в которой отражается все: как заказ открывается, как формируется на складе, как закрывается, сразу видим возражения или претензии от клиента. Экспедиторы обеспечены специальным мобильным приложением. Этим и отличается интернет-магазин — уровнем цифровизации.

По сути, мы не торговая, а IT-компания. Мы понимаем, что конкурентное преимущество в перспективе находится здесь. Да, сейчас это центр затрат, но в ближайшие 10 лет нас никто не догонит. Мы были убыточными до 2016 года, накопленные убытки и есть наши вложения — порядка 150 млн тенге. Все это деньги акционеров, кредитами мы стали пользоваться недавно, когда весь процесс был уже отлажен. Сейчас мы оцениваем себя в $7 млн.

Важный бонус: работа без предоплаты

Мы работаем без предоплаты. Если понимаем, что это наш клиент, сразу ставим на отгрузку. Проблем невозврата у нас нет. Мы даже юриста не содержим, который бы разбирался с претензиями. Прецеденты были, пару раз стали жертвой мошенников. Эти случаи никак не повлияли на стиль нашей работы, но мы ввели в работу скоринговую оценку клиентов.

Сейчас очень открытое информационное пространство. О любой компании можно узнать всю подноготную. Мы собираем информацию из открытых источников. Когда поступает заказ, мы сразу понимаем, когда эта компания появилась, платит ли налоги, есть ли она в черном списке. Это может быть не моментально, но за 5 минут я составлю определенное мнение. Вот в чем преимущество цифровизации — чем доступнее информация для всех, тем лучше для всех.

Технологии снижают нагрузку на офис: у нас 220 заказов в сутки, которые обслуживают 4 оператора колл-центра и 3 менеджера по работе с клиентами, и еще сохраняется резерв. Главное конкурентное преимущество цифровых компаний — не надо линейно прирастать количеством сотрудников вслед за ростом заказов.

Самое интересное — это товар. Важно правильно подобрать, по интересным ценам, с интересной широтой ассортимента. У нас 7 товарных категорий, 10 тыс. наименований товаров. Канцелярия занимает 28−30%, бумага и бумажные изделия — 32%, хозтовары — 18%, офисная техника и комплектующие к ней — 15%, остальное касается офисной кухни.

Отношения с конкурентами

Я никогда не работаю с оглядкой на конкурентов: не мониторю их цены, поведенческую модель. Одни продают оргтехнику, другие канцтовары, третьи мебель — кого из них считать конкурентами? У нас разные бизнес-модели. Емкость рынка одна, но мы растем постоянно от 45% до 75% в год. По налогам мы ежегодно 80% добавляем. В первый год налоги составили 1,5 млн тенге, сейчас — порядка 80 млн. Сейчас наши обороты приближаются к запланированному показателю в 1,5 млрд тенге. Конечно, мы растем за счет кого-то, но мы интернет-магазин, как тут сравнивать.

Конкуренция очень жесткая, рынок не свободен, каждый старается свое сохранить и залезть в чужое пространство. Что меня несильно радует — только за счет цены это делается, компании всегда готовы к демпингу. Но я не вижу компаний, которые бы доставляли товары день в день или без предоплаты.

Экономию КПН потратим на развитие

20% КПН — это существенная поддержка. В этом году ожидаем прибыль порядка 85 млн тенге, следовательно, речь примерно о 17 млн. Куда мы их потратим? Создавая магазин, мы хотели быть номером один, второго места для нас не существует. Отсюда и планы по развитию на все города Казахстана. Начали экспансию в регионы через почтовые рассылки, следующий этап — строительство распределительных центров в регионах. Поэтому вся прибыль однозначно инвестируется. В регионах сложно добиться поставок день в день, сейчас через почту работаем. Дальше от «Казпочты» зависит. Если поставки будут быстрыми, это даст импульс к развитию интернет-торговли.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Office Expert канцелярские товары товары для офиса конкуренция на рынке Кайрат Десупов

30.05.2018 • 08:30 2975

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Рынок товаров для офиса в РК оценивается в $600 млн
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика